КОПИЯ Дело № 2-2727/2022
УИД 16RS0047-01-2022-004289-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 года город Казань
Кировский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галиуллиной Л.Р. при секретаре судебного заседания Валиевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каргина А.А. к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли – продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Каргин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли – продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1128 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: «Цена проданной доли в праве на земельный участок составляет 25074 рубля 03 копейки, НДС не облагается. Цена определена в соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827 «О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственника таких зданий, сооружений либо помещений в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 12 марта 2021 года.
В обоснование своих требований истец указал, что является собственником 1/3 доли в праве на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в пределах земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
14 декабря 2020 года Каргиным А.А. совместно с Катковой М.Х. в Администрацию Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани подано заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 1128 кв.м. по <адрес>, с кадастровым номером № в следующем порядке: Катковой М.Х. – 2 /3 доли в праве бесплатно, Каргину А.А. – 1/3 доли в праве за плату.
3 марта 2021 года Каткова М.Х. и Каргин А.А. получили отказ Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в предоставлении 2/3 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, со ссылкой на то, что из решения Кировского районного суда города Казани усматривается вывод суда о том, что законных оснований для признания права собственности в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в отношении вышеуказанного земельного участка не возникло. Отказ не содержит в себе сведений об основании для отказа в предварительном согласовании 1/3 доли в праве на земельный участок Каргину А.А.
Заявление о предварительном согласовании предоставлении земельного участка с кадастровым номером № Каргиным А.А. подано в уполномоченный орган 14 декабря 2020 года, однако отказ получен только 3 марта 2021 года. Таким образом, уполномоченный орган нарушил тридцатидневный срок рассмотрения заявления Каргина А.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Кировского районного суда города Казани от 13 июля 2021 года данный отказ уполномоченного органа признан незаконным и на него возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Катковой М.Х., Каргина А.А. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 1128 кв.м. по ул. <адрес> города Казани.
В связи с вышеизложенным в результате незаконных действий уполномоченного органа по рассмотрению вышеуказанного заявления Каргина А.А. процедура по выкупу истцом 1/3 доли земельного участка затянута.
При повторном рассмотрении обращения Катковой М.Х. и Каргина А.А. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено постановление № 2955 от 11 ноября 2021 года «О предварительном согласовании предоставления гражданам Катковой М.Х. Каргину А.А. земельного участка по <адрес>», на основании которого МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» подготовлен проект договора купли – продажи земельного участка с кадастровым номером №, в котором выкупная стоимость проданной доли земельного участка рассчитана, исходя из 100% его кадастровой стоимости (1 474961,52*100%)/3, что составляет 491653 рубля 84 копейки.
Не согласившись с выкупной ценой земельного участка, Каргин А.А. обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с протоколом разногласий по договору купли – продажи № 28463, в котором просил внести изменения в данный договор, а именно в пункте 2.1 договора указать цену проданной доли в праве на земельный участок в размере 25074 рубля 30 копеек, НДС не облагается.
Истец обосновывает вносимые им в проект договора изменения тем, что цена продажи земельного участка должна быть определена продавцом в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827, действовавшем на момент подачи Каргиным А.А. заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка (до вынесения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года № 124).
Однако Каргину А.А. отказано в изменении выкупной цена запрашиваемого им земельного участка со ссылкой на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827 (в редакции постановления от 12 марта 2021 года № 124). Также ответчиком указано, что при заключении договора купли – продажи земельного участка цена должна соответствовать требованиям законодательства и подлежит расчету на момент заключения договора купли – продажи, что подтверждается ответом от 29 июня 2022 года № 2383/КЗИО-ИСХ/ОГ.
Указанные действия ответчика, по мнению истца, привели к нарушению его прав на выкуп земельного участка по цене, действовавшей на момент обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Полагал, что поскольку он обратился в уполномоченный орган до 12 марта 2021 года, в связи с чем выкупная цена 1/3 доли в праве на земельный участок подлежала расчету, исходя из семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, а именно (1474961*0,3%*17)/3, что составляет 25074 рубля 30 копеек.
Отказ МКУ «Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в заключении договора купли – продажи земельного участка № 28463 на условиях, предложенных истцом, послужил основанием для обращения последнего в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В судебное заседание истец Каргин А.А. не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца Каргина А.А. Яковлева Т.В. исковые требования в полном объеме поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Каткова М.Х., представители МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в судебное заседание не явились, судом извещались в установленном законом порядке, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт2 пункта 1 статьи 39.1).
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 и 3 статьи 3.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимной связи, органы местного самоуправления при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определяют цену по правилам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 127,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Каргину А.А. – 1/3 доли в праве, Катковой М.Х. – 2/3 доли в праве.
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, границы земельного участка не уточнены.
14 декабря 2020 года Каргин А.А., Каткова М.Х. обратились в МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка под жилым домом по <адрес>, площадью 1128,0 кв.м., Катковой М.Х. – 2/3 доли в праве бесплатно, Каргину А.А. – 1/3 доли в праве за плату.
При таких обстоятельствах, имея на праве общей долевой собственности жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, истец в соответствии с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обладал исключительным правом на приобретение в собственность спорного земельного участка за плату.
3 марта 2021 года Каргину А.А., Катковой М.Х. МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» направлен отказ № 03-10/1807 в предварительном согласовании бесплатного предоставления 2/3 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, в связи тем, что имеется вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Казани от 19 августа 2020 года по делу № 2-998/2020.
При этом, в данном ответе не содержится указания о рассмотрении по существу заявления А.А. Каргина о предоставлении земельного участка - 1/3 доли в праве за плату.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Казани от 13 июля 2021 года удовлетворено частично административное исковое заявление Катковой М.Х., Каргина А.А., признан незаконным ответ на обращение Катковой М.Х., Каргина А.А., выраженный в письме заместителя главы администрации Батманова А.Ю. от 3 марта 2021 года № 03-10/1807. На Исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Катковой М.Х., Каргина А.А. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 1128,0 кв.м. по ул. <адрес>.
Данным решением суда установлено нарушение органом местного самоуправления срока рассмотрения заявления Каргина А.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также нарушение его прав на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При повторном рассмотрении обращения Катковой М.Х. и Каргина А.А. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено постановление № 2955 от 11 ноября 2021 года «О предварительном согласовании предоставления гражданам Катковой М.Х. Каргину А.А. земельного участка по <адрес>».
На основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 ноября 2021 года №2955, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» подготовлен проект договора купли – продажи земельного участка с кадастровым номером № под № 28463, в котором выкупная стоимость проданной Каргину А.А. 1/3 доли земельного участка рассчитана в соответствии спостановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827 «О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых распложены здания, сооружения собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления от 12 марта 2021 года № 124) в размере 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка, в размере 491653 рубля 84 копейки (пункт 2.1 договора).
18 марта 2022 года Каргин А.А. обратился в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением о заключении договора купли – продажи 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
По итогам рассмотрения заявления в предоставлении муниципальной услуги ответчиком отказано письмом от 25 марта 2022 года № 1055/КЗИО-ИСХ/ОГ с указанием о необходимости предоставления заявления от всех собственников, указанных в постановлении Исполнительного комитета города Казани от 11 ноября 2021 года № 2955.
25 мая 2022 года Каргиным А.А. повторно подано заявление о заключении договора купли – продажи.
30 мая 2022 года в адрес Каргина А.А. ответчиком направлено уведомление о готовности проекта договора купли – продажи земельного участка № 28463 с выкупной стоимостью в размере 491653 рубля 84 копейки из расчета, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года № 124.
Каргиным А.А. в адрес МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» направлен протокол разногласий к проекту договора купли – продажи № 28463 земельного участка с кадастровым номером №, площадью1128 кв.м., занимаемого индивидуальным жилым домом по <адрес>, в котором просил внести изменения в данный договор, а именно в пункте2.1 договора указать цену проданной 1/3 доли в праве на земельный участок в размере 25074 рубля 30 копеек, НДС не облагается, рассчитанной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827, в редакции, действующей на момент обращения Каргина А.А. с заявлением о предоставлении земельного участка (14 декабря 2020 года).
Письмом от 29 июня 2022 года № 2383/КЗИО-ИСХ/ОГ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Каргину А.А. сообщено об отказе в принятии протокола разногласий к проекту договору купли – продажи № 28463, поскольку в соответствии с внесенными в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827 изменениями при заключении договора купли-продажи земельногоучастка без проведения торгов в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, цена земельного участка устанавливается в размере 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент поступления обращения собственника здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на таком земельном участке, за исключением случаев, установленных пунктом 2 постановления. В связи с этим цена продажи земельного участка равна его кадастровой стоимости и составляет 491653 рубля 84 копейки.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Кроме того, в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведены в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также в указанной статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (пункт 7).
Защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых приведен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида (например, условия, указанные в статьях 555 и 942 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Порядок продажи земельных участков, находящихся в собственности в Республике Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений установлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827 «О продаже земельных участков, находящихся в собственности в Республике Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 1 данного постановления цена земли, применяемая в Республике Татарстан для определения стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - земельные участки), составляет:
семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения свыше 500 тыс. человек;
десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения до 500 тыс. человек;
трехкратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - за пределами границ населенных пунктов;
оплата по договору купли-продажи земельного участка производится в течение тридцати дней со дня его заключения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 года № 124 внесены изменения в указанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, согласно которым с 12 марта 2021 года цена земельного участка устанавливается в размере 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент поступления обращения собственника здания, сооружения либо помещений в них, расположенных на таком земельном участке, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящего постановления.
Исходя из вышеуказанных норм права, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением. При этом выкупная стоимость относится к существенным условиям договора, которая подлежит указанию в договоре.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка за плату (1/3 доли в праве) Каргин А.А. обратился 14 декабря 2020 года с предоставлением всех необходимых документов, поскольку уполномоченным органом заявление не было возвращено истцу. При этом вступившим в законную силу решением суда установлено нарушение порядка и сроков рассмотрения данного заявления Каргина А.А.
При таких обстоятельствах при расчете выкупной цены земельного участка надлежало руководствоваться постановлением от 3 октября 2012 года № 827, в редакции, действовавшей по состоянию на 14 декабря 2020 года.
Доводы МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о том, что при заключении договора купли-продажи земельного участка выкупная цена должна соответствовать требованиям законодательства и рассчитываться на момент заключения договора, в связи с чем изменение выкупной стоимости земельного участка не представляется возможным, суд находит несостоятельными, нарушающими право истца, как лица, имеющего право приобрести земельный участок по цене, действовавшей на день обращения в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность, поскольку в силу статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по предоставлению земельного участка возникла у органов местного самоуправления с момента обращения истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в черте города Казани, численность населения которого составляет свыше 500 тыс. человек, стоимость указанного земельного участка составляет семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно решению Казанской городской Думы «О земельном налоге» (в редакции от 29 октября 2018 года № 3-29) ставка земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, составляет 0,3%.
Таким образом, цена проданного земельного участка в проекте договора должна составлять 25 074 рубля 03 копейки из расчета (1474961*0,3%*17)/3.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что заявление истцом было подано еще до внесения изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 года № 827, то суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Каргина А.А. к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли – продажи земельного участка удовлетворить.
Урегулировать разногласия между Каргиным А.А. и муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», действующим от имени Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, и изложить условия пункта 2.1 договора купли - продажи земельного участка № 28463 в следующей редакции:
«Цена проданной доли в праве на земельный участок составляет 25 074 рубля 03 копейки, НДС не облагается».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кировский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Л.Р. Галиуллина
Справка: решение суда составлено в окончательной форме 21 сентября 2022 года.
Судья /подпись/ Л.Р. Галиуллина
Копия верна.
Судья Кировского
районного суда города Казани Л.Р. Галиуллина
Решение27.10.2022