ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2729/2021 от 13.05.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

11RS0001-01-2021-002193-62 Дело № 2-2729/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Биглер Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2021 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о перерасчете и выплате недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о перерасчете пенсии с 17.09.1997 с индексациями и компенсационными выплатами по декабрь 2001 года и выплате недополученной пенсии.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна, ходатайств не заявлено.

Представитель истца в судебное заседание не явилась, в предоставленной телефонограмме просила дело слушанием отложить в связи с повышением давления и вызовом скорой помощи, однако доказательств уважительности причин неявки в заседание представителем истца не представлено. Кроме того, суд принимает во внимание, что копия листка нетрудоспособности представителя истца суду представлена не была, также не было предоставлено доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание истца, следовательно, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания причин неявки представителя истца в судебное заседание уважительными.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 с 17.09.1997 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

15.11.2019 ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о разъяснении назначенной пенсии, выплате пенсии за периоды с даты назначения по настоящее время, перерасчете пенсии.

17.12.2019 Управлением дан ответ с разъяснением о размере пенсии, выплате пенсии, изменении размера пенсии, о невозможности произвести перерасчет пенсии в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

09.01.2020 ФИО1 вновь обратилась в Управление с заявлением о перерасчете пенсии по тем же основаниям, установлении пенсии с 09.08.1996 года.

06.02.2020 Управлением дан ответ на указанное обращение.

На период обращения истца в пенсионный орган с заявлением 17.09.1997 о назначении пенсии вопросы назначения, выплаты, а также перерасчета пенсий были урегулированы нормами Закона Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Так, согласно ст. 3 указанного Закона в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, предусматривалось назначение, в том числе, пенсии за выслугу лет.

Статья 80 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 предусматривала, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Согласно статье 84 Закона пенсия (кроме пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах) устанавливается в размере от 55 до 75 процентов заработка. При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55 процентов заработка; за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на один процент заработка.

Минимальный размер пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона). Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов (ст. 85 Закона).

Максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации на уровне трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости. Максимальный размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на 1 процент за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов (ст. 86 Закона).

С 1 января 2002 года правоотношения по установлению и выплате трудовых пенсий регулируются Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

После вступления с 1 января 2002 г. в силу нового Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", гражданам, уже получавшим пенсию на 01.01.2002, размер пенсии пересматривался, и в случае снижения размера по новому закону, не уменьшался, а оставался в прежнем размере. С даты вступления указанного Закона в силу, трудовая пенсия включала в себя базовую и страховую части.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункта 2 статьи 30 указанного Закона в новой редакции расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в различном порядке: исчисление пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера; исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера; исчисление пенсии согласно установленной пенсии на 31 декабря 2001 г. До этой даты расчет пенсии по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" осуществлялся на основании актов Конституционного Суда Российской Федерации. С 1 января 2010 г. нормы, предусматривающие возможность расчета пенсии по старому закону, нашли непосредственное закрепление в действующем пенсионном законодательстве.

В соответствии со статьей 118 Закона № 340-1 пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно статье 119 указанного Закона пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на нее.

ФИО1 с 17.09.1997 была установлена пенсия по выслуге лет в соответствии со статьей 80 Закона № 340-1 в размере 55 % заработка.

Оснований для назначения пенсии по старости ФИО1 с 17.09.1997 не имелось, т.к. на указанную дату отсутствовало право на пенсию по старости.

Размер пенсии истца на 17.09.1997 был определен с учетом:

«осовремененного» среднемесячного заработка №... руб., определенного за период с сентября 1995 года по август 1997 года. «Осовремененный» среднемесячный заработок был подсчитан следующим образом: сумма фактического заработка за указанный период была разделена на 12 месяцев и умножена на все предшествующие дню назначения индексы повышения заработка;

стажа работы педагогической деятельности - №... лет №... дней, учитываемого в календарном порядке.

Фактический размер пенсии составлял №... руб. (0,55 х №...). Данный размер был ограничен максимальным размером - №... руб. К пенсии была начислена компенсационная выплата №... руб. в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

До 01.01.2002 размер пенсии увеличивался путем ее индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране.

С введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" ФИО1 была произведена оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал

При определении размера пенсии по нормам указанного Федерального закона осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно пункта 2 статьи 30 указанного Закона в новой редакции расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в различном порядке: исчисление пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера; исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера; исчисление пенсии согласно установленной пенсии на 31 декабря 2001 г.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", размер пенсии по старости состоит:

- из базовой части трудовой пенсии по старости (Б.ч.), которая устанавливается в твердых размерах и согласно п. 6 ст. 17 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФ РФ;

- и страховой части трудовой пенсии по старости, которая определяется по формуле: СЧ = ПК/ Т, где:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии;

ПК определяется по формуле:

ПК = (РП - Б.ч.) x Т, где РП - расчетный размер пенсии.

В соответствии со ст. 17 ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

За период с 01.01.2002 года истцу производилась индексация размера пенсии на основании Постановлений Правительства РФ в соответствии со ст. ст. 14, 30 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Обращаясь с иском в суд истец полагает необходимым произвести перерасчет пенсии на основании ст. 16 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 16 Закона РФ от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

В силу ст. 10 пенсия на общих основаниях устанавливалась мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Согласно с. 11 Закона пенсия на льготных основаниях устанавливается следующим категориям граждан: а) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет; б) инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения (статья 41 Закона): мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном в статье 10 Закона; в) инвалидам I группы по зрению: мужчинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет и женщинам - по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет; г) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам - по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам - по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

В силу ст. 12 Закона пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась: а) мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.

Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам; б) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам; в) женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали в качестве трактористов - машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно - разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона; г) женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; д) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона; е) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого - разведочных, поисковых, топографо - геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

При этом период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода - по фактической ее продолжительности, а на сезонных работах - в соответствии со статьей 94 настоящего Закона; ж) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (по списку профессий, должностей и производств), и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона; з) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров - механизаторов) комплексных бригад на погрузочно - разгрузочных работах в портах и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона; и) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно - вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона; к) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона; л) мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций; м) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона; о) мужчинам и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно - спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Закона пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет.

Таким образом, статья 16 Закона РФ от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривает порядок исчисления размера пенсии по старости, а ФИО1 установлена пенсия с 17.09.1997 по выслуге лет.

С 01.01.2002 размер пенсии истицы после проведенных индексаций составлял - №... руб., то есть увеличился на №... руб.

С 01.02.2002 произведены индексации размеров базовой и страховой частей трудовой пенсии истца, в дальнейшем произведен перерасчет пенсии, произведена валоризация, правильность расчетов которых судом проверена.

Принимая во внимание вышеизложенное, положения Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20.11.1990, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Доказательств несоответствия расчета, представленного ответчиком и проверенного судом, требованиям пенсионного законодательства стороной истца не представлено.

Таким образом, при разрешении спора суд приходит к выводу, что размер трудовой пенсии истца, в том числе до 31.12.2001 и после 01.01.2002, исчислен ответчиком верно, в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, следовательно оснований для удовлетворения требований о перерасчете пенсии с 17.09.1997 с индексациями и компенсационными выплатами по декабрь 2001 года и выплате недополученной пенсии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий С.М. Сухорукова

...

...

Председательствующий С.М. Сухорукова