Дело № 2- 272/ 11 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ДАТА Кыштымский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего: Лотовой Н. И. при секретаре: Яровой Я. Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Отделения по г. Кыштыму Управления Федерального казначейства по Челябинской области У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Отделения по г. Кыштыму Управления Федерального казначейства по Челябинской области, просила признать необоснованными действия Отделения о возврате ей исполнительного листа, обязать Отделение принять к исполнению исполнительный лист Кыштымского горсуда от ДАТА о взыскании 1 414 345 руб. с Кыштымского городского округа в лице Финансово-экономического управления, как исполнительного финансового органа КГО и главного распорядителя средств местного бюджета. В обоснование заявления ФИО1 сослалась на те обстоятельства, что она, руководствуясь ст. 242. 5 п. 9 Бюджетного кодекса РФ, ДАТА направила исполнительный лист в Отделение по г. Кыштыму УФК по Челябинской области, как орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета получателя средств местного бюджета КГО для исполнения. Однако, письмом от ДАТА Отделение вернуло ей указанный исполнительный лист и приложенные к нему документы со ссылкой на то, что должнику лицевые счета, указанные в п. 1 ст. 242. 5 БК РФ, в отделении не открыты. Полагает, что доводы Отделения противоречат действующему бюджетному законодательству, предусматривающему порядок обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения- должника. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Финансово-экономическое управление Кыштымского городского округа. Заявитель ФИО1 в суд не явилась, была надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства. Представитель заявителя ФИО1- ФИО2, действующий на основании доверенности, заявление поддержал, сославшись на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Отделение необоснованно возвратило ФИО1 исполнительный лист, поскольку основания, по которым он был возвращен, не предусмотрены п. 3 ст. 242. 1 БК РФ. Согласно порядку открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов РФ открывается и ведется лицевой счет, именно такой счет был открыт Отделением по г. Кыштыму УФК по Челябинской области ФЭУ КГО, как главному распорядителю средств местного бюджета. Других организаций, которые открывали бы лицевые счета, на территории КГО не существует. Оспариваемое ФИО1 решение нарушает ее права на своевременное исполнение судебного решения. Представитель лица, действия которого оспариваются заявителем- Отделения по г. Кыштыму УФК по Челябинской области- руководитель Отделения ФИО3 заявление не поддержала, сославшись на письменный отзыв на заявление, пояснив, что в соответствии со ст. 215. 1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнительным органом КГО является ФЭУ КГО. В соответствии с Положением о ФЭУ КГО оно открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей бюджетных средств, а также получателей бюджетных средств, организует казначейское исполнение местного бюджета. В соответствии с положениями БК РФ органы казначейства осуществляют бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, по поручению администрации муниципального образования в соответствии с заключенным соглашением открывают и ведут счета для учета операций главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета. Отделением по г. Кыштыму УФК по Челябинской области открыт лицевой счет НОМЕР, по которому осуществляется только кассовое обслуживание. Представитель заинтересованного лица ФЭУ КГО в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, представлен письменный отзыв на заявление ФИО1 Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав все материалы дела, оценив доводы заявителя, Отделения по г. Кыштыму УФК по Челябинской области, ФЭУ КГО в обоснование заявления и возражений против его удовлетворения, суд находит заявление ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу положений ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод… Судом установлено, что ДАТА ФИО1 предъявила в Отделение по г. Кыштыму УФК по Челябинской области исполнительный лист от ДАТА., выданный Кыштымским горсудом на основании решения горсуда от ДАТА. и определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДАТА. о взыскании денежных средств с Кыштымского городского округа в лице ФЭУ КГО, что подтверждено соответствующим заявлением ( л. д. 8), также решением Кыштымского горсуда от ДАТА и Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского облсуда от ДАТА ( л. д. 62-71). Установлено, что решением Отделения от ДАТА предъявленный к исполнению исполнительный лист был возвращен взыскателю ФИО1 по тем основаниям, что в Отделении ФЭУ КГО открыт лицевой счет бюджета, лицевые счета, указанные в п. 1 ст. 242. 3, п. 1 ст. 242. 4, п. 1 ст. 242. 5 БК РФ не открыты ( л. д. 16-17). Оценив доводы Отделения по г. Кыштыму УФК по Челябинской области в обоснование возврата предъявленного к исполнению исполнительного документа, суд полагает, что указанное решение ( действие), оспариваемое заявителем ФИО1, является необоснованным, противоречит действующему бюджетному законодательству, в связи с чем нарушены права взыскателя на своевременное и законное исполнение судебного решения. Общие положения предъявления исполнительного документа к исполнению по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрены п. п. 1, 2 ст. 242-1 Бюджетного кодекса РФ. В силу положений п. 3 указанной нормы БК РФ основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в частности, не предоставление какого-либо документа, указанного в п. 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Указанные основания возврата исполнительного документа взыскателю содержат исчерпывающий перечень, в связи с чем основания, по которым Отделением был возвращен исполнительный лист взыскателю, суд находит незаконными. Кроме того, указанные основания противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с п. 9 ст. 242. 5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя ( распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом. Согласно Порядку открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденному Приказом Федерального казначейства от ДАТА. НОМЕР н п. 2. 1, п. 2 для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), открывается и ведется лицевой счет бюджета. Как установлено судом, Отделением по г. Кыштымк УФК по Челябинской области был открыт лицевой счет ФЭУ КГО, как главному распорядителю средств местного бюджета, НОМЕР ( л. д. 29-37). Судебными решениями от ДАТА и от ДАТА. ( л. д. 62-71) с МУ «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ», а при недостаточности средств у МУ «СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ»- за счет средств местного бюджета КГО в пользу ФИО1 взысканы денежные суммы в счет цены договора, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя в общей сумме 1 414 345 руб. В силу положений ст. 215-1 БК РФ бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации…счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи. Исходя из положений указанной нормы БК РФ, принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат осуществляется с единого счета бюджета, принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать средства только от главного распорядителя ( распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Положениями п. п. 1,3 ст. 239 БК РФ предусмотрено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта… Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24-1 настоящего Кодекса. В соответствии с положениями ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования по искам к муниципальным образованиям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Органы федерального казначейства, в силу положений ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Учитывая, что в силу положений указанных норм БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета, учитывая, что ФЭУ КГО, как главному распорядителю бюджетных средств муниципального образования, Отделением открыт лицевой счет, а также учитывая, что взыскателем ФИО1 предъявлен к исполнению исполнительный документ в Отделение в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ, суд полагает, что предъявленный к исполнению исполнительный документ подлежит исполнению, возвращение его без исполнения взыскателю по указанным Отделением основаниям является незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение Отделения по г. Кыштыму Управления Федерального казначейства по Челябинской области о возвращении ФИО1 исполнительного листа. Обязать Отделение по г. Кыштыму Управления Федерального казначейства по Челябинской области принять к исполнению исполнительный документ- исполнительный лист НОМЕР от ДАТА, выданный Кыштымским горсудом Челябинской области, о взыскании с Кыштымского городского округа за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 1 414 345 руб. Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Кыштымский горсуд в течение 10 дней. Председательствующий: (подпись) Решение не вступило в законную силу. |