к делу №2-272/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 25 сентября 2014 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего Макаренко В.В.,
с участием прокурора прокуратуры Северского района Ереджибоковой В.Н.,
представителей ответчицы Чопозова Р.Г., Богданова С.И.,
при секретаре Ошкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц, администрации муниципального образования Северский район к Чопозовой Нине Михайловне о возложении обязанности устранения нарушений земельного законодательства и законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц и администрации МО Северский район в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Чопозовой о приостановлении строительных работ на объекте, расположенном на земельном участке в <...> <...>К, с кадастровым номером <...>, до устранения выявленных нарушений, об обязании ответчика провести экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий строящегося объекта недвижимости на указанном земельном участке, об обязании ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в части отсутствия шестиметрового расстояния между пятиэтажным домом в <...>, и зданием магазина в <...> об обязании ответчика устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем освобождения самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками и площадкой на прилегающей территории к магазину, об обязании ответчика направить в орган государственного строительного надзора извещение о начале возобновления строительных работ.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Северского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка доводов обращения <...> о нарушении градостроительного, земельного и природоохранного законодательства при эксплуатации здания магазина в <...>. По результатам проведенной проверки с выходом на место с привлечением специалистов Управления государственного строительного надзора Краснодарского края, Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Управления архитектуры и капитального строительства администрации МО Северский район, а также совместно с представителями администрации Афипского городского поселения установлено, что земельный участок по адресу: <...> <...> площадью 100 кв. м. с кадастровым номером <...> принадлежит на праве аренды Чопозовой Нине Михайловне на основании договора аренды земельного участка <...> от <...>. для размещения магазина промышленных и хозяйственных товаров (договор зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним <...>.). На данном земельном участке Чопозовой Н.М. в период с <...> по <...> производилось строительство объекта капитального строительства «Магазин промышленных хозяйственных товаров» (основные проектные характеристики: площадь застройки – 90 кв.м; строительный объем - <...> куб.м; общая площадь - <...> кв.м; торговая площадь - <...> кв.м; этажность - 2 этажа), что подтверждается выданным администрацией Афипского городского поселения Северского района разрешением на строительство от <...> № <...> и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от <...> № <...> который в свою очередь послужил основанием для выдачи Чопозовой Н.М. свидетельства о регистрации права от <...>. на нежилое помещение, с указанием этажности - 2 этажа. На момент проведения проверки объект капитального строительства, расположенный по адресу: <...>К, представляет собой 3-х этажное здание многофункционального назначения: на первом этаже размещаются магазины по продаже продовольственных товаров, на втором этаже размещаются офисные помещения, на третьем этаже выполнено устройство внутренних стен и перегородок, оконных и дверных блоков, устройство наружной металлической лестницы ведущей на 3-й этаж здания, выполнена прокладка электрических кабелей, разводка труб системы водоснабжения и канализации, установка отопительных приборов. На момент проверки выполнялись внутренние отделочные работы. Высота третьего этажа составляет порядка 2,5-3м. Как следует из положения ст.42 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил. Правительством РФ утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение вышеуказанного требования Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010г. №1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) утвержден прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применение которых осуществляется на обязательной основе.
Как следует из п.82 вышеуказанного распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010г. №1047-р требования СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», а именно разделы 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 являются обязательными для исполнения. В соответствии с п.В.1.6 «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2м. Таким образом, количество этажей указанного объекта составляет 3 этажа.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство. В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации. Отсутствие указанного заключения является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (п.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, фактически застройщиком произведена реконструкция объекта капитального строительства «Магазин промышленных и хозяйственных товаров (по факту 3-х этажное здание)» без полученного в установленном законом порядке разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, что является нарушением требований ч.ч.1, 2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности либо предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны.
В силу требований ч.ч.1, 5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Таким образом, вопрос соответствия проектной документации вышеуказанным требованиям является одним из разделов проводимой государственной экспертизы, поэтому отсутствие последнего не позволяет сделать вывод о соответствие строящегося объекта недвижимости требованиям законодательства.
Принимая во внимание технические характеристики возводимого объекта, предусматривается необходимость прохождения государственной экспертизы проектной документации, а также осуществления государственного строительного надзора. Однако, в нарушение указанных требований закона соответствующая государственная экспертиза проектной документации при строительстве вышеуказанного здания не проведена. Нарушения градостроительного законодательства подтверждаются справкой ведущего консультанта отдела государственного строительного надзора <...>, информацией Управления архитектуры и капитального строительства администрации МО Северский район и информацией администрации Афипского городского поселения. Кроме того, по результатам проверки установлено, что на прилегающей территории перед земельным участком по <...> имеются бетонные ступеньки с площадкой, которые расположены на землях администрации Афипского городского поселения общей площадью 20кв.м. Документы на земельный участок под имеющимися ступеньками отсутствуют.
В соответствии с ч.3. ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно п.1 ст.25, п.1 ст.26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним» от 21.07.1997г. Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним». В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. В нарушение требований ст.6 ЗК РФ земельный участок под строениями, выходящими за границы предоставленного земельного участка, не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, его границы и размеры не утверждены в установленном порядке, что также приводит у несоблюдению положений ст.ст.25, 26, 42, 43 ЗК РФ, которыми определен порядок закрепления права на использование земельных участков землепользователями. Выявленное нарушение подтверждается информацией Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 19.12.2013г.
Также, по результатам проверки выявлены нарушения пожарного законодательства при эксплуатации здания магазина в <...> по <...>», установленные требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Так, согласно п. 4.3 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей № 1, а именно равной 6м. Фактически расстояние между пятиэтажным домом в <...> и зданием магазина в пгт. <...> <...>, равно 5,4м, что является нарушением требований п. 4.3 СП 4.13130.2013, что подтверждается справкой ОНД по Северскому району от 20.12.2013г. Ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных дружин и т.д. В соответствии с п.1 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и т.д. Указанные нарушения угрожают не только жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут привести к несчастным случаям, возникновению пожаров, способствовать совершению террористической деятельности.
Использование земельных участков без получения соответствующих разрешительных документов нарушает права муниципального образования Северский район в части получения дохода в бюджет района за пользование земельными участками либо соответствующей уплаты земельного налога. Несоблюдение Чопозовой Н.М. требований градостроительного законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в частности, на безопасные условия нахождении в здании возможных посетителей, что в свою очередь может повлечь за собой угрозу причиненного вреда жизни и здоровью людей, а также лиц, осуществляющих строительные работы.
В судебном заседании 25.03.2014г. в порядке ст.39 ГПК РФ прокурор заявил ходатайство об изменении исковых требований, согласно которым просил обязать Чопозову Н.М. привести объект капитального строительства, расположенный на земельном участке в <...> с кадастровым номером <...> в соответствие с параметрами, указанными в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 02.04.2013г. №<...> устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем освобождения самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками с площадкой путем демонтажа ступеней в количестве трех штук площадью 14кв.м., прилегающие к магазину с лицевой стороны, служащие для доступа в помещения, расположенных на первом этаже и ступеней площадью 6кв.м. с пандусом для инвалидов с северной стороны магазина, расположенные на земельном участке между магазином по адресу: <...>К и многоквартирным домом, которые служат для доступа на второй и третий этажи здания, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, обеспечить шестиметровое расстояние между пятиэтажным домом в <...> и зданием магазина в <...>К.
В судебном заседании 03.04.2014г. в порядке ст.39 ГПК РФ прокурор заявил ходатайство об изменении исковых требований, согласно которым просил обязать Чопозову Н.М. привести чердачное помещение, расположенное между верхним перекрытием второго этажа и кровлей в соответствие с проектной документацией, выполненной ООО «Студия архитектуры и дизайна», на основании которой администрацией Афипского городского поселения выдано разрешение на строительство от 26.07.2011 №<...>, устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем освобождения самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками с площадкой путем демонтажа ступеней в количестве трех штук площадью 14кв.м., прилегающие к магазину с лицевой стороны, служащие для доступа в помещения, расположенные на первом этаже и ступеней площадью 6кв.м. с северной стороны, а также ступени с пандусом для инвалидов с северной стороны магазина, расположенные на земельном участке между магазином по адресу: <...> и многоквартирным домом по адресу: <...>, которые служат для доступа на второй и третий этаж здания, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно обеспечить шестиметровое расстояние между пятиэтажным домом в <...> <...> и зданием магазина в <...>.
В судебном заседании 23.09.2014г. в порядке ст.39 ГПК РФ прокурор заявил ходатайство об изменении исковых требований, согласно которым просил обязать Чопозову Н.М. устранить допущенные нарушения земельного законодательства путем освобождения самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками с площадкой путем демонтажа ступеней в количестве трех штук площадью 14кв.м., прилегающие к магазину с лицевой стороны, служащие для доступа в помещения, расположенные на первом этаже и ступеней площадью 6кв.м. с северной стороны, а также ступени с пандусом для инвалидов с северной стороны магазина, расположенные на земельном участке между магазином по адресу: <...> и многоквартирным домом по адресу: <...>, которые служат для доступа на второй и третий этажи здания, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации здания магазина, разработав специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности здания магазина и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В обоснование измененных требований прокурор указал, что в ходе рассмотрения дела установлено, что вступившим в законную силу решением Северского районного суда от 02.06.2014г. исковые требования Чопозовой Н.М. к администрации Афипского городского поселения о признании права собственности на объект в реконструированном виде удовлетворены, за ней признано право собственности на нежилое двухэтажное здание с мансардным этажом общей площадью <...>.м., расположенное по адресу: <...> В связи с этим требование о приведении чердачного помещения, расположенное между верхним перекрытием второго этажа и кровлей в соответствие с проектной документацией, выполненной ООО «Студия архитектуры и дизайна», на основании которой администрацией Афипского городского поселения выдано разрешение на строительство от 26.07.2011г. №<...> в настоящее время не актуально, поэтому истец полагает необходимым исключить данное требование из искового заявления. До настоящего времени ответчиком не предоставлены доказательства правомерности использования земельного участка, расположенного под бетонными ступенями с лицевой и северной сторон магазина и служащие для доступа в помещения магазина. Кроме того, согласно поступившей в прокуратуру района информации из отдела надзорной деятельности Северского района ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации здания магазина, расположенного по адресу: <...>. Установлено, что согласно представленной проектной документации ООО «Студия архитектуры и дизайна» класс конструктивной пожарной опасности здания магазина С0 - степень огнестойкости, II - класс конструктивной пожарной опасности; здания многоквартирного жилого дома С0 - степень огнестойкости, II - класс конструктивной пожарной опасности (кровля жилого дома имеет конструкции, выполненные из горючих материалов). На основании изложенного, согласно требованиям СП 4.13130.2013 п.4.3 таблица 1 расстояние между зданием магазина, расположенного по адресу: <...> и многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...> необходимо принимать 8м. По факту расстояние между многоквартирным домом и зданием магазина равно 6,6м, что является нарушением требований п.4.3 СП 4.13130.2013. В соответствии с ч.2 ст.78 ФЗ от 22.07.2008г. №123-Ф3 (в ред. 23.06.2014г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основании требований указанного федерального закона, также с учетом того, что обеспечение указанного противопожарного расстояния невозможно без нарушения конструктивной целостности объекта (магазина), должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представители ответчицы признали исковые требования в части необходимости разработки специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности здания магазина и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. При этом представители ответчицы пояснили, что изменяющиеся требования истца в части соблюдения противопожарных правил, в том числе изменение методики определения степени огнестойкости смежных зданий и расстояний между ними требует получения соответствующих заключений и разработки специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности здания магазина с целью исключения претензий в будущем.
В силу ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии со ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Суд принимает признание ответчиком иска в части заявленных требований, поскольку это не противоречит требованиям ч.2 ст.39, ч.1 ст.173 ГПК РФ.
В части заявленных требований об освобождения самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками с площадкой путем демонтажа ступеней с лицевой стороны, служащих для доступа в помещения, расположенные на первом этаже и ступеней с пандусом для инвалидов с северной стороны магазина, которые служат для доступа на второй и третий этажи здания представители ответчицы иск не признали и возражали против его удовлетворения. Свои возражения они обосновывали тем, что постановлением администрации муниципального образования Северский район №989 от 18.05.2011г. ответчице был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 100кв.м. с кадастровым номером <...> для размещения магазина промышленных и хозяйственных товаров. В соответствии с целевым назначением земельного участка на основании проекта и разрешения на строительство ответчица построила двухэтажное нежилое здание. После составления технического плана здания и изготовления технического паспорта <...>. ответчице было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU <...>. Ответчица зарегистрировала право собственности на двухэтажное здание с выдачей свидетельства о государственной регистрации права от <...>.
В связи с переоборудованием чердачного помещения вступившим в законную силу решением Северского районного суда от 02.06.2014г. за ответчицей признано право собственности на нежилое двухэтажное с мансардным этажом здание общей площадью 255,48кв.м., расположенное по адресу: <...>. Согласно ст.ст.28, 36 ЗК РФ и разъяснений Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, могут приобрести эти земельные участки в собственность за плату по цене, определяемой органом местного самоуправления. Местоположение границ земельных участков и их площадь были определены ранее вынесенными постановлениями администрации муниципального образования Северский район №989 от 18.05.2011г. и №102 от 27.01.2014г. Земельные участки были поставлены на кадастровый учет. Указанные земельные участки общей площадью 160кв.м. находятся под объектом недвижимости и необходимы для минимального обслуживания существующего здания. При этом закон не допускает отказа со стороны органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку указанный земельный участок не был изъят из оборота, в отношении него не принималось решения о запрете на приватизацию и данный земельный участок не был зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск прокурора в части требований об освобождении самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками с площадкой путем демонтажа ступеней с лицевой стороны, служащих для доступа в помещения, расположенные на первом этаже и ступеней с пандусом для инвалидов с северной стороны магазина, которые служат для доступа на второй и третий этажи здания, не подлежат удовлетворению.
Заявляя требования об освобождения самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками с площадкой путем демонтажа ступеней и пандуса, прокурор фактически требует их сноса.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Системное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод, что предметом требования о сносе может быть только самовольная постройка в виде жилого дома, другого строения, сооружения или иного недвижимого имущества. Спорные ступени и пандус не отвечают перечисленным признакам самовольной постройки. Согласно приобщенной прокурором к материалам дела в качестве обоснования иска справке ГУП КК «Крайтехинвентаризация» от 21.03.2014г. расположенные вне несущих стен ступени, пандус и лестница являются конструктивными элементами здания, несут вспомогательную функцию, относятся к «прочим работам» и не являются самостоятельными объектами недвижимости.
В ходе рассмотрения дела прокурор заявлял требования о приведении здания в соответствие с проектной документацией, выполненной ООО «Студия архитектуры и дизайна», однако в результате исследования представленного прокурором рабочего проекта, выполненного ООО «Студия архитектуры и дизайна» судом установлено, что ступени и лестницы были изначально запроектированы, как принадлежность к основному зданию.
Также судом не может быть признан обоснованным довод прокурора о том, что спорные ступени и пандус построены на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, поскольку согласно приобщенному к материалам дела договору аренды от <...>. ответчице предоставлен во временное пользование земельный участок площадью 100кв.м. для размещения магазина промышленных и хозяйственных товаров. Постановлением администрации муниципального образования Северский район №1647 от <...>. дополнительно к арендованной площади ответчице утверждена схема расположения и акт выбора земельного участка площадью 60кв.м. для размещения лестницы.
Вступившим в законную силу решением Северского районного суда от 02.06.2014г. за ответчицей признано право собственности на нежилое двухэтажное с мансардным этажом здание общей площадью <...>.м., расположенное по адресу: <...>
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, поэтому требования о признании самовольной постройкой и сносе, как всего здания, так и его части не могут быть удовлетворены судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц, администрации муниципального образования Северский район к Чопозовой Нине Михайловне о возложении обязанности устранения нарушений земельного законодательства и законодательства о пожарной безопасности удовлетворить частично.
Обязать Чопозову Нину Михайловну устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации здании магазина, расположенного по адресу: <...>, разработав специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности здания магазина и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Отказать в удовлетворении требований прокурора о возложении на Чопозову Нину Михайловну обязанности освобождения самовольно занимаемого земельного участка под бетонными ступеньками с площадкой путем демонтажа ступеней в количестве трех штук площадью 14кв.м., прилегающих к магазину с лицевой стороны, служащих для доступа в помещения, расположенные на первом этаже и ступеней площадью 6кв.м. с северной стороны, а также ступени с пандусом для инвалидов с северной стороны магазина, расположенные на земельном участке между магазином по адресу: <...> и многоквартирным домом по адресу: <...>, которые служат для доступа на второй и третий этажи здания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 30.09.2014г.
Председательствующий В.В. Макаренко