ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-272/18 от 15.10.2018 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-272/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» октября 2018 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Павловой Е.Н.,

при секретаре Тюниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Российской Федерации к Некоммерческому партнерству «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением иском в интересах Российской Федерации к Некоммерческому партнерству «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, обосновав свое требование тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в деятельности компании установлено, что к основным видам деятельности общества относятся посреднические услуги при купли-продажи, аренде недвижимого имущества, и операции с денежными средствами или иным имуществом. Однако в нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог»не исполняются обязанности в части постановки на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не организации и осуществления внутреннего контроля, не осуществляется обучение сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Выявленные нарушения противоречат основным целям правового регулирования данных правоотношений - защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, пресечение поступления в экономику указанных средств и противодействие финансированию терроризма.

В судебном заседании помощник прокурора Тербунского района Липецкой области Кононов А.И. поддержал заявленные требования в полном объеме ссылаясь на доводы изложенные в иске.

Представитель ответчика Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» директор ФИО1 исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время выявленные при проверке нарушения находятся в процессе устранения.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Судом установлено, что согласно представленным материалам дела, к основным видам деятельности Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» относятся предоставление посреднических услуг при купли-продажи недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, что не отрицалось ответчиком.

В связи с этим, Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» в соответствии со статьей 5 ФЗ от 7 августа 2001г. №115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу статьи 4 ФЗ от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ в числе прочих к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 названного Федерального закона внутренним контролем - является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, принадлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

В силу пункта 2 статьи 7 ФЗ от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом, и подтверждаются руководителем организации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом.

В соответствии с п.2 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203), руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно подпункта "в" пункта 2 «Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфередеятельности которых отсутствуют надзорные органы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 №58) операторы по приему платежей подлежат постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» не исполняются обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: не разработаны и не утверждены правила внутреннего контроля; не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; не утвержден перечень работников, которые должны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не осуществляется обучение сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» не поставлено на учет в Росфинмониторинге.

Согласно п.п. 10 п.5 Указа Президента РФ от 13.06.2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых осуществляют надзорные органы.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления, постановке на учет в территориальном органе подлежат … г) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

При этом в соответствии с п.3 и п.4 Постановления постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - карта).

В судебном заседании установлено, что в настоящее временя указанные выше нарушения Некоммерческим партнерством «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» неустранены, а находятся в процессе устранения, что не оспорено ответчиком.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения противоречат основным целям правового регулирования данных правоотношений - защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, пресечение поступления в экономику указанных средств и противодействие финансированию терроризма.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет Тербунского муниципального района Липецкой области государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского Процессуального кодекса РФ, суд


Р Е Ш И Л:

обязать Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» разработать и утвердить правила внутреннего контроля; назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; утвердить перечень работников, которые должны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; провести обучение работников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, представить в Межрегиональное Управление по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ карту постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы в соответствии с требованиями в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения по делу необходимо сообщить прокурору в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения возложенной обязанности.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Центр поддержки малого бизнеса «Диалог» государственную пошлину в доход бюджета Тербунского муниципального района Липецкой области в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года.

Судья: (подпись) Е.Н.Павлова

Копия верна.

Судья:

Секретарь: