ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-272/19КОПИ от 28.03.2019 Очерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-272/2019 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кляусовой И.В.,

при секретаре Носковой Н.Ф.,

с участием

прокурора Дровосекова С.А.,

представителя ответчика администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края Каменских Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края к администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей,

установил:

прокурор Очерского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности принять установленные законодательством меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей – объектов увековечивания памяти защитников Отечества.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки соблюдения действующего законодательства в сфере содержания мест увековечивания памяти защитников Отечества, выявлено, что администрация Очерского городского поселения не исполняет обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества мемориальных объектов, увековечивающих память защитников Отечества на территории Очерского городского поселения, а именно: «Обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны рабочих машиностроительного завода» (г.Очер, ул.Малышева, 1); «Обелиск в честь воспитанников детского дома, павших в годы Великой Отечественной войны» (г.Очер, ул. ул. О. Кошевого 52); «Братская могила комсомольцев, зверски убитыми белогвардейцами в 1919 г.» (территория старого кладбища в г.Очер); «Обелиск в память павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны рабочих механического завода» (г.Очер, ул.Коммунистическая, 4); «Обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны рабочих машиностроительного завода» (г.Очер, территория старого кладбища); «Братская могила жертв белого террора» (г.Очер, ул.Ленина, 85а); «Обелиск юнгам Северного флота» (г.Очер, ул. Ленина, плотина пруда); «Боевое братство» - памятный знак (камень) воинам-интернационалистам (г. Очёр, парк 50-летия Победы).

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края Каменских Е.П. в судебном заседании, с учетом уточненных исковых требований, заявленные требования признала.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно абз.1 ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу положений ч.1 ст.33 указанного Федерального закона, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как следует из положений ч.1 ст.48 этого же Федерального закона Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно положениям ст.225 ГК РФ, Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3).

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п.5 названного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу положений ст.11 Закона РФ от 14.01.1993 N4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Очерского района Пермского края проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере содержания мест увековечивания памяти защитников Отечества. В ходе проверки выявлено, что администрация Очерского городского поселения не исполняет обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества мемориальных объектов, увековечивающих память защитников Отечества на территории Очерского городского поселения, а именно:

- «Обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны рабочих машиностроительного завода» (г.Очер, ул.Малышева, 1), и «Обелиск в честь воспитанников детского дома, павших в годы Великой отечественной войны» (г.Очер, ул. ул. О. Кошевого 52) замечаний к содержанию памятников не выявлено;

- «Братская могила комсомольцев, зверски убитыми белогвардейцами в 1919 г.» (территория старого кладбища в г.Очер): памятник не покрашен, предположительно слева отсутствует эмалированная табличка с фотографией ФИО10, памятник не огорожен;

- «Обелиск в память павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны рабочих механического завода» (г.Очер, ул.Коммунистическая, 4): краска и побелка памятника во многих местах потрескалась, плитка на площадке перед памятником по многих метах потрескалась и поросла травой;

- «Обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны рабочих машиностроительного завода» с могилами Героя Советского Союза Носкова Н.М., Михалева П.Ф. (г.Очер, территория старого кладбища): ограда памятника и всего мемориального комплекса частично отсутствует, краска потрескалась, имеются признаки разрушения кирпичного основания;

- «Братская могила жертв белого террора» (г.Очер, ул.Ленина, 85а): краска памятника и ограды потрескалась, по бокам облуплено покрытие, имеются признаки разрушения основания, пятиконечная звезда на верхушке памятника сдвинута;

- «Монументально - скульптурная композиция в память павших Очерцев в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945» (г.Очер, ул.Свердлова, 23): плитка основания памятника и прилегающей территории местами выщерблена, потрескана, местами отсутствует (л.д.13).

Указанные обстоятельства подтверждаются представленной фототаблицей (л.д.14-27).

16 ноября 2018 года прокуратурой Очерского района Пермского края в адрес главы Очерского городского поселения внесено представление об устранении нарушений норм законодательства о благоустройстве (л.д.28-30).

Как следует из ответа администрации Очерского городского поселения, представление было рассмотрено 14 декабря 2018 года, в 2019 году планируется проведение кадастровых работ в отношении памятников, которые расположены на территории Очерского городского поселения, но не числятся в реестре муниципальной собственности (л.д.32).

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, перечисленные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.6-12).

Отсутствие регистрации права собственности в отношении спорных объектов увековечивания памяти защитников Отечества влечет несвоевременное и некачеств

енное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры, не исключает возможности утраты физической целостности объектов, а также ухудшения их физической целостности, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения народа Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, срок до 01 апреля 2020 года является разумным сроком для принятия установленных законодательством мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей – объектов увековечивания памяти защитников Отечества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.

Обязать администрацию Очерского городского поселения в срок до 01апреля 2020 года принять установленные законодательством меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей объектов увековечивания памяти защитников Отечества, расположенных на территории Очерского городского поселения:

- «Обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны рабочих машиностроительного завода» (г.Очер, ул.Малышева, 1);

- «Обелиск в честь воспитанников детского дома, павших в годы Великой отечественной войны» (г.Очер, ул. ул. О. Кошевого 52);

- «Братская могила комсомольцев, зверски убитыми белогвардейцами в 1919 г.» (территория старого кладбища в г.Очер);

- «Обелиск в память павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны рабочих механического завода» (г.Очер, ул.Коммунистическая, 4);

- «Обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны рабочих машиностроительного завода» (г.Очер, территория старого кладбища);

- «Братская могила жертв белого террора» (г.Очер, ул.Ленина, 85а);

- «Обелиск юнгам Северного флота» (г.Очер, ул. Ленина, плотина пруда);

- «Боевое братство» - памятный знак (камень) воинам-интернационалистам (г. Очёр, парк 50-летия Победы).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Копия верна: судья