В окончательной форме решение изготовлено 26.08.2013 года.
Дело № 2-272/ 2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2013 г. с.Туринская Слобода, Свердловской области
Слободо-Туринский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е.В., При участии: представителя ответчика федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» Серебрянниковой Т.В.
при секретаре Ерохиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прудникова Виктора Константиновича к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» отделению почтовой связи «Туринская Слобода» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прудников В.К. обратился в Слободо-Туринский районный суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» отделению почтовой связи «Туринская Слобода» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что 17.07.2013 года он обнаружил в своем почтовом ящике почтовую корреспонденцию, в виде простых писем на которых стояли штемпеля о поступлении их в отделение почтовой связи «Туринская Слобода» 12.07.2013 года. Явившись в отделение почтовой связи, он потребовал от сотрудников объяснений, которые обосновали задержку доставки почтовой корреспонденции погодными условиями. Вследствие этих действий он был лишен возможности личного участия с судебных заседаниях Свердловского и Тюменского областных судах, а также пропустил сроки обжалования процессуальных решений, что повлекло за собой всплеск негодования, повлекший головную боль и потерю сна. Просит признать волокиту поступления в его почтовый ящик семи писем действиями отделения почтовой связи «Туринская Слобода» и ФГУП «Почта России» нарушившими его права на незамедлительное вложение в его почтовый ящик указанной корреспонденции и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание Прудников В.К. не явился, о причинах неявки не уведомил, суд с учетом его надлежащего уведомления и позиции представителя ответчика, настаивавшего на рассмотрении дела по существу, полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика ФГУП « Почта России» в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что почтовая корреспонденция, относящаяся к разряду «простой», в адрес Прудникова В.К., действительно поступила в отделение почтовой связи «Туринская Слобода», которое юридическим лицом не является и ответчиком по делу быть не может, 12.07.2013 года. 16.07.2013 почтовая корреспонденция была доставлена по назначению на адрес Прудникова В.К.. Действующим законодательством правила, обязывающие доставить простую почтовую корреспонденцию в тот же день не установлены. Контрольные сроки доставки почты соблюдены.
Исследовав доказательства, и доводы сторон суд находит заявление исковые требования не обоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд исходит из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяют свое действие Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1, а также специальные правовые и подзаконные акты, регламентирующие порядок оборота почтовой корреспонденции, в частности Федеральный закон "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - закон) права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ст. 16 Закона операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Адресат корреспонденции по смыслу норм Федерального закона "О почтовой связи" определяется в качестве пользователя услуг почтовой связи: в частности, он имеет право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа (абз. 4 ст. 19).
В соответствии с пп. "а" п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, простые почтовые отправления определяются как принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении
Исходя из п. 33 Правил почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Простые почтовые отправления опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
В соответствии с п. 35 Правил почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения, регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.
В силу статьи 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи: почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи; специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи; федеральная фельдъегерская связь; фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.
При этом статьей 2 данного Федерального закона определено, что почтовая связь общего пользования является составной частью единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221. В пункте 12 указанных Правил отмечено, что в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении; регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
Согласно Приказа ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п "Об утверждении Порядка" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений") доставка почтового отправления, уведомления о вручении и извещения - производственная операция, заключающаяся в перемещении почтового отправления, уведомления о вручении, извещения о регистрируемом почтовом отправлении из объекта почтовой связи места назначения в ячейку абонентского почтового шкафа, в почтовый абонентский ящик адресата или по указанному адресу, через почтовые шкафы опорных пунктов для вручения.
Как установлено в судебном заседании из материалов дела, пояснений представителя ответчика и допрошенных свидетелей, 12.07.2013 года в отделение почтовой связи « Туринская Слобода 623930» Ирбитского почтамта на имя Прудникова В.К. поступили семь почтовых отправлений из категории простых. Четыре из них из г. Екатеринбурга, одно из г.Тюмени, одно из г.Ирбита, одно из с. Туринская Слобода, не содержащие отметок «судебное».
В п. 4 Правил оказания услуг почтовой связи предусмотрено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции при оказании универсальных услуг почтовой связи, а также нормативы ее обмена, перевозки и доставки утверждаются Правительством Российской Федерации. Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи.
Согласно п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.
Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи простые почтовые отправления (п.п. «а» п.33 Правил оказания услуг почтовой связи);
Подпунктом "б" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" установлены нормативы частоты доставки письменной корреспонденции на территории административных центров муниципальных районов – не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день.
В силу ст. 34 Федерального закона от 17.07.99 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" ответственность операторов почтовой связи наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом, операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно (ст. 16 названного Закона).
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.06 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" установлены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема), которые составляют:
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня.
Из материалов дела следует, и не оспаривается самим истцом, что контрольные сроки доставки почтовой корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации не нарушены.
Истец основывает свои требования на нарушении сроков доставки ему почтовой корреспонденции отделением почтовой связи «Туринская Слобода» в период с момента её поступления в отделение 12.07.2012 года по момент обнаружения её им в своем почтовом ящике 17.07.2013 года.
В судебном заседании свидетель ФИО2 суду пояснила, что работает почтальоном в отделении почтовой связи «Туринская Слобода» и ей для доставки была передана почтовая корреспонденция Прудникова В.К.. 13.07.2013 года доставить почтовую корреспонденцию Прудникову В.К. она не смогла в связи с погодными условиями, поскольку в момент разноски почтовой корреспонденции полил сильный дождь, специального оборудования, препятствующего порче почтовой корреспонденции у неё не имеется, почта доставляется в обычных сумках, которые не способны защитить почтовую корреспонденцию от порчи вследствие воздействия дождя. 14 и 15 июля у неё был выходной, а 16.07.2013 года корреспонденция была доставлена адресату в почтовый ящик.
Свидетель ФИО1 подтвердила её показания, суду пояснила, что 12.07.2013 года в отделение почтовой связи «Туринская Слобода» поступила простая почтовая корреспонденция на имя Прудникова В.К., она на тот момент работала оператором. Обработав и проштампелевав корреспонденцию, она передала её для разноски на участок. 17.07.2013 года утром в почтовое отделение явился Прудников В.К. и стал требовать ответа почему он обнаружил эту почтовую корреспонденцию в своем почтовом ящике лишь утром 17.07.2013 года. Она позвонила почтальонке ФИО2 и та ей пояснила, что доставила письма Прудникову В.К. вечером 16.07.2013 года, ранее доставить не могла в связи с погодными условиями и выходными днями. Эта информация и была передана Прудникову В.К., но он был возмущен, вел себя возбужденно, требовал постановки новых штемпелей от 17.07.2013 года и она во избежание конфликта, уступила его требованию и поставила на конвертах новый штемпель от 17.07.2013 года, хотя этот штемпель ставится как отметка о поступлении писем в почтовое отделение.
Учитывая, общий срок доставки письменной корреспонденции и контрольной ее пересылки суд пришел к выводу, что с учетом установленного режима работы ОПС (выходной - воскресенье, понедельник), простые письма поступили Прудникову В.К. своевременно.
Довод истца о том, что почтовая корреспонденция после поступления в отделение почтовой связи «Туринская Слобода» должна была ему быть доставлена в тот же день, не основан на законе, поскольку Подпунктом "б" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" установлены нормативы частоты доставки письменной корреспонденции на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день.
Режим работы отделения почтовой связи «Туринская Слобода» составляет пять дней в неделю с выходными в воскресенье и понедельник. В данном случае выходными днями были 14 и 15 июля.
Утверждения Прудникова В.К. о том, что действиями почты были нарушены его процессуальные права, является надуманным, поскольку не одно почтовое отправление не содержит пометку «судебное», то есть требующее соблюдение семидневного срока хранения письма, установленного п. 3.4 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России".
Учитывая, что на основании ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик в силу ст. 56 ГПК РФ должны представить суду доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны заявленные требования и возражения.
При этом, суд учитывает, что по данной категории спора истец обязан доказать нарушение ответчиком его прав потребителя, а обстоятельства освобождающие продавца от ответственности, доказываются ответчиком лишь в случае доказанности нарушения им прав потребителя.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 67, 71 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что доказательств нарушения ответчиком прав Прудникова В.К., суду не представлено, поэтому оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Поскольку судом не установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя, оснований для взыскания компенсации морального вреда судом также не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 195-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловской областной суд через канцелярию Слободо-Туринского районного суда.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом, вынесшим решение, по заявлению этого лица, поданного одновременно с апелляционной жалобой.
Не использование лицами, участвующими в деле, право на апелляционное обжалование может послужить препятствием для пересмотра решения в кассационном порядке.
Решение принято в совещательной комнате 20.08.2013 года. Резолютивная часть решения изготовлена печатным способом в совещательной комнате с помощью компьютерной техники 20.08.2013 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: Е.В. Сергеева
Секретарь: