ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-272/2016 от 17.06.2016 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Гр.дело №2-272/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Избербаш 17 июня 2016 г.

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего-федерального судьи Муртазалиева М.М.

при секретаре Мамаевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1,, поданному представителем Баркаевым М.Б., к Администрации городского округа «<адрес>», Государственному казенному образовательному учреждению (ГКОУ) «Детский дом № 7» г. Избербаш о признании решения Главы администрации ГО «<адрес>» об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не законным; о признании не исполнением должным образом ГКОУ «Детский дом № 7» г. Избербаш обязанности по защите ее жилищных прав уважительной причиной не принятия ее на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; об обязании Главы администрации ГО «<адрес>» принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

ФИО1 через своего представителя Баркаева М.Б. обратилась в суд с указанным иском и в обоснование его указала, что в период времени с 1988 по 1990 г.г. воспитывалась в Детском доме № 7 г. Избербаш и относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Избербашский городской суд Республики Дагестан, рассмотрев гражданское дело по ее исковому заявлению к Администрации ГО «<адрес>» о понуждении поставить ее на жилищный учет и обеспечить ее жилой площадью не ниже социальной нормы постановил отказать в удовлетворении ее требований.

ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан, рассмотрев ее апелляционную жалобу на указанное решение Избербашского городского суда Республики Дагестан, отменила данное решение и вынесла по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме и обязало Администрацию городского округа «<адрес>» Республики Дагестан предоставить ей жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, предусмотренных законом».

ДД.ММ.ГГГГ Президиум Верховного суда Республики Дагестан рассмотрев кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан на названное решение суда апелляционной инстанции постановил кассационную жалобу удовлетворить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Решение Избербашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Из названого постановления Президиум Верховного Суда Республики Дагестан следует, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она, ФИО1, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, правом на внеочередное предоставление жилого помещения не обладает. Согласно данной норме она имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Из указанного постановления Президиума Верховного Суда Республики Дагестан также усматривается, что до достижения возраста 23-х лет она, ФИО1, без уважительных причин не встала на учет, как нуждающаяся в получении жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Главе администрации ГО «<адрес>» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое зарегистрировано за входящим .

Решением Главы ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшейся без попечения родителей, для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, было отказано.

Принятое решение Глава ГО «<адрес>» мотивировал тем, что она, ФИО1, до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не становилась.

Указанное решение Главы ГО «<адрес>» считает не законным, так как она на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что ГКОУ «Детский дом № 7» г. Избербаш должным образом не исполнил обязанности по защите ее, -ФИО1, жилищных прав, хотя, согласно ст. 127 КоБС РСФСР (действовавшим на момент нахождения ФИО1 в детском учреждении) выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении детей, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, возлагалась на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшим в период нахождения ФИО3 в детском учреждении) вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с приведенными нормами Законов, которые действовали в период, когда она, - ФИО1 находилась в детском учреждении и по окончанию пребывания в этом учреждении, на Детском доме № 7 г. Избербаш лежало обязанность по защите ее жилищных прав. Между тем, Детский дом № 7 г. Избербаш должным образом свои обязанности по защите ее, - ФИО1, жилищных прав не выполнил, в результате чего она не была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и не была внеочередном порядке обеспечена жилой площадью по окончанию пребывания в данном детском учреждении.

Отсюда следует, что до достижения возраста 23 лет на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, она, - ФИО1, не встала по уважительной причине, а именно по причине того, что Детский дом № 7 г. Избербаш должным образом не выполнил свои обязанности по защите ее жилищных прав.

Согласно ч. 1 ст. 8 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда па договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 названного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С учетом этого, просит: признать решение Главы администрации ГО «<адрес>» об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшийся без попечения родителей, для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не законным; признать не исполнением должным образом ГКОУ «Детский дом № 7» г. Избербаш обязанности по защите ее жилищных прав уважительной причиной не принятия ее на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; обязать Главу администрации ГО «<адрес>» принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшийся без попечения родителей, и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, направив своего представителя Баркаева М.Б.

В судебном заседании представитель истицы адвокат Баркаев М.Б., действующий на основании доверенности и ордера, исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель Администрации ГО «<адрес>» ФИО2, начальник жилищно-правового отдела Администрации, выступающий по доверенности, с исковыми требованиями не согласился и просил отказать по мотиву того, что ФИО1 не встала на учет до 23 лет. Кроме того, ранее судом ей было отказано в удовлетворении ее исковых требований в этом вопросе.

Выслушав объяснения сторон, огласив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено бесспорно, что ФИО1 являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, воспитывалась в Детском доме №7 гор. Избербаш с 1988 по 1990 г.г. Об этом свидетельствуют документы, представленные в суд истицей. Мать истицы скончалась, а отец живет с другой семьей. На момент обращения истицы в суд ей исполнилось 35 лет.

ФИО1 впервые обратилась в Администрацию ГО «<адрес>» о постановке на учет, как нуждающаяся в предоставлении жилья, в 2012 г., однако, ей было отказано в этом по причине того, что она достигла возраста 23 года. В данное время она замужем, имеет четверых детей.

Решением Избербашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО3 было отказано по основанию, что она до достижения возраста 23 года без уважительных причин не обращалась о постановке ее на учет для получения жилья.

По апелляционной жалобе ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД отменила данное решение и приняла новое решение об удовлетворении искового требования ФИО1 Однако, ДД.ММ.ГГГГ Президиум Верховного Суда РД своим постановлением отменил апелляционное определение и оставил без изменения решение Избербашского городского суда. При этом, Президиум Верховного Суда РД также исходил из того, что ФИО1 без уважительных причин не встала на учет до достижения возраста в 23 года, в связи с чем утратила право на получение жилья.

В качестве нового основания для повторного обращения в суд, ФИО1 сделала ссылку на уважительность причины не обращения за постановкой на учет, полагая, что руководство Детского дома №7 г. Избербаш, где она воспитывалась и содержалась, как опекун, не предприняло никаких мер по своевременной постановке ее на учет.

Однако, с исковыми требованиями ФИО1 суд не может согласиться по следующим основаниям.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. за № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в ред. от 29.02.2012 №15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральным законом была возложена обязанность на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставить благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В связи с этим, были внесены аналогичные изменения и в ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 (ред. от 11.03.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Собранием РД 21.12.2004).

Изменения, внесенные Законом Республики Дагестан от 11.03.2013 № 10, вступили в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления этого Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона Республики Дагестан от 11.03.2013 №10, за исключением частей 9 и 10 статьи 8 данного документа, действие которых распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 года.

Частью 9 ст. 8 Закона Республики Дагестан от 11.03.2013 №10, предусмотрено право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этой статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частью 9 ст. 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 (ред. от 11.03.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013 г.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1, хотя имела право, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на получение жилья во внеочередном порядке после выхода из Детского дома №7 в 1992 г., она на учет, в числе нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в Администрации <адрес> не была поставлена. Обязанность по постановке на учет детей, оставшихся без попечения родителей, лежало на детском учреждении, где находился ребенок на содержании и воспитании, в данном случае, в Детском доме №7 г.Избербаш.

В то же время, и истица ФИО1 по достижении совершеннолетия, т.е. с 1999 года, до 2012 года, т.е., в течение 13 лет, также не предпринимала самостоятельных действий по осуществлению своих жилищных прав. Впервые она обратилась в Администрацию ГО «<адрес>» с таким заявлением по достижении 31 года.

По данным жилищно-правового отдела Администрации ГО «<адрес>» ФИО1 в числе лиц, поставленных на учет для получения жилья, не значится.

Исходя из изложенного, требование ФИО1 о признании причин не обращения ее для постановки на учет уважительными, суд не может удовлетворить по той причине, что и после выхода из Детского дома №7 она не предприняла самостоятельных шагов по постановке на учет. В то же время, постановка на учет и предоставление жилья детям данной категории носит заявительный характер. При добросовестном отношении к своим правам, ФИО1 могла бы узнать о своих правах, обратившись в юридические службы, в орган опеки и попечительства или в Администрацию г. Избербаш своевременно.

Таким образом, при наличии своего права на получение жилья, ФИО1 в течение длительного времени не обращалась с просьбой поставить ее на учет, в суд обратилась для постановки на учет по истечении более 13 лет после достижения совершеннолетия.

С учетом изложенных обстоятельств, суд в соответствии с Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 (ред. от 11.03.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Собранием РД 21.12.2004), пришел к выводу о том, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Руководствуясь Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 №15-ФЗ), Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 (ред. от 11.03.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1, к Администрации городского округа «<адрес>», ГКОУ «Детский дом № 7» г. Избербаш о признании решения Главы администрации ГО «<адрес>» об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей для обеспечения ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не законным; о признании не исполнением должным образом ГКОУ «Детский дом № 7» г. Избербаш обязанности по защите ее жилищных прав уважительной причиной не принятия ее на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; об обязании Главы администрации ГО «город Избербаш» принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, -отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном Суде Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Избербашский городской суд.

Председательствующий-судья Муртазалиев М.М.

Справка:

мотивированное решение

составлено 22.06.2016