ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-272/2018 от 28.03.2018 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2 -272/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2018 г. г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области Челябинской области в составе:

председательствующего: Михайловой О.И.,

при секретаре: Абиловой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 обществу с ограниченной ответственностью «ТЖХ г. Магнитогорска», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ТЖХ г. Магнитогорска», обществу с ограниченной ответственностью «МЭК», муниципальному предприятию трест «Теплофикация» г. Магнитогорска, муниципальному предприятию «Водоканал» г. Магнитогорска о возложении обязанности по перерасчету, компенсации морального вреда, возложении обязанности по определению количества потребляемой энергии прибором учета автоматизированной системы коммерческого узла электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТЖХ г. Магнитогорска», в котором просил: возложить на ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» обязанность компенсировать истцу переплату за электроэнергию за период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. на ОДН (ИСОИ) по нормативам при наличии коллективных (общедомовых, по совокупности подъездных) приборов учета в размере 1 079 руб.; компенсировать переплату за энергоносители (по тепловой энергии, электроэнергии), холодной воде в размере 4 873 руб.; возложить обязанность количество (потребление) электроэнергии на использование и содержание общего имущества за расчетный период определять обществу с ограниченной ответственностью «МЭК» (далее -ООО «МЭК») исходя из показаний приборов учета автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ «Матрица»); взыскать компенсацию морального вреда в размере 534, 30 руб.

В обоснование иска истец указал, что является собственником <адрес> в г. Магнитогорске. В марте -апреле 2014 г. по инициативе ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» жителями <адрес> в г. Магнитогорске приняли решение об установке коллективного (общедомого) прибора учета тепловой энергии, разнесением затрат на 4 месяца. С июля по октябрь 2014 г. собственниками оплачивались согласно квитанциям денежные средства для приобретения прибора учета. Указанные мероприятия управляющей компанией должны были быть окончены к началу отопительного сезона, фактически прибор учета был введен в эксплуатацию 11 декабря 2014 г. Указанные обстоятельства явились основанием для расчета тепловой энергии по нормативам. Переплата за отопление за 1 кв. м. жилых помещений в месяц в отопительном сезоне по отношению к нормативу составила 474 279 руб.

В 2013 г. ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» провело установку электросчетчиков, осуществляющих функцию коллективного общедомового прибора учета. Начиная с 2014 г. по ноябрь 2015 г. расчет количества электроэнергии на ОДН велся по нормативам, несмотря на то, что общедомовые приборы учеты в доме были установлены в 2012 г. в составе автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Переплата в период с апреля 2015 г. по ноябрь 2015 г. составила 109 487 руб. При этом при расчете необходимо был вычитать площади межквартирных этажных площадок несуществующего 10 этажа, переплата составила 9 456 руб.

За декабрь 2015 г. по холодной воде в квитанции, выставленной к оплате, имелся значительный перерасход холодной воды по дому. 29 декабря 2015 г. комиссией в составе представителей МП «Водоканал», ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» причина перерасхода установлена не была. Переплата за ноябрь составила 16 864 руб.

С декабря 2015 г. по декабрь 2016 г. ООО «МЭК» вел учет количества потребленной электроэнергии за каждый расчетный период по жилым и нежилым помещениям по многоквартирному дому на общедомовые нужды по приборам учета.

Осуществление перехода расчета потребления электроэнергии за расчетный период на ОДН с приборного варианта на нормативный являлось инициативой ООО «ТЖХ г. Магнитогорска». В настоящее время для учета СОИ возможно использование автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии АСКУЭ «Матрица», исходя из показаний которого, просит определять количество потребленной электроэнергии.

Определением суда от 22 января 2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО2, 31 января 2018 г. -в качестве соответчиков привлечены ООО УК «ТЖХ г. Магнитогорска», МП «Водоканал» г. Магнитогорска, МП Трест «Теплофикация» г. Магнитогорска, ООО «МЭК», третьим лицом МП «ЕРКЦ».

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ООО УК «ТЖХ г. Магнитогорска», ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» по доверенности от 15 января 2018 г. ФИО3 требования не признал, полагал, что требования о перерасчете за исключением СОИ по электроэнергии за период 2017 г. заявлены к ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» как ненадлежащему ответчику. Оснований для перерасчета платы по тепловой электроэнергии с октября 2014 г. по апрель 2015 г. не имеется, так как прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию своевременно после поступления денежных средств на его приобретение. При расчете СОИ по электроэнергии за 2017 г. учитывалось решение собственников. Оснований для расчета СОИ на основании приборов учета автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии АСКУЭ «Матрица» не имеется, поскольку собственники решения по данному вопросу не принимали.

Представители ответчиков МП Трест «Теплофикация» г. Магнитогорска, МП «Водоканал», ООО «МЭК» о рассмотрении дела извещены, не явились, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Третье лицо ФИО2, представитель третьего лица МП «ЕРКЦ», ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Магнитогорский отдел о рассмотрении дела извещены, не явились.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей совместной собственности принадлежит <адрес> г. Магнитогорске(л.д.224 т.1).

Решением общего собрания собственников помещения в вышеуказанном многоквартирном доме от 17 июля 2012 г. определен способ управления в многоквартирном доме -управление непосредственно собственниками помещений(л.д.232 т.1).

На основании этого же решения 01 сентября 2012 г. ООО «ТЖХ г Магнитогорска» заключило с собственниками многоквартирного дома договор № 207 на оказание услуг по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома(л.д.233 т.1).

В соответствии с протоколом от 08 апреля 2015 г. выбран способ управления многоквартирным домом - управление Управляющей компанией, избрана управляющая компания -ООО УК «ТЖХ г. Магнитогорска».

Дополнительным соглашением от 07 июля 2015 г. договор на управление многоквартирным домом сохранен порядок предоставления коммунальных ресурсов и расчетов за коммунальные услуги, действовавший до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом.

Из справки о начислении и оплате за жилищно-коммунальные услуги, представленной МП «ЕРКЦ», следует, что начисление СОИ по электроэнергии производилось в период с 01 января 2017 г. по декабрь 2017 г. исходя из норматива.

При этом, при расчете норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома учитывались межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы согласно данным ООО УК «ТЖХ г. Магнитогорска».

Обосновывая необходимость перерасчета расходов потребления электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, истец указывает на необоснованное включение в норматив площади чердачных и подвальных помещений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Указанное обоснование не основано на нормах материального права, поскольку содержание такого показателя, как общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах раскрывается в п. 27 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 № 306.

Согласно вышеуказанному пункту общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам, следовательно, и при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом.

В соответствии с редакциями ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, действующими в период, заявленный истцом к перерасчету СОИ по электроэнергии( с 01 декабря по 01 января 2017 г.) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исчисляется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решение собственниками многоквартирного дома <адрес> в г. Магнитогорске о том, что распределение всего объема коммунальных ресурсов (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение) используемого для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома должно производиться из показаний общедомового прибора учета принято лишь 22 декабря 2017 г.

Доказательств наличия иных решений истцом не представлено.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для пересчета расходов потребления электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома исходя из показаний общедомового прибора учета.

Не имеется оснований и для пересчета произведенной истцом оплаты по тепловой энергии в период с октября 2014 г. по апрель 2015 г., холодному водоснабжению за ноябрь 2015 г. по следующим основаниям.

Согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя узлы учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> в г. Магнитогорске введены в эксплуатацию 11 декабря 2014 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые сохраняли возможность применения до 01.07.2016 порядка определения размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, на основании расчетного метода, предполагающего ежегодную (один раз в год) корректировку размера этой платы.

Согласно п. 25 Правил при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с пп. 5 п. 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Из ответа МП Трест «Теплофикация» г. Магнитогорска (л.д. 7 т.2) следует, что в октябре 2015 г. произведена корректировка платы за отопление за период с января по апрель 2015 г., собственникам жилых помещений произведен возврат денежных средств.

Указанное обстоятельство истцом не оспаривалось.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ до 01 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

На основании ч. 12 ст. 13 этого же Закона в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до 01 июля 2013 г. соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов.

Подпунктом "с" пункта 31 Правил от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правил № 354) предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

Из искового заявления следует, что в связи с принятием собственниками многоквартирного дома <адрес> в г. Магнитогорске решения о приобретении и установке коллективного (общедомового) прибора учета собственниками вносились денежные средства в период с июля по октябрь 2014 г.

Согласно пояснениям представителя ответчика ООО «ТЖХ» г. Магнитогорска при поступлении денежных средств, в том числе, выставленных к оплате за октябрь в ноябре был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.

В соответствии с договором № 207 от 01 сентября 2012 г. на ООО «ТЖХ» г. Магнитогорска было возложено исполнение обязанности по оказанию работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Вместе с тем, поскольку собственниками многоквартирного дома <адрес> накоплены достаточные денежные средства для установки общедомового прибора учета тепловой энергии лишь в ноябре 2014 г.(с учетом внесения оплаты за октябрь 2014 г. до 10 ноября 2014 г.) оснований согласиться с доводами истца о нарушении срока ввода в эксплуатацию указанного прибора у суда не имеется.

В соответствии с п. п. 37, 81 Правил № 354 предусмотрено, что расчетным периодом для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Основанием для перерасчета является корректировка размера платы по соответствующей формуле в соответствии с п. 53 Правил и приложением к нему, где необходимыми показателями являются данные об объемах потребления коммунального ресурса исходя из расчетного периода, понятие которого дано в п. 37 Правил № 354.

МП Трест «Теплофикация» г. Магнитогорска корректировка платы по тепловой энергии произведена с 01 января 2015 г. на период отопительного периода за 4 месяца. Оснований для перерасчета платы без учета корректировок исполнителем услуги суд не находит.

ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» в силу имеющегося договора от 01 сентября 2012 г. не является лицом, обязанным производить соответствующие расчеты. Не имеется оснований и для взыскания сумм, заявленных истцом в качестве переплаты за тепловую энергию с октября 2014 г. по декабрь 2014 г., с ООО «ТЖХ г. Магнитогорска», поскольку начисление платы производилось исполнителем услуги МП Трест «Теплофикация» г. Магнитогорска, а наличие причинно-следственной связи между действиями МП Трест «Теплофикация» г. Магнитогорска по начислению истцу плату по тепловой энергии по нормативу и убытками истца по вине ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» не доказана.

Ссылаясь на данные о суточных параметрах теплоснабжения за ноябрь 2015 г. (л.д.23 т.1), истец полагает, что в период с 14 ноября 2014 г. по 20 ноября 2015 г. в связи с превышением показаний по использованию объема ресурса, произошла утечка по вине управляющей компании.

Однако самим истцом не оспаривается, что по указанному факту проведена проверка ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Магнитогорский отдел и значительных утечек в сетях холодного водоснабжения в многоквартирном доме <адрес> за период с сентября 2015 г. по декабрь 2015 г. не зафиксировано(л.д.90 т.1).

Кроме того из пояснений стороны ответчика следует, что превышение показателей в указанный период могло быть вызвано предоставлением недостоверных данных индивидуальных приборов учета, ошибки в снятии показаний, фактическое использование ресурсами жильцами, фактически проживающих в жилых помещениях без установки индивидуальных приборов учета.

Доказательств вины ООО УК «ТЖХ г. Магнитогорска» в превышении показаний по использованию объема ресурса в период с 14 ноября 2015 г. по 20 ноября 2015 г. в материалы дела не предоставлено.

Суд отмечает, что требование истца к ООО «ТЖХ г. Магнитогорска» о пересчете за тепловую энергию, ООО УК «ТЖХ г. Магнитогорска» -холодному водоснабжению за ноябрь 2015 г. противоречит положениям ст. 158 Жилищного кодекса РФ и 210 Гражданского кодекса РФ, поскольку в данном случае компенсация производится за счет указанных ответчиков части стоимости содержания имущества принадлежащего иным лицам.

Обосновывая требования о возложении обязанности на будущее время по определению количества потребленной электроэнергии на использование и содержание общего имущества, исходя из показаний приборов учета автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ «Матрица») истец ссылается на точность определения объема потребления электроэнергии указанным способом, что приведет к экономии средств собственников многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Вместе с тем, истцом не учтено, что решением от 22 декабря 2017 г. собственники многоквартирного <адрес> в г. Магнитогорске приняли решение о распределении всего объема коммунального ресурса (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение), используемого для обеспечения надлежащего содержания имущества многоквартирного дома исходя из показаний общедомового прибора учета. Иных решений собственников материалы дела не содержат.

Поскольку при рассмотрении дела нарушение прав истца как потребителя не установлено, не имеется оснований и для взыскания компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 обществу с ограниченной ответственностью «ТЖХ г. Магнитогорска», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ТЖХ г. Магнитогорска», обществу с ограниченной ответственностью «МЭК», муниципальному предприятию трест «Теплофикация» г. Магнитогорска, муниципальному предприятию «Водоканал» г. Магнитогорска о возложении обязанности по перерасчету, компенсации морального вреда, возложении обязанности по определению количества потребляемой энергии прибором учета автоматизированной системы коммерческого узла электроэнергии -отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: