ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-272/2022 от 15.06.2022 Таврического районного суда (Омская область)

УИД 55RS0033-01-2022-000425-64

№ 2-272/2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2022 года р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Гартунг Н.И.,

при подготовке и организации судебного процесса, ведении протокола помощником судьи Обходской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Акылова АХ, Акыловой ГС действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Акылова ША и Акылова ЕА к администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, Управлению имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района <адрес>, Комитету по делам градостроительства, архитектуры и газификации администрации Таврического муниципального района Таврического района Омской области, Черниченко ТА, Черниченко СВ, Черниченко ВС о признании дома, домом блокированной застройки и признании права собственности на жилые блоки,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, Управлению имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области, Комитету по делам градостроительства, архитектуры и газификации администрации Таврического муниципального района Таврического района Омской области, Черниченко ТА, Черниченко СВ, Черниченко ВС о признании дома, домом блокированной застройки и признании права собственности на жилые блоки. Мотивируя свои требования тем, что расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> является одноэтажным, состоит из двух квартир, предназначенных для проживания одной семьи, имеющих общую стену без проемов между квартирами, каждая из которых расположена соответствующем земельном участке, и имеет отдельный выход на него. Исходя из технической документации на жилой дом, общих помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одной квартиры в данном доме, не имеется. Истцам необходимо признать жилой дом блокированной застройкой, так как они желают принять участие в программе социальной газификации. Просили признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> домом блокированной застройки. Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> кадастровым номером . общей площадью 63,3 кв.м, блоком дома блокированной застройки. Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> кадастровым номером , общей площадью 53,7 кв.м, блоком дома блокированной застройки.

Истцы Акылова Г.С. и Акылов А.Х. в судебном заседании не участвовали письменно исковые требования уточнили просили признать квартиры с кадастровыми номерами зданиями ( жилыми домами), домом блокированной застройки, снять с государственного кадастрового учета жилой дом с кадастровым номером 55:26:310115:171. Просили рассмотреть вопрос о возможности осуществления кадастрового учета и внесение изменений в ЕГРН по заявлению Акыловой Г.С., поскольку возможность обратиться всех собственников в настоящее время не возможно.

Представитель ответчика администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, против удовлетворения иска не возражал.

Представитель ответчика Управления имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Представитель ответчика Комитета по делам градостроительства, архитектуры и газификации администрации Таврического муниципального района Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, участие в судебном заседании не принимал, письменно просил дело рассмотреть без их участия, возражений относительно заявленных требований не предоставил, указал, что жилой дом имеет признаки блокированной застройки.

Ответчика Черниченко Т.А., Черниченко С.В., Черниченко В.С. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований указали, что они не планируют газификацию, и пока не будут вносить изменения в техническую документацию.

Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, участие в судебном заседании не принимал, возражений относительно заявленных требований не предоставил.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, участие в судебном заседании не принимал, просил дело рассмотреть без их участия. Указал, что стороны не лишены права на обращения всех собственников для внесения изменения вида, назначения и вида разрешенного использования объектов недвижимого имущества.

Третьи лица ООО «Межоблгаз», ООО «Газпром газификация» о времени и месте рассмотрения дела извещены, участие в судебном заседании не принимали, возражений относительно заявленных требований не предоставили, указали, что наименование жилого помещения как квартира не допускает включение в государственную программу бесплатной газификации..

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, гак и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст. 8 и 35 ч. 1 и 2).

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения, квартиры, площадью 53,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 117,0 кв. м. с кадастровым номером . А также земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 526,0 кв. м

Ответчикам Черниченко Т.А., Черниченко С.В., Черниченко В.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение, квартира, площадью 63,3 кв.м. с кадастровым номером , расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 117,0 кв. м. с кадастровым номером , а также земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 617,0 кв. м

Все указанные квартиры входят в объект недвижимости с кадастровым номером . Согласно выписке из ЕГРН, здание имеет характеристики: площадь 117,0 кв. м, назначение многоквартирный дом, наименование: многоквартирный жилой дом, количество этажей: 1.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что собственник земельного участка имеет право, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно положениям пункта 9 статьи 1, частей 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что земельные участки, на которых могут создаваться многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом, жилой дом блокированной застройки имеют различные правовые режимы. Соответственно, вид разрешенного использования и категория земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане соответствующего земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации соответствующего вида объекта недвижимого имущества.

В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 2 статьи 49 ГрК РФ, согласно которой под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденными Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

При этом согласно строительным нормам и правилам "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).

В то же время в жилых домах блокированной застройки для проживания одной семьи предназначена не квартира, а блок, расположенный на отдельном земельном участке (пункт 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ).

С учетом части 2 статьи 49 ГрК РФ в целях эксплуатации указанных жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования.

В Приложении Б "Термины и определения" к СНиП 31-02-2001 указано, что настоящий документ распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. При этом под автономным жилым блоком понимают жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над (под) другими жилыми блоками.

Таким образом, из изложенных выше положений следует, что ключевыми различиями многоквартирного дома и жилого дома блокированной застройки (каждый блок которого соответствует признакам индивидуального жилого дома) являются: наличие (отсутствие) общего имущества (кроме стен между соседними блоками); статус земельного участка (каждый блок жилого дома находится на отдельном земельном участке).

В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости как блок, если она является обособленной и изолированной. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Как следует из материалов дела, дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> является одноэтажным, состоит из двух квартир, предназначенных для проживания одной семьи, имеющих общую стену без проемов между квартирами, каждая из которых расположена соответствующем земельном участке, и имеет отдельный выход на него. Общих коммуникаций жилые помещения не имеют. Исходя из технической документации на жилой дом, общих помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одной квартиры в данном доме, не имеется.

Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Так, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.

Таким образом, принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие в таком доме помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.

В связи с системным толкованием данных норм права жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным жилым домам.

С учетом того, что квартира, принадлежащая истцам на праве собственности, находится в доме блокированной застройки, соответственно, каждый блок (квартира) такого дома, располагается на отдельном земельном участке, каждый из которых сформирован и имеет отдельный кадастровый номер, а участок, на котором находиться весь дом, не принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в доме.

Из искового заявления, пояснений ответчиков, представленных технических документов следует, что общих инженерных коммуникаций в доме не имеется. Отопление, водоснабжение в каждой из двух квартир осуществляется индивидуально. Прилегающий к квартирам земельный участок разделен забором. Такой порядок пользования земельным участком был при заселении заявителями в квартиры в указанном доме и сохраняется до настоящего времени, более 20 лет. В материалах дела отсутствуют документы о многоквартирности жилого дома с общей территорией.

Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается возможность автономной эксплуатации жилого блока истцов в составе жилого дома блокированной застройки, в том числе исходя из того, что данный жилой блок расположен на земельном участке, принадлежащем истцам.

Кроме того ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, регламентирует, что блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ, далее - ГрК), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК, со дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании (часть 1); при этом органу регистрации прав в течение пяти рабочих дней надлежит: изменить вид объекта с "помещение" на "здание"; указать назначение здания "жилой дом"; указать связь с земельным участком (и земельного участка с объектом); исключить Отметку из поля "Наименование помещения" вкладки "Характеристики помещения", вкладки "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН. Также органу регистрации прав в силу части 4 статьи 16 Закона N 476-ФЗ одновременно с указанными изменениями необходимо снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены объекты недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка. Что полностью согласуется с требованиями истцов.

В судебном заседании установлено, что собственники <адрес> настоящее время не желают обращаться в регистрационную службу за внесением изменений в правоустанавливающие документы, при этом не оформление документов лишает истцов возможности участия в государственной программе газификации жилья.

Пунктом 2 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу пункта 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Поскольку в настоящее время не возможно проведение собрание собственников, а также обращение всех собственников в регистрационную службу с заявлением о внесении изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, а также кадастр недвижимости, суд считает возможным разрешить Акыловой Г.С. единолично обратиться с заявлениями в вышеуказанные органы для производства регистрации изменений.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в данные органов технического учета и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать квартиру с кадастровым номером площадью 53,7 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> жилым домом блокированной застройки, изменить вид объекта с "помещение" на "здание", указать назначение здания "жилой дом";

Признать квартиру с кадастровым номером, площадью 63,3 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> жилым домом блокированной застройки, изменить вид объекта с "помещение" на "здание", указать назначение здания "жилой дом";

Исключить из единого государственного реестра недвижимости и снять государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером

Признать за Акыловой ГС право единолично представлять интересы собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, р.<адрес> по внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости и в единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных выше объектах недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд путем принесения в канцелярию Таврического районного суда Омской области в месячный срок с момента вынесения решения.

Судья Н.И. Гартунг