УИД 55RS0033-01-2022-000425-64
№ 2-272/2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Гартунг Н.И.,
при подготовке и организации судебного процесса, ведении протокола помощником судьи Обходской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 к администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, Управлению имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района <адрес>, Комитету по делам градостроительства, архитектуры и газификации администрации Таврического муниципального района Таврического района Омской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании дома, домом блокированной застройки и признании права собственности на жилые блоки,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области, Управлению имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области, Комитету по делам градостроительства, архитектуры и газификации администрации Таврического муниципального района Таврического района Омской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании дома, домом блокированной застройки и признании права собственности на жилые блоки. Мотивируя свои требования тем, что расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> является одноэтажным, состоит из двух квартир, предназначенных для проживания одной семьи, имеющих общую стену без проемов между квартирами, каждая из которых расположена соответствующем земельном участке, и имеет отдельный выход на него. Исходя из технической документации на жилой дом, общих помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одной квартиры в данном доме, не имеется. Истцам необходимо признать жилой дом блокированной застройкой, так как они желают принять участие в программе социальной газификации. Просили признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> домом блокированной застройки. Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> кадастровым номером №. общей площадью 63,3 кв.м, блоком № дома блокированной застройки. Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> кадастровым номером №, общей площадью 53,7 кв.м, блоком № дома блокированной застройки.
Истцы ФИО2 и ФИО1 в судебном заседании не участвовали письменно исковые требования уточнили просили признать квартиры с кадастровыми номерами № зданиями ( жилыми домами), домом блокированной застройки, снять с государственного кадастрового учета жилой дом с кадастровым номером 55:26:310115:171. Просили рассмотреть вопрос о возможности осуществления кадастрового учета и внесение изменений в ЕГРН по заявлению ФИО2, поскольку возможность обратиться всех собственников в настоящее время не возможно.
Представитель ответчика администрации Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, против удовлетворения иска не возражал.
Представитель ответчика Управления имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика Комитета по делам градостроительства, архитектуры и газификации администрации Таврического муниципального района Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, участие в судебном заседании не принимал, письменно просил дело рассмотреть без их участия, возражений относительно заявленных требований не предоставил, указал, что жилой дом имеет признаки блокированной застройки.
Ответчика ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований указали, что они не планируют газификацию, и пока не будут вносить изменения в техническую документацию.
Представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, участие в судебном заседании не принимал, возражений относительно заявленных требований не предоставил.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, участие в судебном заседании не принимал, просил дело рассмотреть без их участия. Указал, что стороны не лишены права на обращения всех собственников для внесения изменения вида, назначения и вида разрешенного использования объектов недвижимого имущества.
Третьи лица ООО «Межоблгаз», ООО «Газпром газификация» о времени и месте рассмотрения дела извещены, участие в судебном заседании не принимали, возражений относительно заявленных требований не предоставили, указали, что наименование жилого помещения как квартира не допускает включение в государственную программу бесплатной газификации..
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, гак и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст. 8 и 35 ч. 1 и 2).
Судом установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения, квартиры, площадью 53,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 117,0 кв. м. с кадастровым номером №. А также земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 526,0 кв. м
Ответчикам ФИО5, ФИО6, ФИО7 на праве собственности принадлежит жилое помещение, квартира, площадью 63,3 кв.м. с кадастровым номером №, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 117,0 кв. м. с кадастровым номером №, а также земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 617,0 кв. м
Все указанные квартиры входят в объект недвижимости с кадастровым номером №. Согласно выписке из ЕГРН, здание имеет характеристики: площадь 117,0 кв. м, назначение многоквартирный дом, наименование: многоквартирный жилой дом, количество этажей: 1.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что собственник земельного участка имеет право, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно положениям пункта 9 статьи 1, частей 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что земельные участки, на которых могут создаваться многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом, жилой дом блокированной застройки имеют различные правовые режимы. Соответственно, вид разрешенного использования и категория земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане соответствующего земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации соответствующего вида объекта недвижимого имущества.
В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 2 статьи 49 ГрК РФ, согласно которой под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденными Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.
При этом согласно строительным нормам и правилам "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
В то же время в жилых домах блокированной застройки для проживания одной семьи предназначена не квартира, а блок, расположенный на отдельном земельном участке (пункт 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
С учетом части 2 статьи 49 ГрК РФ в целях эксплуатации указанных жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования.
В Приложении Б "Термины и определения" к СНиП 31-02-2001 указано, что настоящий документ распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. При этом под автономным жилым блоком понимают жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над (под) другими жилыми блоками.
Таким образом, из изложенных выше положений следует, что ключевыми различиями многоквартирного дома и жилого дома блокированной застройки (каждый блок которого соответствует признакам индивидуального жилого дома) являются: наличие (отсутствие) общего имущества (кроме стен между соседними блоками); статус земельного участка (каждый блок жилого дома находится на отдельном земельном участке).
В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости как блок, если она является обособленной и изолированной. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> является одноэтажным, состоит из двух квартир, предназначенных для проживания одной семьи, имеющих общую стену без проемов между квартирами, каждая из которых расположена соответствующем земельном участке, и имеет отдельный выход на него. Общих коммуникаций жилые помещения не имеют. Исходя из технической документации на жилой дом, общих помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одной квартиры в данном доме, не имеется.
Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Так, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
Таким образом, принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие в таком доме помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
В связи с системным толкованием данных норм права жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным жилым домам.
С учетом того, что квартира, принадлежащая истцам на праве собственности, находится в доме блокированной застройки, соответственно, каждый блок (квартира) такого дома, располагается на отдельном земельном участке, каждый из которых сформирован и имеет отдельный кадастровый номер, а участок, на котором находиться весь дом, не принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в доме.
Из искового заявления, пояснений ответчиков, представленных технических документов следует, что общих инженерных коммуникаций в доме не имеется. Отопление, водоснабжение в каждой из двух квартир осуществляется индивидуально. Прилегающий к квартирам земельный участок разделен забором. Такой порядок пользования земельным участком был при заселении заявителями в квартиры в указанном доме и сохраняется до настоящего времени, более 20 лет. В материалах дела отсутствуют документы о многоквартирности жилого дома с общей территорией.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается возможность автономной эксплуатации жилого блока истцов в составе жилого дома блокированной застройки, в том числе исходя из того, что данный жилой блок расположен на земельном участке, принадлежащем истцам.
Кроме того ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, регламентирует, что блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ, далее - ГрК), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК, со дня вступления в силу Закона N 476-ФЗ признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании (часть 1); при этом органу регистрации прав в течение пяти рабочих дней надлежит: изменить вид объекта с "помещение" на "здание"; указать назначение здания "жилой дом"; указать связь с земельным участком (и земельного участка с объектом); исключить Отметку из поля "Наименование помещения" вкладки "Характеристики помещения", вкладки "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН. Также органу регистрации прав в силу части 4 статьи 16 Закона N 476-ФЗ одновременно с указанными изменениями необходимо снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены объекты недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка. Что полностью согласуется с требованиями истцов.
В судебном заседании установлено, что собственники <адрес> настоящее время не желают обращаться в регистрационную службу за внесением изменений в правоустанавливающие документы, при этом не оформление документов лишает истцов возможности участия в государственной программе газификации жилья.
Пунктом 2 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Поскольку в настоящее время не возможно проведение собрание собственников, а также обращение всех собственников в регистрационную службу с заявлением о внесении изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, а также кадастр недвижимости, суд считает возможным разрешить ФИО2 единолично обратиться с заявлениями в вышеуказанные органы для производства регистрации изменений.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в данные органов технического учета и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать квартиру с кадастровым номером № площадью 53,7 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> жилым домом блокированной застройки, изменить вид объекта с "помещение" на "здание", указать назначение здания "жилой дом";
Признать квартиру с кадастровым номером, № площадью 63,3 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> жилым домом блокированной застройки, изменить вид объекта с "помещение" на "здание", указать назначение здания "жилой дом";
Исключить из единого государственного реестра недвижимости и снять государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером №
Признать за ФИО2 право единолично представлять интересы собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, р.<адрес> по внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости и в единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных выше объектах недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд путем принесения в канцелярию Таврического районного суда Омской области в месячный срок с момента вынесения решения.
Судья Н.И. Гартунг