Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес>
Судья Березовского районного суда <адрес> – Югры ФИО11 с участием заместителя прокурора <адрес>ФИО4, представителя ответчика администрации <адрес>ФИО7, представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчиков ФИО8, действующей в интересах МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», МАДОУ ДС «Малышок», МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.», на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчикам администрации <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Березовская средняя общеобразовательная школа», муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» о возложении обязанности,
установил:
<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к ответчикам администрации <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Березовская средняя общеобразовательная школа», муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что в июне 2022 года прокуратурой района в соответствии с поручением прокуратуры автономного округа проверено исполнение администрацией <адрес> требований законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проверки вышеуказанных объектов на предмет готовности ЗСГО к приему укрываемых лиц установлены факты нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила). Таким образом, администрацией района и эксплуатирующими организациями не обеспечено исполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N'2583, и, как следствие, неготовность вышеуказанных ЗСГО к приему укрываемых лиц. По вышеуказанным нарушениям закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе района внесено представление об устранении нарушений закона. В настоящее время нарушения, указанные в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ не устранены (т.1 л.д.6-10).
В ходе судебного заседания истец уточнил исковые требования, с учетом уточнения просит возложить обязанности на администрацию <адрес> - Югры, МБОУ «Березовская средняя школа» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу ул. ФИО2, <адрес>, пгт. Березово, назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил), создать звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил), обеспечить группы (звенья) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5 Правил), создать запасы (резервов) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (и. 1.6 Правил), создать емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), провести комплексную оценку технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.3 Правил), провести техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения (и. 5.1.1 Правил), обеспечить исправное состояние системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 ч, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 ч, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) - 6 ч. (п. 10.1.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны), обеспечить телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 12.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны), составить документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил; возложить обязанности на администрацию <адрес> - Югры, МБДОУ ДС «Малышок» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны № по адресу: <адрес>, пгт. Березово, назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (п. 1.3 Правил), создать звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил), обеспечить группы (звенья) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5 Правил), создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил), создать емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), создать аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы, (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), укомплектовать помещения ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком (п. 3.5.2. Правил), провести комплексную оценку технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.3 Правил), провести техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения (п. 5.1.1 Правил), провести текущий и капитальный ремонт ЗС ГО (п. 5.2.1 Правил), разработать план мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, с указанием сроков их выполнения, потребных сил и средств, с назначением ответственных исполнителей (п. 6.1.4 Правил), нанести установленный знак «Защитное сооружение гражданской обороны» на видном месте при входе в убежище (п. 6.2.1 Правил), обеспечить исправное состояние системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 ч, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 ч, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) - 6 ч. (п. 10.1.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны), обеспечить электроснабжение в защитном сооружении (п. 11.1.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны), обеспечить телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 12.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны), разработать документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил; возложить обязанности на администрацию <адрес> - Югры, МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны № по адресу: <адрес>, пгт. Игрим назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил), создать звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил), обеспечить группы (звенья) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5 Правил), создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил), создать емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), создать аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы, (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), провести комплексную оценку технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.3 Правил), провести техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения (п. 5.1.1 Правил), провести текущий и капитальный ремонт ЗС ГО (п. 5.2.1 Правил), разработать план мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, с указанием сроков их выполнения, потребных сил и средств, с назначением ответственных исполнителей (п. 6.1.4 Правил), нанести установленный знак «Защитное сооружение гражданской обороны» на видном месте при входе в убежище (п. 6.2.1 Правил), обеспечить телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 12.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны), разработать документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил.
Ответчики МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», МАДОУ ДС «Малышок», МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1ФИО6», будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, суду о причинах неявки не сообщили.
Представитель третьего лица Отдела надзорной и профилактической работы по <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили заявление, в котором просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования прокурора <адрес> поддерживают в полном объем, просят их удовлетворить.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> просил иск удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в нем, с учетом уточненных исковых требований.
Представитель ответчика администрации <адрес>ФИО7 указала, что с исковыми требованиями не согласна, просила в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Принимая во внимание основания и предмет спора настоящего гражданского дела, отсутствие договорных отношений и других оснований возникновения обязательств, указанных в Гражданском кодексе РФ, полагает, что ответчики не являются стороной обязательства, в связи с чем предъявление к ним прокурором <адрес> требования о присуждении к исполнению обязанности в натуре необоснованно. Прокурором фактически заявлено требование об устранении нарушений законодательства, что также не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации. Истцом никаких доказательств в подтверждение нарушенного права неопределенного круга лиц на защиту в случае аварий и опасностей представлено не было. При этом, на территории <адрес> имеются в достаточном количестве приспособленные под ЗС ГО помещения (заглубленные помещения), обеспечивающие безопасность граждан в случае ЧС и других опасностей, что также подтверждается инвентаризационной ведомостью. Право граждан пгт.Березово и пгт.Игрим на защиту от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в части обеспечения защитными сооружениями, не нарушено. Прокурор не конкретизировал, какие определенные действия, в каком объеме следует совершить тому или иному ответчику, чтобы восстановить, как полагает истец, права неопределенного круга лиц на «защиту в случае аварий и опасностей», не конкретизированы исковые требования прокурора в части возложения обязанности на ответчиков провести «ремонт защитного сооружения в соответствии с п.5.1.1 Правил, а также обеспечить исправное состояние системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации. Пункт 5.11 Правил предусматривает проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта (текущего, среднего и капитального) технических систем, а не всего защитного сооружения, как заявлено истцом, что, учитывая отсутствие в исковых требованиях указания на вид ремонта, объем требуемых работ и основания его проведения, вызывает неясности и невозможность исполнения заявленных прокурором требований в дальнейшем. Кроме того, истцом, в обоснование заявленного требования о возложении на ответчиков обязанности обеспечить исправное состояние системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, не представлено доказательств их неисправного состояния и как следствие необходимости и наличии у ответчиков обязанности по проведению ремонтных работ, приведению в исправное состояние инженерно-технических систем, расположенных в подвальном помещении применительно к типу самого помещения. Полагают, что требование о приведении в исправное состояние технических систем предполагает принятие мер к восстановлению или ремонту уже имеющихся инженерно-технических систем. Вместе с тем, с учетом имеющихся в деле доказательств о том, что системы вентиляции, канализации, отопления и водоснабжения в части спорных ЗС ГО отсутствуют и не были предусмотрены при строительстве зданий образовательных организаций, заявленные требования прокурора являются необоснованными и невыполнимыми. Отмечает, что СП 88.13330.2014 утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1101/пр. В настоящее время защитным сооружениям гражданской обороны, являющимся предметом настоящего спора, изменен тип ЗС ГО с «ПРУ» на «укрытие», а также отсутствие ряда технических систем в подвальных помещениях зданий при их проектировании и строительстве, указанная норма не может быть применена при разрешении настоящего спора. По тем же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчиков обязанности обеспечить ЗС ГО телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания в соответствии с п.12.1 СП 88.13330.2014, которые утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ. В отношении заявленного истцом требования о проведении комплексной оценки технического состояния ЗС ГО, администрация <адрес> указывает, что 3 летний срок для проведения комплексной оценки технического состояния ЗС ГО - укрытий, на дату обращения прокурора в суд с указанным иском не истек, в связи с чем возложение указанной обязанности на ответчиков раньше установленного нормативными актами срока является необоснованным. Необоснованным также считают предъявление требования о создании емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п.ДД.ММ.ГГГГ Правил), прокурор самопроизвольно, без указания мотивов и оснований, заявил требование о возложении на ответчиков обязанности обеспечить создание емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Правил (т.е. обеспечить создание напорной емкости), тем самым, ограничив возможность ответчиков, самостоятельно определить способ обеспечения ЗС ГО питьевой водой в соответствии с техническими условиями и целесообразностью.
Представитель ответчиков ФИО8 пояснила, что учреждения с исковыми требованиями не согласны по следующим основаниям. Выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права, так как невозможно определить о защите какого права ставится вопрос прокурором, какой способ его защиты им выбран и соответствует ли он закону. Имущество (здания) передано учреждениям на основании договоров о передаче (закреплении) муниципального имущества в оперативное управление (на праве оперативного управления): - договор от ДД.ММ.ГГГГ№ (МАДОУ ДС «Малышок»); - договор от ДД.ММ.ГГГГ№ (МБОУ Игримская СОШ имени Героя ФИО1 Г.Е.); - договор от ДД.ММ.ГГГГ№/ОУ (МБОУ «Березовская СОШ»). Сведений о ЗС ГО в приложенном к договорам перечне имущества (акте приема-передачи), закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, не содержится. Актов приема-передачи спорных объектов гражданской обороны не составлялось, в связи с чем, установить, в каком состоянии находились подвальные помещения на момент постановки на учет в качестве ЗС ГО невозможно. Договорами о передаче муниципального имущества в оперативное управление не установлено, что учреждения приняли на себя обязанность сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. При указанных обстоятельствах невозможно установить, какие именно обязательства возложены на учреждения и перед кем они возникли, на кого возложена обязанность финансирования указанных мероприятий. Истцом не представлено доказательств того, что подвальные помещения учреждений когда-либо были признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, надлежащим образом поставлены на учет в качестве такого сооружения и передано в оперативное управление. Кроме того, при проведении технического обследования состояния строительных и конструктивных элементов выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкция и зданий учреждений в целом, в связи с чем, приведение их в соответствие требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны, нецелесообразно и технически сложно. Обращаясь в суд с иском, прокурор не конкретизировал, какие определенные действия, в каком объеме следует совершить тому или иному ответчику. Неконкретность заявленных требований приводит к невозможности принятия судебного акта, отвечающего критерию исполнимости, что также является основанием для отказа в иске.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной их основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, согласно которым организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309, к объектам гражданской обороны относятся укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения); для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
В соответствии с п. 9 Порядка органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Содержание защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Правила эксплуатации, использования и содержания объектов ГО установлены Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" и Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ и п. "в" ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также обязаны осуществлять обучение своих работников.
Порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".
Согласно ч. 2 ст. 8 органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16, пп. 23, п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения и района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 12 ст. <адрес>, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на администрацию района возлагается исполнение полномочий администрации городского поселения Березово.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры <адрес> было направлено письмо прокуратуры ХМАО-Югры о необходимости проведения проверки на предмет установления готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых лиц (Том 1 л.д.16).
Согласно перечню расположенных на территории ХМАО-Югры защитных сооружений гражданской обороны, к ним относятся, в том числе МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», МАДОУ ДС «Малышок» - на территории <адрес>, МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» - на территории <адрес>, тип ЗС ГО – укрытие; наименование организации балансодержателя объекта – администрация муниципального образования <адрес> (Том 1 л.д.17-24).
В связи с проводимой проверкой прокуратурой <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> был направлен ответ, согласно которого администрацией <адрес> создана комиссия на основании распоряжения администрации <адрес> «О проведении мероприятий по обследованию защитных сооружений гражданской обороны» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в результате обследования защитных сооружений гражданской обороны инвентарные номера №№, 333-85, 336- 85, 337-85 (акты прилагаются), комиссия пришла к выводу, что объекты гражданской обороны не являются защитными сооружениями гражданской обороны. В 2020 году полный пакет документов по снятию выше указанных объектов гражданской обороны был направлен в Главное Управление МЧС России по ХМАО-Югре, в 2021 году из Главного Управления МЧС России по ХМАО-Югре вернулись Акты об изменении типа защитных сооружений гражданской обороны инвентарные номера №№, 333-85, 336-85, из типа противорадиационного укрытая в тип Укрытие. В приеме документов по снятию защитного сооружения гражданской обороны № Главным Управлением МЧС России по ХМАО-Югре было отказано (устно), так как данный объект по всей технической документации является объектом гражданской обороны (документы прилагаются), в данный момент ведется работа по изменению типа из противорадиационного укрытия в тип укрытие защитного сооружения гражданской обороны. По результатам работы комиссии по обследованию защитных сооружений гражданской обороны были сняты с учета следующие объекты гражданской обороны №№, 332-85, 334-85, 335-85, 338-85 (Том 1 л.д.25-26, 27,28-29,30-31,32,33,34-36,37,38-39,40-41,42-43,44-46,47,48-49,50-51,52-53,54,55-57,58-61,62-64,65-68,69-71, 72-75,171-182).
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем зданий МОУ Игримская СОШ №, расположенного по адресу <адрес>, МАДОУ детский сад «Малышок», расположенного по адресу <адрес>, МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу ул.ФИО2,50 <адрес>, является муниципальное образование <адрес> (Том 1 л.д.76-77,81,82-85).
Здание школы, расположенное по адрес <адрес>, передано на праве оперативного управления МБОУ Игримская средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление МОУ Игримская средняя общеобразовательная школа № от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи (Том 1 л.д.78,204-205).
Здание школы, расположенное по адрес ул.ФИО2, 50 <адрес>, передано на праве оперативного управления МБОУ Березовская средняя общеобразовательная школа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБОУ Березовская средняя общеобразовательная школа от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи (Том 1 л.д.79, 183-195).
Здание детского сада, расположенное по адрес <адрес>, передано на праве оперативного управления МДОУ детский сад «Малышок», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые были расторгнуты дополнительными соглашениями ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вновь заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МАДОУ детский сад «Малышок» (Том 1 л.д.80, 196-203).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками ОНДиПР (по <адрес>) проведена проверка МБОУ «Игримская средняя образовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.», расположенного по адресу <адрес>, с целью надзора по эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, в ходе которой был выявлены ряд нарушений, в том числе такие как: не назначены ответственные должностные лица по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (п. 1.3 Правил); Не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил); Группы (звенья) не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5 Правил); Не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил); Отсутствуют емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); Отсутствуют аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы, (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО не проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния (п.4.1.3 Правил); Не проводится техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения (п. 5.1.1 Правил); В защитном сооружении не выполняются 2 вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный ремонт (п. 5.2.1 Правил); Не разработан план мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны готовность к приему укрываемых, с указанием сроков их выполнения, потребных сил и средств, с назначением ответственных исполнителей (п. 6.1.4 Правил); Защитное сооружение гражданской обороны не обозначено путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в убежище (п. 6.2.1 Правил); Не обеспечено телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 12.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны). В защитном сооружении отсутствует документация, предусмотренная п.3.6 Правил (Том 1 л.д.86-89).
В соответствии со справками от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками ОНДиПР (по <адрес>) проведена проверка МДОУ ДС «Малышок», расположенного по адресу <адрес>, МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу ул. ФИО2,50 <адрес>, с целью надзора по эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, в ходе которой был выявлены ряд нарушений, так как: Не назначены ответственные должностные лица по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (п. 1.3 Правил); Не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил); Группы (звенья) не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5 Правил); Не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил); Отсутствуют емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); Отсутствуют аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия)" после освидетельствования их представителями медицинской службы, (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил); Входы в ЗС ГО и аварийные выходы загромождены (п. 3.2.3 Правил); Помещения не укомплектованы ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком (п. 3.5.2. Правил); Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО не проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния (п.4.1.3 Правил); Не проводится техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения (п. 5.1.1 Правил); В защитном сооружении не выполняются 2 вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный ремонт (п. 5.2.1 Правил); Не разработан план мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны готовность к приему укрываемых, с указанием сроков их выполнения, потребных сил и средств, с назначением ответственных исполнителей (п. 6.1.4 Правил); Защитное сооружение гражданской обороны не обозначено путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в убежище (п. 6.2.1 Правил); В помещениях защитного сооружения находятся в неисправном состоянии системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 ч, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 ч, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) -6 ч. (п. 10.1.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны); Частично отсутствует электроснабжение в защитном сооружении п. 11.1.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны); Не обеспечено телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 12.1 СП 88.13330.2014 защитные сооружения гражданской обороны); В защитном сооружении отсутствует документация, предусмотренная п.3.6 Правил (Том 1 л.д.90-93, 94-97).
ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенной проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны прокурором <адрес> в адрес главы <адрес> был направлено представление об устранении нарушений закона, так как администрацией <адрес> и эксплуатирующими организациями не обеспечено исполнение требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, и др. (Том 1 л.д.98-117).
Согласно ответу главы <адрес> на представление от ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений законодательства при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - защитные сооружения), сообщено, что на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении мероприятий по обследованию защитных сооружений гражданской обороны» комиссионно были обследованы защитные сооружения с инвентарными номерами 331-85, 333-85, 336-85, 337-85 (акты от ДД.ММ.ГГГГ), по результатам обследования в Главное Управление МЧС России по ХМАО-Югре направлены документы для снятия вышеуказанных объектов гражданской обороны с учета как несоответствующих установленным требованиям. Принятым решением были изменены типы защитных сооружений (инвентарные номера №, 333-85, 336-85) с противорадиационного укрытия на укрытие. В отношении защитных сооружений (инвентарные номера 331-85, 333-85, 336-85,337-85) проводилось техническое обследование состояния строительных и конструктивных элементов, где выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и зданий в целом, о чем имеются заключения ООО «Проектно-строительная компания «Мегаполис». Согласно заключениям, объекты гражданской обороны не готовы к использованию по предназначению. Принимая во внимание множественные отклонения и несоответствие нормам СНиП П-И77, восстановление объектов на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны, технически сложно и экономически нецелесообразно (Том 1 л.д.118-122).
ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес> направил информацию заместителю прокурора <адрес>, согласно которой в целях предоставления информации об устранении нарушений указанных в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что администрацией <адрес> создана комиссия на основании распоряжения администрации <адрес> «О проведении мероприятий по обследованию защитных сооружений гражданской обороны» №-р от ДД.ММ.ГГГГ. В результате обследования защитных сооружений гражданской обороны №, расположенного по адресу пгт. Березово <адрес>, №, расположенного по адресу пгт. Березово ул. ФИО2, <адрес>, №, расположенного по адресу пгт. Игрим <адрес>, были составлены акты обследования объекта выше указанных ЗС ГО, и направлены в Главное Управление МЧС России по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре. Комиссия Департамента гражданской защиты населения Ханты - <адрес> - Югры назначенная приказом №-нп от ДД.ММ.ГГГГ составила заключения о возможности (обоснованности) изменения типа ЗС ГО из типа: противорадиационных укрытий в тип: укрытие, так как техническое состояние противорадиационных укрытий позволяет использовать их в дальнейшем в качестве укрытия без снятия с учета. По защитному сооружению гражданской обороны №, расположенному по адресу пгт. <адрес> Школьный, <адрес>Б, в сентябре 2022 года комиссией администрации гп. Игрим составлен акт обследования объекта и направлен в Департамент гражданской защиты населения Ханты - <адрес> - Югры в целях принятия соответствующего решения (Том 1 л.д.123).
Решением Березовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие ответчика – администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер к своевременному оформлению паспортов на защитные сооружения, в том числе, МБОУ Игримская СОШ №, расположенного по адресу <адрес>, МАДОУ детский сад «Малышок», расположенного по адресу <адрес>, МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу ул.ФИО2,50 <адрес>. Обязать ответчика администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию указанных защитных сооружений гражданской обороны и по результатам инвентаризации принять меры для изготовления паспортов ЗС ГО. В случае установления в результате инвентаризации утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций ЗС ГО, в срок до 25.01.52012 года принять меры для снятия указанных защитных сооружений гражданской обороны с учета (Том 1 л.д.167-169).
Таким образом, судом установлено, что администрация <адрес> является собственником трех защитных сооружения гражданской обороны: № по адресу: ул. ФИО2, <адрес>, пгт. Березово, эксплуатирующая организация - МБОУ «Березовская средняя школа» (оперативное управление), укрытие; № по адресу: <адрес>, пгт. Березово, эксплуатирующая организация - МАДОУ ДС «Малышок» (оперативное управление), укрытие; № по адресу: <адрес>, пгт. Игрим, эксплуатирующая организация - МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» (оперативное управление), укрытие. Указанные в иске прокурора объекты включены в реестр защитных сооружений, находятся в состоянии, непригодном для их использования по прямому назначению.
Так, п.1.3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
В силу п.1.4 Правил для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО.
В соответствии с п.1.5. Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении N 2.
Пунктом 1.6 предусмотрено, что для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ. В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток.
Также, в соответствии с п.3.6 в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкция о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в ЗС ГО; Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; список телефонов.
<адрес> в ходе проверки объектов, расположенных по адресам: ул.ФИО2<адрес>, на предмет готовности ЗС ГО к приему укрываемых лиц установлены факты нарушения п.п.1.3, 1.4, 1.5, 1.6, ДД.ММ.ГГГГ, п.3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, в отношении ЗС ГО, эксплуатируемых МАДОУ д.с. «Малышок», МБОУ «Игримская СОШ имени. Героя ФИО1 Г.Е.» установлены также нарушение п.п.ДД.ММ.ГГГГ, 6.1.4, 6.2.1 вышеуказанных Правил, а именно: не созданы аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы; не разработан план мероприятий по приведению ЗС ГО в готовность к приему укрываемых; защитное сооружение не содержит обозначения.
В настоящее время нарушения, указанные выше, выявленные в ходе прокурорской проверки, и отраженные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, не устранены. Ответчики на факт устранения данных нарушений не ссылались. В связи с чем, суд приходит к выводу, что администрацией района и эксплуатирующими организациями не обеспечено исполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Определяя орган, ответственный за каждое из допущенных нарушений, суд исходит из следующего.
Сторонами не оспаривается, что собственником указанного имущества является администрация <адрес>, в соответствии со свидетельствами о регистрации права, данные защитные сооружения зарегистрированы на праве оперативного управления за МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», МАДОУ детский сад «Малышок», МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.».
В соответствии с паспортами ЗС ГО, эксплуатирующей организацией укрытия, расположенного по ул.ФИО2<адрес>, является МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», укрытия, расположенного по <адрес>, - МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.», укрытия, расположенного по <адрес>, - МАДОУ детский сад «Малышок».
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Осуществление обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитных сооружений не противоречит компетенции ответчика администрации <адрес>, определенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем мер со стороны администрации <адрес>, направленных на приведение вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны, в состояние, соответствующее требованиям Приказа МЧС РФ "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" не принято. Доводы администрации <адрес>, содержащиеся в письме, направленном на имя прокурора, о том, что восстановление объектов на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны, технически сложно и экономически нецелесообразно, не принимаются, так как до настоящего времени данные объекты ЗС ГО являются действующими, сведений о том, что ответчиком направлены документы по снятию указанных объектов с учета, не представлено. Кроме того, в 2012 году решением суда на администрацию <адрес> была возложена обязанность в случае установления в результате инвентаризации утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций ЗС ГО, принять меры для снятия спорных защитных сооружений гражданской обороны с учета, с указанного времени действий по снятию объектов с учета не предпринято, изменена лишь категория объекта с ПРУ на укрытие.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 того же Кодекса, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, а также создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1.2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 583, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Таким образом, с момента передачи защитных сооружений гражданской обороны ответчикам на праве оперативного управления у МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.», МАДОУ детский сад «Малышок», также как и у собственниками данных ЗС ГО, возникла обязанность по их надлежащему содержанию и эксплуатации.
Отсутствие договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны с бюджетным учреждением, которому защитное сооружение гражданской обороны передано на праве оперативного управления, не может служить основанием освобождения бюджетного учреждения от обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации такого сооружения в соответствии с требованиями законодательства о гражданской обороне. Кроме того, в материалы дела представлены акта приема-передачи, подписанные представителями МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.», МАДОУ детский сад «Малышок», в день заключения договора о передаче имущества в оперативное управление, согласно которым ими приняты здания, в которых в подвальном помещении располагаются защитные сооружения. Претензий по переданному имуществу между сторонами не зафиксировано (том 1 л.д.184-195, 197,199,203,205). Действующим законодательством не предусмотрено, что необходимо заключение отдельного договора на передачу защитного сооружения, в случае его нахождения в подвальном помещении здания. Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
Отсутствие необходимых финансово-материальных ресурсов для содержания и эксплуатации защитного сооружения согласно нормативным требованиям основанием для освобождения от исполнения данной обязанности также не является. Соответственно, вопреки доводам ответчиков, обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе в тот период, когда защитные сооружения не эксплуатируются, должны быть возложены на администрацию и эксплуатирующие защитные сооружения организации.
Следовательно, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части возложения на ответчиков администрацию <адрес>, МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа», МАДОУ детский сад «Малышок», МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» обязанности назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил), создать звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил), обеспечить группы (звенья) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5 Правил), создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил), создать емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), разработать документацию в соответствии с п.3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в части возложения на администрацию <адрес>, МАДОУ д.с. «Малышок», МБОУ «Игримская СОШ имени. Героя ФИО1 Г.Е.» обязанности создать аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы, (п.ДД.ММ.ГГГГ Правил), разработать план мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны готовность к приему укрываемых, с указанием сроков их выполнения, потребных сил и средств, с назначением ответственных исполнителей (п. 6.1.4 Правил), нанести установленный знак «Защитное сооружение гражданской обороны» на видном месте при входе в укрытие (п. 6.2.1 Правил), подлежат удовлетворению.
Прокурором заявлено требование о возложении на ответчиков обязанности обеспечить исправное состояние системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 ч, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 ч, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) -6 ч..
Вместе с тем, пунктом 10.1.1 СП 88.13330.2014, которые утратили силу ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1101/пр, было установлено, что системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 ч, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 ч, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха)-6 ч. предусматривались в помещениях, приспосабливаемых под убежища и ПРУ.
Как следует из представленных в материалы дела актов, защитным сооружениям гражданской обороны, являющимся предметом настоящего спора, изменен тип ЗС ГО с «ПРУ» на «укрытие», следовательно, данное требование к защитным сооружения ГО, расположенным по ул. ФИО2, <адрес>, пгт. Березово, <адрес>, пгт. Березово, <адрес>, пгт. Игрим, не применимо, в удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.
Кроме того, пунктом 3.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что помещения защищенных ДЭС (в мирное время не эксплуатируются) укомплектовываются ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком.
С учетом того, что из актов обследования объектов №,331-85,336-85 (л.д.33,42-43,54) следует, что автономное электроснабжение (дизель электростанция) в данных помещениях отсутствует, следовательно, нарушение п.3.5.2 Правил в отношении ответчиков не применимо, что позволяет суду отказать в удовлетворении данной части требований.
Суд считает, что довод ответчика о том, что прокурором не конкретизированы исковые требования прокурора в части возложения обязанности провести «ремонт защитного сооружения в соответствии с п.5.1.1 Правил», заслуживает внимания.
Так, п.5.1.1 Правил установлено, что техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведены в таблице 2. Пункт 5.2.1 предусматривает, что в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.
Прокурором в заявленных требованиях о возложении обязанности на администрацию <адрес> и МБОУ «Березовская средняя школа» провести ремонт защитного сооружения, не указано, какой ремонт ответчикам необходимо выполнить: текущий; средний; капитальный, т.е. требования не конкретизированы, что в дальнейшем может создать трудности исполнения решения суда, в нарушение ст.195 ГПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О судебном решении». Неконкретность заявленных требований приводит к невозможности принятия судебного акта, отвечающего критерию исполнимости, с учетом изложенного, в части возложения обязанности на ответчиков провести ремонт защитного сооружения (п.5.1.1 Правил) не подлежат удовлетворению.
С учетом того, что в Правилах об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны конкретно прописано, каким образом, с выполнением каких действий проводится техническое обслуживание защитного сооружения, суд приходит к выводу, что в этой части требования прокурора подлежат удовлетворению. По этому же основанию подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на администрацию <адрес>, МАДОУ ДС «Малышок», МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» провести текущий и капитальный ремонт ЗС ГО.
Также, суд признает обоснованными доводы ответчика о необоснованности требований прокурора в части возложения на ответчиков обязанности провести комплексную оценку технического состояния ЗС ГО.
В соответствии с п. 4.1.3. Правил комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
Согласно актам об изменении типа ЗС ГО от ДД.ММ.ГГГГ (в отношении спорных объектов №,333-85,331-85) защитные сооружения переведены из типа «противорадиационное укрытия» в тип «укрытие». Акты об изменении типа ЗС ГО согласованы Председателем комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменению типа) ЗС ГО - ДД.ММ.ГГГГ и утверждены Директором Департамента гражданской защиты населения ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, на основании распоряжения администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по проведению мероприятий по обследованию защитных сооружений гражданской обороны (л.д.32 том 2). По результатам работы комиссии ДД.ММ.ГГГГ были составлены акты обследования объектов №,333-85,331-85, содержащие сведения о технических характеристиках объектов (том 1 л.д.33,42-43,54).
Таким образом, трехлетний срок для проведения комплексной оценки технического состояния ЗС ГО - укрытий, на дату вынесения решения не истек, в связи с чем возложение указанной обязанности на ответчиков раньше установленного нормативными актами срока, является необоснованным.
Оценивая доводы администрации <адрес> о том, что требования истца о возложении на ответчиков обязанности обеспечить ЗС ГО телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания в соответствии с п.12.1 СП 88.13330.2014, не подлежат удовлетворению, ввиду того, что данные правила утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ, суд считает их неподлежащими удовлетворению.
Действительно, "СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*", утвержденные Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 59/пр, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1101/пр, утвердившего новый Свод правил СП 88.13330.2022.
Вместе с тем, п.14.1 СП 88.13330.2022 предусмотрено, что каждое защитное сооружение гражданской обороны должно быть обеспечено телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования для трансляции сигналов.
То есть СП 88.13330.2022, принятыми взамен утративших силу СП 88.13330.2014, также предусмотрена обязанность по обеспечению защитных сооружений связью. С учетом положений ч.1 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой при принятии решения суд, в том числе, определяет, какой закон должен быть применен по данному делу, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части возложения на ответчиков обязанности обеспечить ЗС ГО телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания, подлежат удовлетворению.
По этим же основаниям, с учетом п. 13.1.1 СП 88.13330.2022, которым предусмотрено, что электроснабжение ПРУ и укрытий следует предусматривать от внешней сети города (предприятия), поселка или от сети зданий, в которых они размещены, ввиду того, что из акта об изменении типа ЗС ГО (том 1 л.д.40), расположенного по <адрес>, следует, что система электроснабжения отсутствует, требования прокурора об обязании администрации <адрес>, МАДОУ ДС «Малышок» обеспечить электроснабжение в защитном сооружении, подлежат удовлетворению.
Иные доводы представителя ответчика, суд находит необоснованными поскольку, в настоящее время вышеуказанные три объекта ЗС ГО, являющиеся действующими укрытиями и их инженерно-технические оборудования по-прежнему неисправны, отсутствуют средства индивидуальной защиты, медицинского имущества, и, как следствие, не готовы к использованию в случае чрезвычайной ситуации и не готовы к приему укрываемых лиц. Указанные нарушения влекут значительное снижение уровня защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ссылка ответчика на то, что истцом не доказано, что нарушаются права населения, судом отвергаются. Так, из представленного перечня, расположенных на территории ХМАО-Югры, защитных сооружений гражданской обороны, следует, что два из общего числа имеющихся защитных сооружений, расположенных в <адрес>, не соответствуют требованиям, предъявляемым к такому типу сооружений, что создает угрозу жизни и здоровья населения района в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Наличие иных заглубленных помещений на территории <адрес>, представленных в инвентаризационной ведомости, не свидетельствует об обратном.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьями 8, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне", находя, что мер по устранению ранее выявленных нарушений требований в области гражданской обороны ответчиками не принималось, что в совокупности с выявленными нарушениями свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны, к которым относятся предоставление населению укрытий, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, и что ненадлежащее содержание и эксплуатация сооружений может вовлечь за собой негативные последствия в виде их разрушения и в дальнейшем невозможности использования по целевому назначению, а также создает угрозу жизни и здоровья населения района в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и понуждении ответчиков к устранению выявленных нарушений при содержании защитных сооружений посредством приведения их в соответствии с требования законодательства о гражданской обороне.
На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по созданию условий для защиты жизни и здоровья населения района в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права и интересы граждан на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вопреки доводам ответчиков, выполнение действий, которые прокурор просил возложить на ответчиков, по своей сути являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны, необходимого для выживания населения в военное время.
Доводы ответчиков о том, что иск содержит требования, вынесение решения по которым влечет неисполнимость данного решения, является лишь мнением ответчика, поскольку в просительной части иска прокурор указал какие нарушения требований действующего законодательства необходимо устранить ответчику, какие действия для этого необходимо выполнить.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае, при установлении срока исполнения решения суда, с учетом необходимости обеспечения финансирования, совершения конкурсных процедур, внесения в бюджет на предстоящий год данной статьи расходов, суд считает возможным предоставить срок исполнения решения суда для ответчиков в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд полагает необходимым разъяснить ответчикам, что в случае недостаточности установленного судом срока, они вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда с предоставлением соответствующих доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчикам администрации <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Березовская средняя общеобразовательная школа», муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> - Югры, МБОУ «Березовская средняя школа» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: по адресу: ул. ФИО2, <адрес>, пгт. Березово, <адрес> ХМАО-Югры, назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил), создать звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил), обеспечить группы (звенья) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5 Правил), создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил), создать емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), провести техническое обслуживание защитного сооружения (п. 5.1.1 Правил), обеспечить телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 14.1 СП 88.13330.2022 защитные сооружения гражданской обороны), составить документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил.
Обязать администрацию <адрес> - Югры, МАДОУ ДС «Малышок» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны № по адресу: <адрес>, пгт. Березово, <адрес> ХМАО-Югры, назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил), создать звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил), обеспечить группы (звенья) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п.1.5 Правил), создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил), создать емкость аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), создать аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы, (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), провести техническое обслуживание защитного сооружения (п. 5.1.1 Правил), провести текущий и капитальный ремонт ЗС ГО (п. 5.2.1 Правил), разработать план мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны готовность к приему укрываемых, с указанием сроков их выполнения, потребных сил и средств, с назначением ответственных исполнителей (п. 6.1.4 Правил), нанести установленный знак «Защитное сооружение гражданской обороны» на видном месте при входе в укрытие (п. 6.2.1 Правил), обеспечить электроснабжения в защитном сооружении (п. 13.1.1 СП 88.13330.2022 защитные сооружения гражданской обороны), обеспечением телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 14.1 СП 88.13330.2022 защитные сооружения гражданской обороны), разработать документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил.
Обязать администрацию <адрес> - Югры, МБОУ «Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО1 Г.Е.» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны № по адресу: <адрес>, пгт. <адрес> ХМАО-Югры, назначить ответственных должностных лиц по организации правильного учета защитного сооружения, содержания его помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3 Правил), создать звенья по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, (п. 1.4 Правил), обеспечить группы (звенья) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п.1.5 Правил), создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил), создать емкости аварийного запаса питьевой воды в течение 2 суток (п. 32.20 Правил), создать аварийные безнапорные емкости для питьевой воды при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы, (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), проведением комплексной оценки технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.3 Правил), провести техническое обслуживание защитного сооружения (п. 5.1.1 Правил), провести текущий и капитальный ремонт ЗС ГО (п. 5.2.1 Правил), разработать план мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны готовности к приему укрываемых, с указанием сроков их выполнения, потребных сил и средств, с назначением ответственных исполнителей (п. 6.1.4 Правил), нанести установленный знак «Защитное сооружение гражданской обороны» на видном месте при входе в укрытие (п. 6.2.1 Правил), обеспечением телефонной связью с пунктом управления и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 14.1 СП 88.13330.2022 защитные сооружения гражданской обороны), разработать документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Берёзовский районный суд <адрес>-Югры.
Председательствующий ФИО12
Копия верна
Судья Березовского
районного суда ХМАО-Югры ФИО13
На основании ч.3 ст.107, ч.2 ст.199 ГПК РФ мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.