ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273 от 31.12.9999 Кольского районного суда (Мурманская область)

                                                                                    Кольский районный суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кольский районный суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Мотивированное решение составлено Дело № 2-273/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 город Кола

Кольский районный суд Мурманской области

в составе: председательствующего судьи Булыгиной Е.В.,

при секретаре Колесниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Москвина Ю.Ю. к ФБУ МРУИИ № УФСИН РФ по Мурманской области о взыскании незаконно удержанной денежной суммы,

У С Т А Н О В И Л :

Москвин Ю.Ю. обратился в суд с иском к ФБУ МРУИИ № УФСИН РФ по Мурманской области о взыскании незаконно удержанной денежной суммы. В обоснование иска указал, что он с  работал в ФБУ МРУИИ № УФСИН РФ по Мурманской области в должности старшего инспектора по контролю за осуждёнными, отбывающими наказание без изоляции от общества, и  уволен в запас по достижению пенсионного возраста. При увольнении с ним был произведён окончательный расчёт, однако впоследствии ему стало известно, что при расчёте ответчиком с него была удержана ранее выплаченная материальная помощь в размере . Полагая данные действия ответчика незаконными, просит взыскать с него удержанную материальную помощь в указанной сумме.

В судебном заседании истец Москвин Ю.Ю. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, и уточнил их. Просил суд взыскать с ответчика фактически удержанную с него материальную помощь в размере .

Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В представленном письменном отзыве и в предварительном судебном заседании представитель ответчика иск не признал. В обоснование своих возражений ссылается на то, что в соответствии с п.8 ст.1 Федерального закона 30.06.2002 № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" истец имел право на получение материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год. На основании рапорта истца ему  была произведена выплата материальной помощи за  в размере . При увольнении истца был произведён перерасчёт ранее выплаченной ему материальной помощи пропорционально отработанному времени. Поскольку он проработал неполный год, размер излишне выплаченной материальной помощи составил , из них  налог на доходы физических лиц,  - удержания по исполнительному листу о взыскании с истца алиментов. В связи с этим с истца было фактически удержано . Полагает, что удержание части материальной помощи с истца произведено законно и обоснованно.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" денежное довольствие сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в том числе, из материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абз.5 п.8 ст.1 Закона).

Согласно Положению об оказании материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 21.01.2003 № 33 (в редакции от 05.10.2007.), указанным сотрудникам ежегодно оказывается материальная помощь в размере не менее 2 окладов денежного содержания. Сотрудникам может быть оказана материальная помощь, превышающая установленный настоящим Положением размер. Порядок оказания такой материальной помощи (в том числе ее максимальный размер) определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Материальная помощь оказывается на основании рапорта сотрудника либо письменного распоряжения руководителя органа, подразделения, учреждения соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Приказом ФСИН РФ от 27.04.2005 N 315 (в редакции от 01.04.2010) была утверждена Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Данной инструкцией установлено, что материальная помощь сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы оказывается ежегодно в размере не менее 2 окладов денежного содержания на основании рапорта сотрудника (п.3.1).

В исключительных случаях в пределах средств, выделяемых на денежное довольствие сотрудников, на основании мотивированного рапорта сотрудника решением начальника сотруднику может быть оказана дополнительная материальная помощь (п.3.3).

При переводе сотрудников в уголовно-исполнительную систему из других федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций в течение календарного года, а также при увольнении сотрудников из уголовно-исполнительной системы материальная помощь им оказывается пропорционально отработанному в уголовно-исполнительной системе времени (п.3.4).

Как установлено в судебном заседании, истец Москвин Ю.Ю. с  работал в ФБУ МРУИИ № УФСИН РФ по Мурманской области в должности старшего инспектора по контролю за осуждёнными, отбывающими наказание без изоляции от общества.

 на основании рапорта Москвина Ю.Ю. ему произведено начисление материальной помощи за  в размере двух окладов денежного содержания, то есть . За вычетом налога на доходы физических лиц и алиментов фактически выплаченная сумма составила .

 истец был уволен в запас на основании п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1999г. № 4202-1 по достижению предельного возраста нахождения на службе в органах внутренних дел.

При увольнении работодателем произведена выплата всех причитающихся истцу денежных сумм, однако при расчёте указанных выплат ответчиком произведено частичное удержание ранее выплаченной истцу материальной помощи в размере  пропорционально отработанному времени (за вычетом алиментов и НДФЛ).

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Суд считает, что законных оснований для удержания из денежного довольствия истца части ранее выплаченной ему материальной помощи у ответчика не имелось.

В соответствии с действующим законодательством, в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, применяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие сходные правоотношения.

Согласно ст.137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Норм, предусматривающих порядок удержания с сотрудников ранее выплаченной материальной помощи, в законодательстве, регламентирующем прохождение службы в соответствующих органах и учреждениях, а также в иных специальных нормативных правовых актах не содержится.

Пунктом 61 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 (в редакции от 07.02.2011) установлена возможность взыскания стоимости обмундирования, а также иные имущественные последствия, предусмотренные контрактом и действующим законодательством, лишь при увольнении сотрудника органов внутренних дел за нарушение условий контракта, а также по основаниям, предусмотренным в пунктах "к", "л", "м" статьи 58 Положения.

Приведенные выше нормативные правовые акты, регулирующие порядок выплаты материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, вопреки утверждению представителя ответчика, оснований для удержания ранее выплаченной материальной помощи не содержат.

Как установлено судом, Москвин Ю.Ю. в период прохождения службы в соответствии с действующим законодательством имел право на получение материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, которая и была ему выплачена  на основании личного рапорта. Возможность выплаты материальной помощи в полном размере в любой момент в течение календарного года вышеуказанными нормативными правовыми актами не исключается, в связи с чем суд приходит к выводу, что ее выплата была произведена истцу обоснованно.

Вместе с тем каких-либо оснований для перерасчета ранее выплаченной истцу материальной помощи на момент его увольнения до истечения календарного года, за который материальная помощь была оказана, у ответчика не имелось. Ссылка на п.3.4 приказа ФСИН России от  №, имеющаяся в справке об удержании, является ошибочной. Данная норма предусматривает порядок определения размера материальной помощи пропорционально отработанному времени в течение календарного года лишь для случаев, когда такая материальная помощь выплачивается в момент увольнения сотрудника, но не содержит оснований для удержания ранее выплаченной материальной помощи.

Оснований, предусмотренных ст.137 ТК РФ, для произведения удержаний из заработка истца в ходе судебного заседания также установлено не было.

Таким образом, суд считает требования истца о взыскании с ответчика удержанной материальной помощи законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Взысканию с ответчика в пользу истца подлежит фактически удержанная материальная помощь за  в размере . Как следует из расчетов ответчика, не оспариваемых истцом в судебном заседании, данная сумма определена с учетом удержания НДФЛ, обязанность по перечислению которого лежит на ответчике как налоговом агенте, и алиментов, которые, как видно из личной карточки истца, были ранее перечислены работодателем взыскателю.

На основании ст.103 ГПК РФ взысканию с ответчика также подлежит государственная пошлина в доход государства, от уплаты которой освобожден истец по трудовому спору, в размере, установленном ст.333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с ФБУ МРУИИ № УФСИН РФ по Мурманской области в пользу Москвина Ю.Ю. удержанную материальную помощь в сумме .

Взыскать с ФБУ МРУИИ № УФСИН РФ по Мурманской области государственную пошлину в доход государства в размере .

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий -