ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2730/20 от 23.09.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 2-2730/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 23 сентября 2020 года

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А. при секретаре Кутеневой В.А., с участием старшего помощника прокурора Гатауллиной М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополь о признании увольнения и распоряжения о расторжении трудового договора незаконными, восстановлении на работе,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с иском к ответчику о восстановлении на работе, указывая, что с 16 января 2018 года истец работала временно исполняющим обязанности директора Некомерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» на основании приказа < № > Департамента городского хозяйства города Севастополя. Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 06 июля 2018 года < № > была назначена на должность директора Фонда. С истцом был заключен трудовой договор с 07 июня 2018 года по 06 июня 2021 года. Распоряжением исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя от 15 июня 2020 года трудовой договор с истцом был расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации. С указанным увольнением истец не согласна и считает его незаконным, поскольку ответчиком не был соблюден порядок увольнения, предусмотренный п. 12. 13 Порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 01 апреля 2019 года < № >, который предусматривает для решения вопроса об освобождении руководителя организации от должности и прекращении (расторжении) с ним трудового договора обязательное предварительное направление уполномоченным исполнительным органом губернатору города Севастополя на рассмотрение и согласование мотивированное представления с приложением необходимых документов. Истец полагает, что Департамент городского хозяйства города Севастополя не направлял Губернатору города Севастополя на рассмотрение и согласование мотивированное представление об освобождении истца от должности. Истцу не были представлены никакие мотивированные причины при расторжении трудового договора, ни в письменной, ни в устной форме. На основании изложенного истец просила восстановить ее на работе в Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» в должности директора.

Впоследствии истцом были заявлены требования о признании увольнения и распоряжения < № > от 15 июня 2020 года, а также письма представления от 08 мая 2020 года незаконными.

Определением суда от 23 сентября 2020 года принят отказ истца от иска в части требований о признании письма представления от 08 мая 2020 года незаконным, производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представители адвокаты ФИО2 Бывальцев Б.В., действующие на основании ордеров, требования иска поддержали по изложенным в нем основаниям. Пояснили, что резолюция на письме-представлении поставлена более ранней датой, чем само письмо-представление, и данный документ не может являться достоверным доказательством согласования решения о прекращении трудового договора с истцом. Письмо подписано заместителем губернатора ФИО3, который не являлся уполномоченным лицом для подачи представления о прекращении трудового договора с истцом. Уполномоченным лицом в данном случае является начальник Департамента городского хозяйства и именно он, а не кто иной должен был обратится с инициативой прекращения трудового договора с истцом. Более того в данное письмо-представление основано на факте привлечения истца к дисциплинарной ответственности, тогда как данное дисциплинарное взыскание оспорено и признано судом незаконным. Настаивали на удовлетворении исковых требований в оставшейся части.

Ответчик Департамент городского хозяйства города Севастополя в судебное заседание не явился, представителя не направил, извещен надлежаще. В письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать, поскольку порядок увольнения истца был соблюден. Также указал, что Некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту Севастополя» создана в соответствии со ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом города Севастополя от 18 февраля 2015 года < № > «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя» на основании Постановления Правительства Севастополя от 14 августа 2014 года < № > «О создании некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» и приказом Главного Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя от 17 ноября 2014 года < № > «Об утверждении некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя». Учредителем Фонда является город федерального значения Севастополь. Функции и полномочия учредителя Фонда в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами города Севастополя, осуществляет Департамент городского хозяйства города Севастополя. Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 06 июля 2018 года < № > «О назначении ФИО1 директором некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя», во исполнение протокола < № > заседания комиссии по ведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя регионального оператора - некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» ФИО1 назначена на должность директора некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя». В соответствии с трудовым договором от < № >, заключенным между директором Департамента городского хозяйства города Севастополя и ФИО1 трудовой договор может быть расторгнуть по инициативе уполномоченного органа (Департамента городского хозяйства города Севастополя) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В соответствии с Порядком назначения на должность и освобождения должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, иных организаций, учрежденным Правительством Севастополя, Постановление Правительства Севастополя от 01 апреля 2019 года < № >, настоящий порядок устанавливает механизм назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных бюджетных учреждений города Севастополя, иных организаций, учрежденных Правительством Севастополя, а также порядок заключения трудовых договоров. Для решения вопросов об освобождении руководителя организации от должности и прекращения (расторжении) с ним трудового договора, уполномоченный исполнительный орган предварительно направляет Губернатору города Севастополя на рассмотрение и согласование мотивированное представление с приложением необходимых документов. Согласование Губернатора города Севастополя ФИО4 Департаментом городского хозяйства города Севастополя было получено (письмо от 08 мая 2020 года < № >) (регистрация отображается посредством электронного документооборота программы СЭД). Однако в соответствии со ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связис принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом,решения о прекращении трудового договора, что и было сделано Департаментом городского хозяйства города Севастополя.

В дополнительных пояснениях ответчик указал, что в бумажном виде представление было сформировано 07 мая 2020 года, в тот же день заместителем губернатора Севастополя ФИО3 было доложено временно исполняющему обязанности губернатора г. Севастополя о последствиях ненадлежащего исполнения ФИО1 возложенных на нее трудовых обязанностей в части ненадлежащего контроля за соблюдением условий договоров (контрактов) о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории г. Севастополя. По результатам доклада было принято решение о согласовании представления об освобождении от должности ФИО1 и прекращении с ней трудового договора, о чем имеется виза на представлении. Параллельно с бумажным вариантом представление было оформлено в форме электронного документа в системе электронного документооборота в Правительстве Севастополя. Учитывая длительность согласования электронного документа в СЭД, регистрация указанного представления была осуществлена 08 мая 2020 года. При осуществления процедуры освобождения ФИО1 от занимаемой должности были соблюдены требования положений порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя.

Заслушав истца и его представителей, заключение прокурора полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению в связи с установленным нарушением порядка увольнения, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Помимо общих оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации, в частности трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из разъяснений приведенных в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», следует, что п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации допускает возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок. Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной ст. 279 указанного Кодекса.

Судом установлено, что приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 06 июля 2018 года < № > «О назначении ФИО1 директором некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя», во исполнение протокола < № > заседания комиссии по ведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя регионального оператора - некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» ФИО1 назначена на должность директора некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» (л.д. 36, 111). 07 июня 2018 года в истцом заключен трудовой договор < № > (л.д. 8-14).

Распоряжением исполняющего обязанности директора Департамента городского хозяйства города Севастополя от 15 июня 2020 года < № > «об увольнении ФИО1» трудовой договор с истцом прекращен в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Оспаривая данное увольнение, истец указывает на несоблюдение ответчиком порядка увольнения, установленного Порядком назначения на должность и освобождения должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, иных организаций, учрежденным Постановлением Правительства Севастополя от 01 апреля 2019 года < № >.

Проверяя данные доводы, суд учитывает следующее.

В соответствии с Уставом (л.д. 15-35) Некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту Севастополя» (Фонд, Региональный оператор) создана в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 14 августа 2014 года < № > и приказом Главного Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя от 07 ноября 2014 года < № > в целях выполнения приоритетных задач социально-экономического развития города Севастополя, создания правовых и организационных основ и координации работ по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя (п. 1.1 Устава).

Учредителем Фонда является город федерального значения Севастополь. Функции и полномочия учредителя Фонда в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами города Севастополя, осуществляет Департамент городского хозяйства города Севастополя (п. 1.2 Устава).

Пункты 10.3, 10.4 Устава некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» предусматривают, что заключение, изменение и прекращение трудового договора с директором Фонда осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Директор Фонда может быть досрочно освобожден от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и трудовым договором.

Постановлением Правительства Севастополя от 01 апреля 2019 года < № > утвержден Порядок назначения на должность и освобождения должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, иных организаций (л.д. 167-171), который устанавливает механизм назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных сетных учреждений города Севастополя, иных организаций, учрежденных Правительством Севастополя, а также порядок заключения трудовых договоров.

В соответствии с п. 12, 13 названного Порядка освобождение руководителя организации от должности и прекращение (расторжение) с ним трудового договора осуществляется путем издания уполномоченным исполнительным органом распоряжения в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Для решения вопросов об освобождении руководителя организации от должности и прекращения (расторжении) с ним трудового договора, уполномоченный исполнительный орган предварительно направляет Губернатору города Севастополя на рассмотрение и согласование мотивированное представление с приложением необходимых документов.

В данном случае требования п. 13 Порядка назначения на должность и освобождения должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, иных организаций Согласование Губернатора города Севастополя соблюдены не были.

В качестве доказательства соблюдения Порядка ответчиком представлено письмо от 08 мая 2020 года < № > (л.д. 73) в котором изложена просьба согласовать увольнение директора некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту Севастополя» ФИО1 по основаниям пп. 2 п. 1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора.

Однако данный документ не может быть принят судом в качестве доказательства, поскольку он не отвечает требованиям достоверности. Как следует из данного письма оно оформлено 08 мая 2020 года, при этом резолюция «согласовано» и подпись датированы 07 мая 2020 года. Из буквального толкования данного документа следует, что согласование увольнения произошло до того как поступило представление об увольнении. Более того на данном письме не указана должность лица его составившего, в связи с чем установить наличие или отсутствие у данного лица полномочий на составление таких представлений у суда отсутствует.

Учитывая, что письмо от 08 мая 2020 года требованиям достоверности не отвечает, оно не может быть принято в качестве доказательства соблюдения ответчиком порядка увольнения истца.

Таким образом, учитывая, что Постановлением Правительства Севастополя от 01 апреля 2019 года < № > утвержден Порядок назначения на должность и освобождения должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений города Севастополя, иных организаций, ответчиком положения данного Порядка при увольнении ФИО1 были нарушены, что является безусловным основанием для признания увольнения незаконным, суд находит требования истца в данной части подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах, требования ФИО1 о признании увольнения и распоряжения < № > от 15 июня 2020 года незаконными подлежат удовлетворению.

В силу ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Поскольку увольнение ФИО1 признано незаконным, она подлежит восстановлению на работе в должности директора Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» с 16 июня 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополь о признании увольнения и распоряжения о расторжении трудового договора незаконными, восстановлении на работе удовлетворить.

Признать увольнение ФИО1 15 июня 2020 года с должности директора Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» незаконным.

Признать незаконным распоряжение Департамента городского хозяйства города Севастополя < № > от 15 июня 2020 года об увольнении ФИО1 с должности директора Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» и прекращении с ФИО1 трудового договора с 15 июня 2020 года.

Восстановить ФИО1 на работе в должности директора Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» с 16 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья Е.А. Лащенова

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2020 года.

Судья Е.А. Лащенова