ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2731/17 от 19.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

РЕШЕНИЕ *** –2731/2017

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 19 декабря 2017 года

Ленинский районный суд г. Тамбова

в составе: председательствующего судьи Н.В.Емельяновой,

при секретаре Клемешовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «ЖК ТИС», МКУ «Долговой центр», администрации г. Тамбова, комитету финансов администрации г. Тамбова, жилищному комитету администрации г. Тамбова, АО «ТКС» о признании незаконными действия и возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 является нанимателем муниципальной ***. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖК ТИС». Начиная с февраля 2014 г. он обращается в различные организации с просьбой установить ему приборы учета холодного водоснабжения. До настоящего времени приборы учета не установлены.

05.09.2017г. ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ЖК ТИС» и МКУ «Долговой центр», в котором указал, что ввиду того, что до настоящего времени приборы учета не установлены, управляющая компания с сентября 2016г. производит ему начисление платы за услугу по водоснабжению с повышающим коэффициентом. Полагает, что указанные действия управляющей компании являются незаконными, просит обязать ООО «ЖК ТИС» произвести ему перерасчет платы за услугу водоснабжения на будущие периоды, взыскать уже понесенные им расходы, связанные с применением повышающего коэффициента.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что всвязи с применением повышающего коэффициента в настоящее время с сентября 2016г. ему излишне было начислено за услуги водоснабжения 3713,44 руб., которые подлежат взысканию с ответчиков как убытки, причиненные неправомерными действиями. Полагает, что его вины в отсутствии в его квартире прибора учета нет, поскольку законодательством обязанность по его установке возложена на собственника, то есть на администрацию г. Тамбова либо на управляющую компанию.

Представитель ООО «ЖК ТИС» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что на основании заключенного договора управления ООО «ЖК ТИС» осуществляет управление многоквартирным домом ***. Указанный дом состоит из нескольких отдельно стоящих объектов. Квартира, в которой проживает ФИО1 является муниципальной собственностью. На управляющую компанию не возложена действующим законодательством обязанность по установке индивидуальных приборов учета. Действительно в рамках управления домом ООО «ЖК ТИС» производит начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги собственникам и нанимателем жилых помещений. Однако, при расчете такой платы управляющая компания руководствуется только требованиями действующего законодательства. В соответствии с постановлением Правительства РФ №354, начиная с 01.09.2016г. собственникам и нанимателям квартиры, в которых не установлены индивидуальные приборы учета, расчет размера платы за холодное водоснабжение осуществляется с применением повышающего коэффициента. При таких обстоятельствах каких-либо нарушений при формировании платежного документа со стороны ООО «ЖК ТИС» допущено не было. Денежные средства, полученные от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг перечисляются в полном объеме ресурсоснабжающим организациям. Несмотря на то, что в судебном заседании было установлено, что квартира истца была в 2014 году признана непригодной для проживания, полагает, что оснований для освобождения его от оплаты услуги по водоснабжению с учетом повышающего коэффициента не имеется, поскольку сам многоквартирный дом непригодным для проживания не признавался. Полагает, что в отсутствие данных о том, что действиями управляющей компании истцу причинен ущерб не имеется, в иске к ООО «ЖК ТИС» следует отказать.

Представитель МКУ «Долговой центр» по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что МКУ «Долговой центр» выступает наймодателем квартир муниципального жилищного фонда. От лица собственника, учреждение участвует при заключении договоров управления. Обязанность по установлению в муниципальных квартирах индивидуальных приборов учета также возложена на учреждение. Во исполнение указанных полномочий учреждением неоднократно размещались извещения о проведении аукционов на право проведения работ по установке приборов учета. Каждый раз данные аукционы признавались несостоявшимися ввиду отсутствия участников. Учитывая то, что установка приборов учета осуществляется за счет средств муниципального бюджета, без соблюдения процедуры проведения аукциона, проведение работ становится невозможным. Полагает, что вины учреждения в причиненном истцу ущербе нет, просит в иске к МКУ «Долговой центр» отказать.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчиков были привлечена АО «ТКС», администрация г. Тамбова, жилищный комитет администрации г. Тамбова и комитет финансов администрации г. Тамбова.

Представитель администрации г. Тамбова и жилищного комитета администрации г. Тамбова по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала по аналогичным основаниям. Кроме того заявила, что ни администрация г. Тамбова, ни жилищный комитет администрации г. Тамбова надлежащими ответчиками по делу не являются, поскольку полномочия собственника в отношениях с нанимателями квартир муниципального жилищного фонда переданы МКУ «Долговой центр», на них же возложена и обязанность по установке приборов учета, доведены денежные средства на данные мероприятия путем выдачи муниципального задания.

Представитель Финансового комитета администрации г. Тамбова просила в иске отказать по аналогичным основаниям.

Представитель АО «ТКС» в судебном заседании иск не признал и пояснил, что общество не занимается вопросами начисления оплаты за услуги водоснабжения. Никаких договоров у общества с собственниками и нанимателями жилых помещений не заключен. Все денежные средства, начисленные управляющей компанией в счет оплаты за услугу водоснабжения, поступают в АО «ТКС», но за правильностью начисления в отношении каждой квартиры общество контроль не осуществляет.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходи к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В соответствии с частью 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Указанная норма корреспондирует статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела *** является муниципальной собственностью, договор социального найма на нее заключен с ФИО1 Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖК ТИС». При этом названное жилое помещение индивидуальным прибором учета электроэнергии не оборудовано, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Положения части 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений.

Согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час. (в отношении организации учета используемого природного газа).

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

На основании части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Из содержания указанных норм права следует, что обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета возложена на собственника этого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в пункт 42 Правил N 354, согласно абзацу 3 которого при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, при отсутствии приборов учета и наличии технической возможности их установки размер платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.

При этом повышающий коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Как следует из материалов дела постановлением администрации г. Тамбова от 08.12.2014г. №10643 *** признана непригодной для проживания. Сторонами в судебном заседании не оспаривается, что указанное постановление принималось на основании заявления ФИО1, но ни им, ни собственником- администрацией г. Тамбова, ни уполномоченным действовать от лица собственником МКУ «Долговой центр» в ООО «ЖК ТИС» сведения относительно непригодности квартиры истца к проживанию не представлялись. За составлением акт об отсутствии технической возможности установить прибор учета в квартире ни собственник ни наниматель квартиры не обращались.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что в действиях управляющей компании по начислению ФИО1 оплаты за услуги по водоснабжению с применением повышающего коэффициента нарушений законодательства не имеется. Исковые требования в указанной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Кроме того, как следует из системного толкования действующего законодательства, лица, проживающие в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами социального найма, заключенными с собственником. В связи с этим, а также с учетом того, что обязанность по установке приборов учета возложена не на каждого потребителя коммунальных услуг, а только на собственника жилых помещений, споры относительно размера платы за коммунальный ресурс должны предъявляться к собственнику, предоставившему жилое помещение, то есть в данном случае к органам местного самоуправления.

Представителем администрации г. Тамбова и МКУ «Долговой центр» в судебном заседании не оспаривается, тот факт, что возложенную на собственника обязанность по установке индивидуальных приборов учета наймодатель до настоящего времени не исполнил, в связи с чем ФИО1 понес дополнительные расходы по внесению платы за услугу водоснабжения, которые в соответствии с расчетом, представленным ООО «ЖК ТИС» составили 3639,56 рублей.

Указанный расчет никем из участников процесса не оспаривается, произведен с учетом требований действующего законодательства, в связи с чем суд принимает его.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) предусматривает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (статья 16).

По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение ущерба возлагается на лицо, причинившее ущерб, если оно не докажет отсутствие своей вины.

Таким образом, при разрешении вопросов, связанных с возмещение вреда потерпевший представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, его размер, наличие причинной связи между вредом и противоправностью поведения причинителя вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Разрешая требования в указанной части, суд соглашается с доводами представителя администрации г. Тамбова о том, что надлежащим ответчиком по требованиям о возмещении убытков следует считать МКУ «Долговой центр».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений

Как следует из Устава МКУ «Долговой центр», утвержденного постановлением администрации г. Тамбова от 23.04.2011 г. №3116 предметом деятельности учреждения является осуществление функций наймодателя муниципального жилищного фонда г. Тамбова. К основным видами деятельности учреждения относятся: организация начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе с учетом положенных льгот, субсидий и перерасчета по домам, находящихся на обслуживании учреждения, осуществление функций по организации оплаты расходов за жилищно-коммунальные услуги в муниципальных жилых помещениях; выполнение мероприятий, направленных на энгергосбережение. От имени собственника и наймодателя муниципального жилищного фонда учреждение участвует в судебных заседаниях в качестве истцов и ответчиков по делам о спорах, возникших при осуществлении функций по организации оплаты расходов за жилищно-коммунальные услуги в муниципальных жилых помещениях

В соответствии с паспортом муниципальной программы города Тамбова "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 14.11.2013 N 9637 (ред. от 23.11.2017), ее исполнителем выступает МКУ «Долговой центр». К мероприятиям программы относится мероприятия по установке индивидуальных приборов учета электроэнергии в муниципальных квартирах, соисполнителем которых наряду с жилищным комитетом администрации города Тамбова, также выступает МКУ "Долговой центр".

Таким образом, с МКУ «Долговой центр» в пользу ФИО1 подлежит взысканию ущерб в размере 3639,56 рублей, причиненный ненадлежащим исполнением обязанностей по установке прибора учета.

Не может суд согласиться с доводами представителей администрации г. Тамбова и ООО ЖК «ТИС» относительно того, что в дальнейшем начисление платы за услугу водоснабжения ФИО1 должно производиться с повышающим коэффициентом.

Как разъяснил Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 3 ноября 2016 г. N 36508-ОД/04,принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.

Ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.

На основании Приказа N 627, установление технической возможности установки приборов учета распространяется только на многоквартирные дома, где установлено требование по обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления является мерой стимулирования к выполнению обязательных требований по установке приборов учета в многоквартирных домах, которые установлены Федеральным законом N 261-ФЗ, следовательно, к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, не должны применяться нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунального ресурса.

В судебном заседании установлено, что *** постановлением администрации г. Тамбова от 08.12.2014г. №10643 признана непригодной для проживания.

В ходе рассмотрения дела судом копия указанного постановления поступила в управляющую компанию. Несмотря на указанное обстоятельство, ООО «ЖК ТИС» отказывает истцу в начислении в будущем оплаты за водоснабжение без применения повышающего коэффициента.

Суд полагает, что такой отказ не основан на нормах действующего законодательства, в связи с чем считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на управляющую компанию обязанности в будущем производить начисление оплаты за холодное водоснабжение без применения повышающего коэффициента.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к МКУ «Долговой центр» и ООО «ЖК ТИС» удовлетворить частично.

Взыскать с МКУ «Долговой центр» в пользу ФИО1 убытки, в виде переплаты за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в размере 3639,56 рублей.

Обязать ООО «ЖК ТИС» производить ФИО1 начисление оплаты за коммунальную услугу по холодному водоснабжению без применения повышающего коэффициента.

В удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий ООО «ЖК ТИС» ФИО1 отказать.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Тамбова, комитету финансов администрации г. Тамбова, жилищному комитету администрации г. Тамбова, АО «ТКС» ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Н.В.Емельянова

Решение в окончательной форме принято 25.12.2017г.

Судья: Н.В.Емельянова