Дело № 2-2733\2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**** 2010 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе судьи Кавериной Г.П. при секретаре Недюрмагомедовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Псковского района в интересах Гусевой М.М., Гусева Д.М. к Главному финансовому управлению Псковской области, Администрации Псковского района о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий,
установил:
Прокурор Псковского района в интересах Гусевой М.М., Гусева Д.М. обратился в суд с иском к Главному финансовому управлению Псковской области, Администрации Псковского района о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий в размере сумме - ** рублей пропорционально в равных долях каждому, а именно в пользу Гусева Д.М. - **., в пользу Гусевой М.М. - ** коп. Взыскать с Администрации Псковского района в пользу Гусева Д.М. и Гусевой М.М. задолженность по выплате опекунских пособий в сумме - ** пропорционально в равных долях каждому, а именно в пользу Гусева Д.М. - **., в пользу Гусевой М.М. - **.. В обоснование иска указал, что ****.2010 в прокуратуру Псковского района поступило обращение Гусева Д.М. и Гусевой М.М. о защите их прав в судебном порядке по вопросу взыскания задолженности по опекунским пособиям, не выплаченных в полном объеме их бывшему опекуну В.Л.
Участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец - Гусева М.М.. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец - Гусев Д.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования «Псковский район» в лице главного специалиста правого комитета Администрации Псковского района Г.Ю. и председателя правого комитета Администрации Псковского района П.С. исковые требования не оспаривали. В судебном заедании П.С. пояснила, что Администрация Псковского района не оспаривает право истцов на получение опекунского пособия, признаёт имеющуюся задолженность по пособию, но считает, что указанные суммы подлежат взысканию с Главного финансового управления Псковской области вследствие не дофинансирования из областного бюджета. Администрация Псковского района выплачивает опекунское пособие в пределах переданных для этого средств и имеющихся собственных доходов, в соответствии с действующим законодательством. Методика распределения средств межбюджетного регулирования состоит в том, что базовые расходы муниципальных образований области сопоставляются с оценкой собственных доходных источников. При превышении базовых расходов над собственными доходными источниками местному бюджету передаются дополнительно регулирующие доходы бюджета области. При недостаточности собственных и регулирующих доходных источников для финансирования базовых расходов местному бюджету выделяется необходимая компенсирующая дотация.
Представитель ответчика -Государственного финансового управления Псковской области, в лице начальника юридического отдела К.Л. с исковыми требования не согласилась. В судебном заседании пояснила, что законодательными и нормативными актами РФ, действующими на период получения опекунских пособий установлены ежемесячные выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание опекаемых детей. Указанные выплаты предусматривают обеспечение этих детей питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем в соответствии с натуральными нормами по фактическим ценам данного региона. Во исполнение названных законодательных и нормативных актов Администрация Псковской области своим постановлением от 13 сентября 2000 года №243 «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» утвердила Методику расчета размера денежных средств на питание, приобретение одежды и т. д. Управлением труда области ежеквартально производился расчет размера указанных денежных средств, который и представлял собой размер опекунского пособия, и направлялся в органы опеки и попечительства. Данное постановление являлось действующим на всей территории Псковской области и подлежащим исполнению всеми органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, в том числе органами опеки и попечительства, и должностными лицами до ****.2003г., когда постановлением Администрации Псковской области №51 была введена новая методика расчета денежных средств для детей сирот оставшихся без попечения родителей. Возложив на органы опеки и попечительства, являющимися органами местного самоуправления, осуществление функций по выплате ежемесячных пособий опекунам, Правительство не определило порядок финансирования, в федеральном бюджете. Так, в 2001 году при согласовании контрольных цифр потребность в расходах по нормативу Псковскому району была определена в сумме **., расходы по опеке - **., а размер дотации району из областного бюджета был рассчитан исходя из объёма расходов в сумме **., т.е. уменьшен на **., или на ** В 2001 г. выплата опекунских пособий производилась Администрацией Псковского района в размере ** от установленной законом суммы. Основанием для снижения размера вышеназванной выплаты на ** явилось распоряжение администрации Псковского района от 24.01.2001г. № 27-р, которое было мотивировано обеспеченностью района трансфертом лишь на ** от существовавшей потребности.
Выплаты опекунских пособий в 2003 году в размере 75% от установленной суммы полагаем обоснованным действием, обусловленным обеспеченностью бюджета района дотацией лишь на 75% от потребности. Одновременно нельзя отрицать тот факт, что финансовая помощь на выплату средств на детей, находящихся под опекой, была предоставлена в 2003г. и Псковскому району в полном объёме, что подтверждается информацией по расчёту дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Псковскому району. Таким образом, образовавшуюся задолженность по опекунским пособиям недопустимо отклонять в адрес Администрации Псковского района. Считаем необходимым объективно соотнести образовавшуюся задолженность по выплатам опекунских пособий между ГГФУ Псковской области и Администрацией Псковского района.
Суд выслушав прокурора, истцов, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Министра образования Российской Федерации от 19.08.1999 № 199 и действовавшего на период получения В.Л. опекунских пособий, предусмотрено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Судом установлено, что распоряжением Администрации Псковского района от ****.1993 № **-р В.Л. ****.1949 года рождения, проживающая по адресу: *** являлась опекуном несовершеннолетних Гусева М.Д. ****.1990 года рождения и Гусевой М.М. ****.1991 года рождения.
В соответствии с распоряжением Администрации Псковского района от 30.06.2001 № 416-р В.Л. назначена выплата денежного пособия на содержание под опекой несовершеннолетних Гусева Д.М. и Гусевой М.М.
В соответствии с распоряжением Администрации Псковского района от 01.12.2005 № 709-р В.Л. на основании п.1, п.3 ст.39 ГК РФ с ****.2005 от исполнения обязанностей опекуна в отношении вышеуказанных несовершеннолетних детей освобождена. В настоящее время Гусев Д.М. и Гусева М.М. являются совершеннолетними.
За период 2001-2003 г.г. В.Л. денежное пособие на содержание под опекой Гусева Д.М. и Гусевой М.М. выплачено не в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 4 действовавшего на период получения опекунских пособий В.Л. Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» из средств, которые переданы Администрацией Псковской области Администрации Псковского района вместе с полномочиями по выплате опекунских пособий, органом опеки и попечительства детей Псковского района опекуну В.Л. выплачивались опекунские пособия.
Согласно ст. 4 ФЗ № 159 обязанность по разработке и исполнению целевых программ по охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 действовавшего на момент получения В.Л. опекунских пособий на содержание Гусева Д.М. и Гусевой М.М. Закона Псковской области от 25.12.1997 № 48-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления реализуют государственные полномочия в пределах переданных им материальных и финансовых средств, которые ежегодно предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой.
Однако, в период с ****.2001 года по ****.2003 года выплата опекунских пособий опекунам, проживающим на территории Псковского района, производилась в размере 60% - 75% от размеров опекунских пособий, установленных Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела задолженность Администрации Псковского района от ****.2010 по выплате опекунских пособий В.Л. на содержание Гусева Д.М. и Гусевой М.М. за период с ****.2001 года по ****.2003 года составила ** рублей.
В 2001 году выплата опекунских пособий производилась Администрацией Псковского района в размере 60 % от установленной законом суммы. Основанием для снижения размера вышеназванной выплаты на 40 % явилось распоряжение главы Псковского района № 27-р от 24.01.2001, которое мотивировано обеспеченностью района трансфертом лишь на 60 % от существовавшей потребности. Однако, согласно сведениям о расходах бюджета Псковского района и суммах дотаций из областного бюджета за 2001-2003 г.г. недофинансирование района дотационными средствами со стороны субъекта РФ имело место лишь в размере 25%, что подтверждено в информации Администрации Псковского района от 15.06.2004 № 56. Уменьшение же вышеуказанной социальной выплаты еще на 15 % явилось следствием собственного дефицита бюджета района, в связи с чем, часть дотационных средств, предназначенных на выплату опекунских пособий, использована Администрацией Псковского района на иные статьи расходов.
Суд соглашается с прокурором Псковского района, что ответственность за нарушение социальных прав Гусева Д.М. и Гусевой М.М. за период 2001 года должна быть возложена на соответчиков пропорционально их вине по финансированию и выплате пособий: 25 %, что составляет ** руб. подлежит взысканию с Государственного финансового управления Псковской области, 15 %, что составляет ** руб. - подлежит взысканию с Администрации Псковского района.
Судом установлено, что в 2001 году из Управления труда Псковской области в Администрацию Псковского района для проведения расчетов и выплат опекунских пособий направлялись расчеты денежных средств на содержание опекаемых детей на основании Постановления Администрации Псковской области от 13.09.2000 № 243 «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно расчету от ****.2001, ****2001, ****.2001 размер пособия на мальчика/девочку школьного возраста составлял в первом квартале 2001 года ** рублей в месяц, во втором квартале - ** рублей в месяц, в третьем квартале - ** рублей в месяц, в четвертом квартале - ** рублей в месяц.
В соответствии с информацией Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 15.06.2010 № ТЗ-1-550 размер пособия на мальчика/девочку школьного возраста в 1 квартале 2001 года составил - 1918/1949 рублей в месяц, во втором квартале - 2020/2052 рублей в месяц, в третьем квартале - 2438/2528 рублей в месяц, в четвертом квартале -2316/2435 рублей в месяц.
Доводы прокурора Псковского района о том, что из-за несоответствия вышеуказанных нормативов опекуну В.Л. не была вовремя начислена и, как следствие, не выплачена разница в начислениях опекунских пособий, которая за период 2001 года составила ** рубля обоснованы, так как указанная разница в суммах также не была перечислена Администрации Псковского района из Главного государственного финансового управления Псковской области, данная сумма -** рубля подлежит взысканию с Государственного финансового управления Псковской области.
Общая задолженность по выплате опекунских пособий на содержание Гусева Д.М. и Гусевой М.М. за период 2001 года составляет **
В течение 2002 года опекунские пособия начислялись и выплачивались в соответствии со ст. 35 Закона Псковской области от 29.12.2001 № 171-03 «Об областном бюджете на 2002 год. Установлен финансовый норматив на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в следующих размерах: на детей дошкольного возраста- 1210 рублей; на детей школьного возраста - 1528 рублей.
Однако расчет опекунских пособий согласно Постановлению
Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
действовавшему на момент получения В.Л. опекунских
пособий, должен происходить с учетом среднеобластных цен, предоставляемых комитетом Государственной статистики по Псковской области.
За период 2002 года согласно справке Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 15.06.2010 № Т-3-550 эти расчеты на девочку школьного возраста составили:1 квартал - 2631 руб.;2 квартал - 2760 руб.; 3 квартал - 2710 руб.; 4 квартал - 2601 руб.
За период 2002 года согласно справке Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от ****.2010 № Т-3-550 эти расчеты на мальчика школьного возраста составили:1 квартал - 2510 руб.;2 квартал - 2638 руб.; 3 квартал - 2642 руб.; 4квартал - 2534 руб.
С учетом изложенного общая сумма задолженности по выплате опекунских пособий на содержание Гусева Д.М. и Гусевой М.М. за период с ****.2001 по ****.2003 составляет ** рубля.
Таким образом, исковые требования прокурора Псковского района в интересах Гусевой М.М., Гусева Д.М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление прокурора Псковского района в интересах Гусевой М.М., Гусева Д.М. к Главному финансовому управлению Псковской области, Администрации Псковского района о взыскании задолженности по выплате опекунских пособий удовлетворить.
Взыскать с Государственного финансового управления Псковской области в пользу Гусева Д.М. задолженность по выплате опекунских пособий в сумме **.
Взыскать с Государственного финансового управления Псковской области в пользу Гусевой М.М. задолженность по выплате опекунских пособий в сумме **.
Взыскать с Администрации Псковского района в пользу Гусева Д.М. задолженность по выплате опекунских пособий в сумме **.
Взыскать с Администрации Псковского района в пользу Гусевой М.М. задолженность по выплате опекунских пособий в сумме **.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10-ти дней.
Судья : Г.П.Каверина.
В кассационной инстанции не обжаловалось. Вступило в законную силу.