ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2733/2018 от 23.05.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2- 2733/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Ухановой М.С.,

с участием истца Кочмак А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

23 мая 2018 года гражданское дело по иску Кочмак А.С. к ООО СК «ВТБ Страхование» о признании случая страховым, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Кочмак А.С. обратился в суд с иском к ООО СК «ВТБ Страхование» о признании его увольнения с работы страховым случаем «потеря работы» по договору страхования, взыскании страхового возмещения в размере 169203 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, штрафа в размере 89601 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 44994 рублей. В обоснование исковых требований истец указал, что в ** ** ** между ним и Банк ВТБ 24 (ПАО) по его заявлению была оформлена кредитная карта с лимитом кредитования ... рублей. По условиям кредитного обслуживания он присоединился к страховой программе «Защита от потери источника работы» от компании ООО СК «ВТБ Страхование». Согласно Правил страхования, страхование предусматривает страховую защиту на случай наступления следующих страховых событий, в том числе сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. В момент оформления кредитной карты он состоял в трудовых отношениях с Министерством экономического развития Республики Коми. Приказом от ** ** **... он был уволен в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». ** ** ** он сообщил Банку и ответчику о потере работы по инициативе работодателя и предоставил имеющиеся документы. Между тем, страховая компания, рассмотрев предоставленные документы, не признала его увольнение страховым случаем, ссылаясь на то, что увольнение в соответствии с подпунктом 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе» не является увольнением согласно ТК РФ. Вместе с тем, он считает, что фактически, увольнение по инициативе работодателя в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») тождественно увольнению по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, указывает, что исходя из Условий страхования такая категория работников как гражданские служащие, увольнение которых регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не имеют возможности быть застрахованными по риску «потеря работы», что носит дискриминационных характер по отношению к отдельной группе граждан и является незаконным. В таком случае Условия страхования должны содержать норму о невозможности участия государственных служащих в программе страхования по риску «потеря работы».

В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования и просил взыскать страховое возмещение в размере 113727,12 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штрафа в размере 61863,56 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 29240,01 рублей.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ** ** ** между Кочмак А.С. и Банк ВТБ 24 (ПАО) заключен договор о предоставлении и использовании банковских карт, путем присоединения истца к условиям Правил предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ЗАО) и Тарифов по обслуживанию международных банковских карт ...) для физических лиц.

Истцом в ВТБ 24 (ЗАО) была подана анкета-заявление, на основании чего банком истцу была выдана кредитная карта ... с лимитом кредитования ...

На основании заявления от ** ** ** истец подключен к программе страхования «Защита от потери источника дохода» в рамках договора коллективного страхования, заключенного между ВТБ 24 (ЗАО) и ООО СК «ВТБ Страхование».

Страхование осуществлялось согласно правил, условий страхования, условий участия.

В рамках программы страхования «Защита от потери источника дохода» ООО СК «ВТБ Страхование» осуществляет страховую защиту по страховым рискам, по которым страховыми случаями признаются события, указанные в п. 2.2.1 Условий страхования по Программе коллективного страхования для держателей карт ВТБ 24 «Защита от потери источника дохода», в том числе возникновение у Застрахованного убытков в результате досрочного расторжения Контракта между Застрахованным и Контрагентом по инициативе Контрагента в случаях:

а) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ст. 77 ТК РФ);

б) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ);

в) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть 3 ст. 81 ТК РФ);

г) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (п. 4 ст. 81 ТК РФ).

При этом Условия страхования предусматривают, что Контрактом признается трудовой договор, заключенный между Контрагентом и Застрахованным (работником) в соответствии с Трудовым законодательством, а Контрагентом является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в качестве работодателя в трудовые отношения с Застрахованным.

В момент оформления кредитной карты Кочмак А.С. являлся государственным гражданским служащим Министерства экономического развития Республики Коми.

Приказом от ** ** **... истец был уволен в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

** ** ** истец сообщил Банку и ответчику о потере работы по инициативе работодателя и предоставил имеющиеся документы.

Страховая компания, рассмотрев предоставленные документы, не признала его увольнение страховым случаем, ссылаясь на то, что увольнение в соответствии с подпунктом 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе» не является увольнением согласно Трудового кодекса РФ, что подтверждается письмом от 26 мая 2015 года № 07/02-08/24-11-02/13124. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Одновременно в ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Указанной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (субсидиарное применение права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права).

Следовательно, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает приоритет специального законодательства о государственной гражданской службе над нормами трудового права. Трудовое законодательство подлежит применению только в том случае, если конкретные отношения вообще не урегулированы законодательством о гражданской службе. Если же правовое регулирование отношений имеется, в т.ч. и отличное от регулирования таких отношений трудовым законодательством, применяться должно законодательства о гражданской службе.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии со служебным контрактом, служебным контрактом является соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Таким образом, законодательством достаточно четко разделен порядок урегулирования трудовых отношений и порядок урегулирования отношений, связанных с государственной гражданской службой.

Из вышесказанного следует, что условия программы страхования «Защита от потери источника дохода» предусматривает страховое покрытие только по рискам, связанным с трудовыми отношениями страхователя, которые регулируются нормами Трудового кодекса РФ.

Государственная гражданская служба подлежит специальному законодательному регулированию, в силу чего, прекращение государственной гражданской службы не может быть признано страховым событием согласно условиям страхования по выбранной программе.

Утверждения истца о том, что такая категория работников как гражданские служащие, увольнение которых регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не имеют возможности быть застрахованными по риску «потеря работы», что носит дискриминационных характер по отношению к отдельной группе граждан и является незаконным. И необходимость обязательного закрепления в Условиях страхования нормы о невозможности участия государственных служащих в программе страхования по риску «потеря работы» безосновательны.

Ответчик как страховщик обладает специальной правоспособностью и осуществляет свою деятельность в соответствии и в пределах лицензии на страхование, полученной на основании за лицензированных Правил страхования и иных документов, которые представляются в орган страхового надзора для получения лицензии на страхование.

Правила страхования жизни по программе «Защита от потери источника дохода» составлены в соответствии с нормами и требованиями законодательства РФ и применимы к конкретному типу (виду) страхования, сегменту потребителей страховых услуг и отражающие условия страхования.

Программой страхования предусмотрена страховая защита на случай наступления страхового события по риску, по которому страховым случаем (2.2.1.4.3 п. б), является: сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ).

Перечень страховых рисков является исчерпывающим, в условиях страхования по программе «Защита от потери источника дохода» не предусмотрено страхового события - увольнение по инициативе работодателя в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Таким образом, условия программы страхования «Защита от потери источника дохода» предусматривают страховое покрытие только по рискам, связанным с трудовыми отношениями страхователя, которые регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации, государственная служба подлежит специальному законодательному регулированию, в силу чего, прекращение государственной гражданской службы не может быть признано страховым событием согласно условиям страхования по выбранной истцом программе.

Учитывая изложенное, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кочмак А.С. к ООО СК «ВТБ Страхование» о признании его увольнения с работы страховым случаем «потеря работы» по договору страхования, взыскании страхового возмещения в размере 113727,12 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, штрафа в размере 61863,56 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 29240,01 рублей, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева