ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2734/2014 от 21.07.2014 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-2734/2014  Р Е Ш Е Н И Е  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 июля 2014 года г.Барнаул

 Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи Козловой Н.П.,

 при секретаре Перепелица С.А.,

 с участием прокурора Дремова С.Ф.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» о возложении обязанности по разработке системы управления безопасностью судов,

УСТАНОВИЛ:

 Барнаульского транспортного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» о возложении обязанности по разработке системы управления безопасностью судов.

 Исковые требования мотивированы тем, что барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере эксплуатации судов внутреннего водного транспорта принадлежащего ФГБУН «ИВЭП СО РАН». В ходе проверки установлено, что ФГБУН «ИВЭП СО РАН» на праве оперативного управления принадлежит служебно-разъездной теплоход «№» (идентификационный номер №), который эксплуатируется судовладельцем в отсутствие свидетельства об управлении безопасностью, документа о соответствии СУБ предъявляемым законом требованиям. Выявленные нарушения закона свидетельствуют о том, что судовладельцем в лице ФГБУН «ИВЭП СО РАН» не соблюдаются требования законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, которые являются обязательными для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Поскольку несоблюдение судовладельцами законодательства о безопасности плавания создает угрозу жизни и здоровью людей, эксплуатирующих внутренний водный транспорт, то есть нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность плавания, просит обязать ответчика разработать систему управления безопасностью судов, получить в ФАУ «Российский Речной Регистр» документы о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью судов установленным Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации требованиям, а также судовое свидетельство об управлении безопасностью на теплоход «№» (идентификационный номер №).

 Процессуальный истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным доводам.

 Представитель ответчика ФГБУН «ИВЭП СО РАН» в судебном заседании не возражал против удовлетворения вышеуказанного искового заявления.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором не возражал против удовлетворения указанного заявления, поскольку у Регистра отсутствуют сведения о проведении проверки системы управления безопасностью судовладельца и судов, указанных в исковом заявлении.

 Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

 Судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасностью судоходства.

 Согласно ст. 31.1 Кодекса внутреннего водного транспорта судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.

 Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям Кодекса внутреннего водного транспорта. Кроме того, судно допускается к эксплуатации при наличии судового свидетельства об управлении безопасностью, выданного Федеральным автономным учреждением «Российской Речной Регистр».

 Установлено, что федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» (далее ФГБУН «ИВЭП СО РАН») на праве оперативного управления принадлежит служебно-разъездной теплоход «№» (идентификационный номер №), что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ.

 В результате проверки соблюдения законодательства о безопасности плавания установлено, что в нарушение ст. 34, 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта теплоход «№» эксплуатируется судовладельцем в отсутствие свидетельства об управлении безопасностью, документа о соответствии СУБ предъявляемым законом требованиям.

 Согласно представленному ФАУ «Российский Речной Регистр» отзыву следует, что у Регистра отсутствуют сведения о проведении проверки системы управления безопасностью судовладельца и судна, принадлежащего ФГБУН «ИВЭП СО РАН».

 При таких обстоятельствах, учитывая выявленные нарушения судовладельцем законодательства о безопасности плавания, создает угрозу жизни и здоровью людей, эксплуатирующих внутренний водный транспорт, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:      Исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» о возложении обязанности по разработке системы управления безопасностью судов, удовлетворить.

 Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук» разработать систему управления безопасностью судов, получить в Федеральном автономном учреждении «Российский Речной Регистр» документы о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью судов установленным Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации требованиям, а также судовое свидетельство об управлении безопасностью на теплоход «№» (идентификационный номер №).

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

 Председательствующий: Н.П. Козлова