ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2736/201914ОК от 14.10.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2736/2019 14 октября 2019 г.

49RS0001-01-2019-003687-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

с участием представителя заявителя Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана - ФИО1, действующей на основании доверенности № 48 от 28 ноября 2019 г..

заинтересованного лица – нотариуса нотариального округа г. Магадана ФИО2,

представителя заинтересованного лица Магаданской областной нотариальной палаты – ФИО3, действующей на основании доверенности от 01 октября 2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 14 октября 2019г. гражданское дело по заявлению Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана об отказе в совершении нотариального действия,

УСТАНОВИЛ:

Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана обратилось в Магаданский городской суд с заявлением об отказе в совершении нотариального действия.

В обоснование заявления указано, что мэрия города Магадана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом муниципального образования «город Магадан» полномочиями по решению вопроса местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Магаданской области, в структуру мэрии города входят отраслевые и территориальные органы мэрии.

Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана является функциональным органом мэрии города Магадана, который организует деятельность по переходу права собственности на жилые помещения жилищного фонда муниципального образования «город Магадан», в том числе по переходу права собственности муниципальному образованию «город Магадан» выморочного имущества.

Управление обратилось к нотариусу Магаданского городского нотариального округа ФИО2 с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону с приложением необходимых документов: 27 сентября 2018 г. к имуществу ФИО12, 19 ноября 2018 г. к имуществу ФИО13, 28 ноября 2018 г. к имуществу ФИО14

Постановлением об отказе в совершении нотариальных действий от 01 августа 2019 г. нотариус Магаданского городского нотариального округа ФИО2 в выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу умерших вышеуказанных граждан отказала, в связи с непредоставлением документов, необходимых для выдачи свидетельства о праве на наследство.

Основанием для отказа в выдаче свидетельства указано отсутствие оплаты за совершение нотариальных действий, а именно за выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество.

Указанный отказ заявитель считает необоснованным и вынесенным с нарушением закона, так как необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство к имуществу указанных граждан заявителем были представлены.

На основании изложенного, просит суд обязать нотариуса Магаданского нотариального округа ФИО2 выдать свидетельство о праве на наследство по закону в отношении наследственного имущества ФИО15, ФИО16, ФИО17

Протокольным определением от 18 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Магаданская областная нотариальная палата.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявление по доводам, изложенным в нем, а также в дополнительных письменных возражениях на отзыв заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, согласно которым в наследственном деле ФИО18 в справке о смерти отсутствует дата рождения наследодателя, что не позволяет идентифицировать его и лицо, указанное в Выписке ЕГРН как собственника недвижимого имущества. Кроме того в наследственных дела ФИО19., ФИО20, ФИО21 отсутствует оплата услуг правого и технического характера за выдачу свидетельства о праве на наследство. Выполнение нотариусом отдельных полномочий может осуществляться при условии передачи необходимых для этого материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, однако не освобождены от уплаты услуг правого и технического характера.

Финансовое обеспечение деятельности нотариусов предусматривает оплату нотариальных действий, услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, включая услуги правого и технического характера, другие финансовое поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Проверка представленных заявителем документов на соответствие действующем законодательству, установление воли участников сделки и иные подготовительные действия являются услугами правового и технического характера.

Федеральной Нотариальной палатой утвержден Порядок определения предельного размера платы за оказание услуг правого и технического характера, нотариус не вправе самостоятельно изменять ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения размеры такой платы.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления, указала, что нотариусы самостоятельно несут все расходы, необходимые для осуществления нотариальной деятельности, при этом единственным способом покрытия указанных расходов являются денежные средства, полученные нотариусом в качестве оплаты нотариальных тарифов и возмездных услуг правого и технического характера. Нотариус при взимании платы за оказание услуг правого и технического характера должен руководствоваться Основами законодательства о Нотариате и Порядком определения предельного размера платы за оказание услуг правого и технического характера. При этом нотариус не вправе самостоятельно изменять размере нотариальных тарифов.

Заслушав пояснения представителя заявителя, возражения заинтересованного лица и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями статьи 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, этими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, или занимающиеся частной практикой.

Согласно статье 16 Основ законодательства о нотариате нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой.

При этом статьей 17 Основ законодательства о нотариат нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

В статье 48 Основ законодательства о нотариате определены случаи отказа

в совершении нотариального действия

Так нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства; факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации; у нотариуса отсутствует возможность обеспечения сохранности движимых вещей, передаваемых нотариусу на депонирование на основании статьи 88.1 настоящих Основ.

Как следует из материалов дела и установлено судом 27 августа 2018г., 19 ноября 2018 г. и 28 ноября 2018г. Управление по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана обратилось к нотариусу Магаданского городского нотариального округа ФИО2 с заявлениями о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону к имуществу ФИО22, ФИО23 и ФИО24

Постановлением от 01 августа 2019г. исх. № 428/3ОРД нотариус ФИО2 отказала в совершении нотариальных действий по указанным заявлениям, в том числе, в связи с отсутствием оплаты за совершение нотариальных действий, а именно выдачу свидетельств о праве на наследство на недвижимое имущество к имуществу вышеуказанных наследодателей.

Выражая несогласие с постановлением нотариуса ФИО2 от 01 августа 2019г. исх. № 428/3ОРД, заявитель указывает, что Управление, являясь функциональным органом мэрии г. Магадана, организуют деятельность по переходу права собственности на жилые помещения жилищного фонда муниципального образования «Город Магадан» и в силу ст. 333.38 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, заявитель указывает, что при оформлении в муниципальную собственность выморочного имущества, проверка нотариусом предоставленных документов, их правовая экспертиза, оказание содействия в осуществлении прав и законных интересов, выдача свидетельства о праве на наследство и иные подготовительные действия должны осуществляться без взимания платы, такие действия нотариуса являются его обязанностью, а не дополнительной услугой, поскольку услуги правого и юридического характера входят в само нотариальное действие, за которое законом установлена государственная пошлина.

Так, согласно статьям 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий.

Согласно п. 7 статьи 35 Основ законодательства о нотариате к нотариальным действиям, совершаемые нотариусами, относится в том числе выдача свидетельства о праве на наследство.

Порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается настоящими Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования и утверждаемым федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой (статья 39 Основ законодательства о нотариате).

Прежде чем совершить нотариальное действие, нотариус в соответствии со статьей 72 Основ законодательства о нотариате совершает действия по истребованию соответствующих доказательств, проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.

В разделе VIII Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного Приказом Минюста России от 30 августа 2017 г. № 156 установлен объем информации, необходимой при выдаче свидетельства о праве на наследство.

Статьей 22 Основ законодательства о нотариате предусмотрено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

Нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие в себя правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, осуществление обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством, в связи с совершением нотариального действия, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм, иные услуги правового и технического характера.

Размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как общая сумма нотариального тарифа, исчисленного по правилам настоящей статьи, и стоимости услуг правового и технического характера, определяемой с учетом предельных размеров, установленных в соответствии со статьями 25 и 30 настоящих Основ.

При осуществлении нотариусом, занимающимся частной практикой, обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством в связи с совершением нотариального действия, нотариусу оплачиваются необходимые для осуществления этих обязанностей и полномочий расходы, в том числе расходы по оплате государственных пошлин, в связи с получением информации и документов, предоставляемых за плату, услуг оценщиков, аудиторов, экспертов, иных специалистов, услуг, связанных с передачей юридически значимых сообщений, если указанные расходы не были осуществлены заявителем или третьим лицом самостоятельно.

Исходя из правового анализа указанной статьи, услуги правового и технического характера оплачиваются нотариусу отдельно от оплаты за совершение нотариального действия.

Согласно статье 23 Основ законодательства о нотариате, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Таким образом, из положений вышеуказанных правовых норм следует, что финансовое обеспечение деятельности нотариусов предусматривает оплату нотариальных действий, услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, включая услуги правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Кроме того, нотариус, оказывая услуги правого и технического характера (подготовка и отправка запросов, копирование документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации и другое), расходует личные денежные средства.

Действующее законодательство не содержит запретов для нотариусов, занимающихся частной практикой, оказывать услуги правового и технического характера и взимать за них плату независимо от нотариального тарифа. При этом необходимость взимания таких платежей обусловлена публичной правозащитной функцией нотариальных действий как таковых, предполагающей, что любое нотариальное действие имеет определенное правовое содержание и подлежит выражению в определенной форме, представляющей собой либо документ, либо обязательный реквизит документа.

Таким образом, нотариус помимо нотариальных действий вправе выполнять работу правового и технического характера, а взимание нотариусом платы за оказание услуг правового и технического характера не противоречит требованиям закона.

Между тем, деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, не финансируется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Финансовой основой реализации обязанностей и полномочий нотариусов, занимающихся частной практикой, выступают предусмотренные законом платежи, вносимые в пользу таких нотариусов.

Нотариус, занимающийся частной практикой, и не получающий бюджетного финансирования, не обязан оказывать услуги правового и технического характера в каждом случае бесплатно.

При этом заинтересованным лицом и представителем заинтересованного лица указано, что невыполнение нотариусом решения уполномоченного органа нотариальной палаты о взимании платы за оказание услуг правового и технического характера, и освобождение заявителя от оплаты указанных услуг, грозит привлечением нотариуса к дисциплинарной ответственности.

Согласно п. 1.3. Порядка определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, утвержденному решением Правления ФНП от 24.10.2016, протокол 10/16 (далее - Порядок) при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется требованиями ст. ст. 15, 22, 23, 25, 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), настоящим Порядком, решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Размер платы за оказание услуг правового и технического характера ежегодно утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты и подлежит применению с 1 января следующего года (п. 1.4 Порядка).

Кроме того, как установлено п. 2.12 Порядка нотариальные палаты вправе установить дополнительные льготы, предоставляемые нотариусами отдельным категориям граждан и юридическим лицам, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления, при оказании услуг правового и технического характера.

Льготы при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера устанавливаются вне зависимости от того, на кого возложены расходы сторон.

Нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения (п. 2.13 Порядка)

Размер платы, уплаченной за оказание услуг правового и технического характера, указывается в нотариальном акте и реестре регистрации нотариальных действий (п. 2.14 Порядка).

В соответствии с пунктами 2.4, 2.5, 2.6 Порядка от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера освобождаются участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 100%; инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 50%; несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. При этом такое освобождение от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера производится пропорционально их участию в договоре.

В силу ст. 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются, в том числе, органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом

Между тем, как установлено нормами действующего законодательства не предусмотрены льготы по освобождению органов местного самоуправление от уплаты за оказание нотариусами услуг правого и технического характера.

Доводы представителя заявителя о том, что поскольку муниципальное образование освобождено от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, то расходы за услуги правого и технического характера в рамках оформления наследственных прав на выморочное имущество так же не обязано нести, являются не состоятельными и основаны на неверном толковании норм материального права.

Нотариус, занимающийся частной практикой, осуществляет свою профессиональную деятельность по принципу самофинансирования, источником которого являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий, а также за оказание услуг правового и технического характера и поступающих в собственность нотариуса и в силу положений ч. 3 ст. 35 и ст. 37 Конституции РФ имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

При этом тариф и плата за правовую и техническую работу должны быть уплачены нотариусу до совершения нотариального действия, и внесены в реестр для регистрации нотариальных действий.

Исходя из анализа приведенных выше норм законодательства, следует, что выполнение работ правового и технического характера, является неотъемлемым элементом нотариального действия, а ввиду того, что оплата нотариального тарифа и услуг правового и технического характера заявителями не производилась, у нотариуса не было обязанности совершать нотариальное действие.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы заявителя о том, что нотариус не вправе был отказывать в совершении нотариального действия ввиду отсутствия оплаты услуг правового и технического характера при совершении нотариального действий, являются ошибочными.

Учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что документы, предоставляемые для совершения нотариального действия, должны соответствовать требованиям закона, суд приходит к выводу, что отказ нотариуса в совершении нотариального действия без проведения мероприятий правового и технического характера, которые связаны с совершением нотариального действия и являются его составной частью, ввиду отсутствия оплаты за данные услуги, действующему законодательству не противоречит.

В связи с чем, требования Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана об обязании нотариуса нотариального округа г. Магадана ФИО2 выдать свидетельства о праве на наследство по закону

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана об обязании нотариуса нотариального округа г. Магадана ФИО2 выдать свидетельства о праве на наследство по закону – отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда, 18 октября 2019 г.

Судья Семёнова М.В.