ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2737/19 от 17.02.2020 Ейского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ейск «17» февраля 2020г.

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующий судья Вихор П.Н.,

при секретаре Прасолове В.А.,

с участием помощника Ейского межрайонного прокурора Лобашовой Е.А., ответчика ФИО1, представителя УСЗН в Ейском районе ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ейского межрайонного прокурора Краснодарского края к ФИО1, 3/лица: УСЗН в Ейском районе, администрация Ейского городского поселения Ейского района о понуждении к созданию беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Ейский межрайонный прокурор обратился в Ейский городской суд Краснодарского края с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного крага лиц к ФИО1 (далее – ответчик), в котором, ссылаясь на результаты проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры на территории г.Ейска в ходе которой выявлено несоответствие требованиям законодательства о социальной защите инвалидов здания, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1, просил обязать ответчика оборудовать пут ко входу в здание указателями направления движения, установить поручни по обеим сторонам наружной лестницы, установить пандус, дублирующий лестницу на входе, нанести нескользкое покрытие на входной площадке, нанести обозначения специальными символами доступные элементы здания, увеличить ширину входной двери до размера 0,9 м, установить речевой информатор, установить световое табло для вывода оперативной информации.

Помощник Ейского межрайонного прокурора Лобашова Е.А. в судебном заседании на иске настаивала.

Ответчик ФИО1 просил в удовлетворении иска отказать, поскльку требования прокурора не основаны на нормах права, а изложенные в иске сведения не соответствуют фактическим обстоятельствам. Так, законодательством о социальной защите инвалидов не предусмотрена обязанность физических лиц – собственников зданий обеспечивать их доступность для инвалидов и других маломобильных лиц. Здание по <адрес> принадлежит ответчику как физическому лицу, и сдано в аренду физическому лицу – ФИО\10 которая вправе использовать арендованное помещение по своему усмотрению, и расположенная в нем парикмахерская «Саюри» ответчику не принадлежит. Продуктовый магазин в указанном здании также не принадлежит ответчику. Кроме того, здание по <адрес> и расположенные в нем коммерческие объекты не являются поставщиками социальных услуг и не включены в реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, а ссылка прокурора на постановление Конституционного Суда РФ не состоятельна, так как рассматривалась жалоба муниципального образования, а не гражданина.

Представитель третьего лица – УСЗН в Ейском районе ФИО2 в судебном заседании просил иск удовлетворить, поскольку объект недоступен для инвалидов.

Представитель третьего лица – администрации Ейского городского поселения Ейского района Краснодарского края по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился письменно просил дело рассмотреть в отсутствие представителя органа местного самоуправления, решение оставил на усмотрение суда (л.д.46).

Выслушав доводы сторон, представителя третьего лица, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения КС РФ от 13.05.2010 №689-О-О, от 24.10.2013 №1632-О).

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов») федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Аналогичные требования предусмотрены и в законодательстве Краснодарского края, в частности в Законе Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае». Организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ч.5 ст.15). Оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств связи и информации специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется в период как нового строительства, так и при проведении их реконструкции, капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы (ч.6 ст.15).

В соответствии со ст.3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан относятся, в том числе объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, специальными приспособлениями и оборудованием, пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

В соответствии с п. 2 Приказа Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр с момента введения в действие СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» признать не подлежащим применению СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень. В перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 включен СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 1 (пункты 1.1 - 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 - 4.1.11, абзацы первый - пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 - 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 - 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 - 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 - 5.1.3, абзацы первый - третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 - 5.1.8, 5.2.1 - 5.2.4, 5.2.6 - 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 - 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 - 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 - 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 - 5.5.7), 6-8, приложение Г (пункт 41).

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Пунктом 5.1.2. СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр (далее СП 59.133330.2016), установлено, что перед вешней лестницей следует обустраивать предупреждающие тактильно-контрастные указатели глубиной 0,5-0,6 м на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней.

Пункт 5.1.14 СП 59.13330.2016 - лестницы должны дублироваться пандусами и подъемными устройствами.

Пунктом 5.1.15 СП 59.13330.2016 установлено, что пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Согласно п. 5.1.16 СП 59.13330.2016 поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Пункт 6.1.1 СП 59.13330.2016 - наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять с учетом принятой организации обслуживания посетителей по заданию а проектирование.

Пункт 6.1.4 СП 59.13330.2016 - поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Пункт 6.1.5 СП 59.13330.2016 - при проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м.

Пункт 6.1.8 СП 59.13330.2016 - при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.

Пункт 6.5.3 СП 59.13330.2016 – технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. п. 5.1.15 - 5.1.16, 6.1.1, 6.1.4, 6.1.5, 6.1.8, 6.5.3 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр, при входе в здание по адресу: <адрес>, с расположенной в нем парикмахерской «Саюри», являющейся объектом социальной инфраструктуры и бытового обслуживания. отсутствуют указатели направления движения, поручни по обеим сторонам наружной лестницы, дублирующий лестницу на входе пандус, нескользкое покрытие на входной площадке, не обозначены специальными символами доступные элементы здания, отсутствует речевой информатор и световое текстовое табло для вывода оперативной информации, ширина входной двери менее 0,9 м. Изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтверждается представленными истцом фототаблицами и справкой, составленной специалистом УСЗН в Ейском районе ФИО4 (л.д.21-28).

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости здание, расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит ответчику по настоящему делу - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу <адрес> (л.д.5-6).

Из представленного суду паспорта доступности для инвалидов общественного здания, составленного работником УСЗН в Ейском районе 03.04.2019, следует, что парикмахерская «Саюри» для инвалидом и маломобильных групп населения недоступна. В рекомендациях по обеспечению доступности объекта предложено оборудовать указатели направления движения ко входу в здание парикмахерской, оборудовать лестницу на входе поручнями, установить дублирующий лестницу пандус, привести в соответствие входную площадку и входную дверь, высоту порогов, установить обозначение специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения, установить информацию о назначении помещения внутри здания с дублированием рельефными знаками, оборудовать речевой информатор и световое текстовое табло для вывода оперативной информации (л.д.9-20).

Допрошенная в судебном заседании старший специалист 3 разряда отдела по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения ФИО4 пояснила, что обследованное ею в целях оценки состояния доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения здание и парикмахерская «Саюри», расположенные по адресу: <адрес>, в положениями пункта 3 Закона Краснодарского края №1229-КЗ отнесены к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, и подлежат оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан. Обследование производилось визуально, с использованием средств фотофиксации. Помещение расположенного в этом же здании магазина не обследовалось так как доступ в него не предоставлялся.

Довод ответчика о том, что принадлежащее ему на праве собственности здание по <адрес> и расположенные в нем коммерческие объекты не включены в реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, а поэтому требования законодательства о социальной защите инвалидов к нему неприменимы, не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит действующему законодательству, поскольку реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения предусмотрен приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в целях проведения планового мониторинга доступности объектов и отсутствие в нем какого-либо объекта не препятствует проведению оценки состояния его доступности и не освобождает от обязанности соблюдения требований федерального и регионального законодательства в области социальной защиты инвалидов.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ейского межрайонного прокурора Краснодарского края к ФИО1, 3/лица: администрация Ейского городского поселения Ейского района о понуждении к созданию беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.

Обязать ФИО1 устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в здании, расположенном по адресу: <адрес>: оборудовать путь ко входу в здание указателями направления движения, установить поручни по обеим сторонам наружной лестницы, установить пандус, дублирующий лестницу на входе, нанести нескользкое покрытие на входной площадке, нанести обозначения специальными символами доступные элементы здания, увеличить ширину входной двери до размера 0,9 м, установить речевой информатор, установить световое табло для вывода оперативной информации.

Полный текст решения изготовлен 21.02.2020.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде.

Судья