ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2738/16 от 11.08.2016 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-2738/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2016 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Хардиной В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Алтай-пригород» о защите прав потребителей

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Алтай-пригород» о признании незаконным и отмене акта б/н от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость билета <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

В обоснование своих требований указал, что в кассе ОАО «Алтай-Пригород» им был приобретен абонементный билет на 10 дней от <адрес> до <адрес>. Данный билет приобретен по его просьбе его сотрудником, однако он не обратил внимание, что в билете указана не его фамилия. ДД.ММ.ГГГГ при проверке проездных билетов у него забрали проездной билет, потребовали оплатить проезд, и вынесли акт о наложении штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В дальнейшем билет передан сотрудниками полиции для проведения экспертного исследования. Полагает, что действиями ответчика нарушены его права потребителя, потому как он, оплатив услугу, не получил её надлежащего качества. Действующим законодательством не предусмотрено обязательное указание в железнодорожном билете пригородного сообщения фамилия, имя и отчество пассажира, так как он был владельцем билета, то не мог считаться безбилетным, а потому не имелось оснований для наложения штрафа. Незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по устному ходатайству ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчика ОАО «Алтай-Пригород» по доверенностям ФИО3 и ФИО4 полагали, что отсутствуют основания для удовлетворения иска в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ начальником участка цеха по оформлению билетов в пути следования ОАО «Алтай-Пригород» в отношении ФИО1 составлен акт о наложении штрафа в размере <данные изъяты> рублей за безбилетный проезд по абонементному билету , выданному на И. , имевшему место ДД.ММ.ГГГГ в поезде пригородного сообщения .

Обращаясь в суд с данным иском, истец полагал, что имеет право проезда по предъявлении указанного билета.

Сторона ответчика полагала, что данный билет принадлежит иному лицу И., а потому не предоставляет право проезда истцу ФИО1

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии со ст.786 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.82 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых не предусмотрено предоставление пассажиру отдельного места), их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа - его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.

Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями.

Пассажир обязан сохранять проездной документ (билет) в течение всего времени следования поезда, а при наличии в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, и (или) в пункте назначения, в том числе на железнодорожной станции назначения, пунктов контроля проездных документов (билетов) (далее - пункт контроля) от момента входа через пункты контроля в пункте отправления, в том числе на -железнодорожной станции отправления, до момента выхода через пункты контроля в пункте назначения в том числе на железнодорожной станции назначения.

Перевозчик обеспечивает контроль наличия и действительности проездных документов (билетов) при посадке в вагон, в пути следования и (или) в пунктах контроля.

Физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд, является безбилетным. Безбилетное физическое лицо обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

За отказ физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению уполномоченным перевозчиком лицом составляется акт в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, и с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном статьей 110.1 настоящего Устава.

За отказ безбилетного физического лица от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке.

Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Согласно п. 7 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473 (далее - Правила перевозок) оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право <1>.

При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в проездном документе (билете) указывается наименование перевозчика, номер поезда и тип или класс вагона, класс обслуживания, номер места, станции отправления и назначения маршрута следования пассажира, фамилия и иные персональные данные пассажира, наименование и номер документа, удостоверяющего личность пассажира, дата (день, месяц, год) и время отправления поезда, общая стоимость проезда с выделением в тарифе стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная составляющие тарифа) и стоимости плацкарты (вагонная, моторвагонная составляющая тарифа), сборы и иные платежи (п.8 Правил перевозки).

Пассажир при получении проездного документа (билета) должен проверить правильность указанных в нем фамилии, номера документа, удостоверяющего личность, реквизитов поездки (дата отправления, номер поезда, железнодорожные станции отправления и назначения) и другой информации (п. 9 Правил перевозки).

В силу п.п. 20-22 Правил перевозки оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе автоматизированным способом или по ручной технологии, через терминалы самообслуживания, а также через веб-ресурс.

В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, допускается оформление проездного документа (билета) в поезде.

На станциях и остановочных пунктах оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения при наличии технической возможности может производиться со всех и до всех станций (остановочных пунктов), расположенных по маршруту следования поездов, следующих через такие станции (остановочные пункты).

При отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществить посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа (билета). Перевозчик оформляет его проезд и провоз ручной клади, превышающей установленную норму, непосредственно в поезде пригородного сообщения или на станции назначения без взимания дополнительной платы.

Согласно п.23 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, для проезда в поезде пригородного сообщения без указания мест пассажиру оформляется проездной документ (билет) для разовой поездки в одном направлении или в направлении туда и обратно либо абонементный билет (для многократных поездок).

Абонементные билеты оформляются для проезда в поездах пригородного сообщения для многократных поездок и являются действительными для проезда пассажиров в течение срока действия и в период (ежедневно, рабочие дни, дни недели, даты), которые указаны в билете (п.29 Правил перевозок).

Пунктом 30 Правил перевозок установлено, что в абонементном билете обязательно указываются наименование перевозчика, вид билета, маршрут следования пассажира, категория поезда, срок действия, количество поездок, стоимость абонементного билета.

При посадке в поезд пригородного сообщения без указания мест пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ (билет), а при наличии льгот на проезд предъявляет также документы, подтверждающие право на льготы (п.50 Правил перевозок).

В силу п. 26 Правил перевозок для проезда в поезде пригородного сообщения с указанием мест пассажиру оформляется проездной документ (билет) с указанием отдельного места до любой станции (остановочного пункта), включенной в маршрут следования данного поезда.

Оформление проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения с указанием мест производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет или иной документ, удостоверяющий личность пассажира, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.

В проездном документе (билете) для разовой поездки на поезде пригородного сообщения с указанием мест указывается наименование перевозчика, дата поездки, номер поезда, номер и тип вагона и места, маршрут следования пассажира, категория поезда, стоимость проезда, фамилия пассажира, наименование и номер документа, удостоверяющего его личность, и иная информация.

В абонементном билете обязательно указывается наименование перевозчика, вид билета, маршрут следования пассажира, категория поезда, срок действия, количество поездок, стоимость абонементного билета (п. 30 Правил перевозок).

В силу вышеназванных Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правил перевозок, а также Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, указание в абонементном билете для проезда в поездах пригородного сообщения для многократных поездок сведений о фамилии, имени, отчестве, то есть о персональных данных пассажира, является необязательным и не влечет каких-либо правовых последствий.

Такие обязательные требования установлены для поездов дальнего сообщения, а также для поездов пригородного сообщения с указание места пассажира.

Таким образом, неверное указание персональных данных пассажира в абонементном билете, а также их отсутствие, не влечет его недействительность и признание физического лица, осуществляющего поездку в поезде пригородного сообщения по такому билету, безбилетным.

Суд приходит к выводу о том, что по смыслу названных норм, вне зависимости от того, что в форме абонементного билета имеется графа ФИО пассажира, её заполнение не является обязательным, законным владельцем билета является его держатель.

Ссылка стороны ответчика на Указание МПС РФ от 26.05.1995 N К-419у, которым предусмотрено обязательное указание ФИО пассажира на всех видах билетов, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Согласно Указанию МПС РФ от 26.05.1995 N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира"Ввести с 1 июля 1995 г. оформление проездных документов на поезда дальнего и местного сообщений с указанием фамилии на лицевой стороне документа.

Оформление проезда в поездах дальнего и местного сообщений производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией и печатью и т.п.), а детей в возрасте до 16 лет - свидетельства о рождении.

При посадке в поезд пассажир предъявляет проводнику вагона проездной документ и документ, удостоверяющий его личность. При несоответствии фамилии в предъявляемых документах, отсутствии или изменении (исправлении) фамилии в проездном документе, пассажир в поезд не допускается.

Возврат платежей при отсутствии фамилии в проездном документе производится как за несостоявшуюся поездку в порядке, установленном параграфом 282 Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство N 5).

При обнаружении в поезде пассажира с проездным документом, в котором фамилия не соответствует документу, удостоверяющему его личность, или изменена (исправлена), такой пассажир считается безбилетным. При отсутствии фамилии в проездном документе у пассажира изымается билет, который вместе с актом, составленным начальником поезда, направляется в пассажирскую службу железной дороги, продавшей билет, для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения.

Начальнику Главного пассажирского управления подготовить в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные акты МПС России, вытекающие из настоящего указания.

Начальникам железных дорог обеспечить своевременную и полную информацию пассажиров о порядке оформления проездных документов на пассажирские поезда с указанием фамилии и тщательный инструктаж причастных работников.

Между тем, указание Министра не было исполнено, соответствующих изменений в нормативные документы в части обязательного указания ФИО пассажира на абонементных билетах пригородного сообщения внесено не было.

Данное Указание не является нормативно-правовым актом, поскольку издано только в рамках одной структуры, не является обязательным для исполнения широким кругом лиц.

Должностные лица Министерства в пределах своих полномочий издают на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации следующие виды нормативных правовых актов: положения, наставления, инструкции, правила, уставы. Все они утверждаются приказами.

Возможность издавать ведомственные нормативные правовые акты или юридические документы, содержащие правовые предписания, действующим законодательством не предусмотрена.

Более того, как установлено судом, такое Указание не исполняется и самим ответчиком.

Так, сторона ответчика поясняла, что при оформлении абонентного билета пригородного сообщения в кассах ОАО «Алтай-пригород» у покупателя не истребуется документ, удостоверяющий личность, фамилия в билет вписывается со слов.

Между тем, в данном спорном случае ответчиком не представлено доказательств того, что в спорный билет фамилия ФИО5 была вписана со слов покупателя билета, а не по инициативе кассира. Как видно из копии билета, он заполнен рукописным способом, текст заполнен визуально одним и тем же почерком.

Суд приходит к выводу о том, что обычаями делового оборота, либо какими—либо локальными актами у ответчика не установлено требований по обязательному установлению личности при продаже абонементных билетов пригородного сообщения, такие билеты не являются именными.

Вопреки доводам ответчика Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности ОАО «РЖД», утв. 30.12.2008, не содержит указание на обязательность указания в абонентском билете поездов пригородного сообщения ФИО пассажира

Согласно ст. 82 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд, является безбилетным. Безбилетное физическое лицо обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В случае обнаружения безбилетного физического лица в поезде плата за проезд взимается исходя из действующих тарифов в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения.

за отказ физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению уполномоченным перевозчиком лицом составляется акт в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, и с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном статьей 110.1 настоящего Устава.

Поскольку понятие безбилетного пассажира определено Федеральным законом, возможность иного определения безбилетного пассажира локальными актами организаций не предусмотрена, то ссылка ответчика на то, что в силу п. 4 Технологии работы участка по оформлению билетов в пути следования ОАО «Алтай-Пригород» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому безбилетным считается пассажир, предъявивший билет, в котором указана фамилия, не соответствующая фамилии пассажира, не подлежит применению в данном случае.

При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали основания для составления акта о безбилетном проезде истца, в связи с чем подлежит признанию незаконным и отмене акт ОАО «Алтай-Пригород» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта безбилетного проезда ФИО1 и наложении штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

То обстоятельство, что билет приобрел не сам истец, а по его поручению его сотрудник, не влечет недействительность билета, либо незаключенность договора перевозки, в силу его одобрения на основании ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка ответчика на то, что к спорным правоотношениям не подлежит применению Закон «О защите прав потребителей», поскольку билет приобретен для Благотворительного фонда развития женщин и детей «Движение», судом не принимается во внимание, поскольку опровергается материалами дела, не подтверждается истцом. При этом цель поездки (по работе и личным делам) для квалификации правоотношений перевозчика и пассажира в качестве потребительских отношений значение не имеет.

Довод ответчика о том, что истец является руководителем названного Фонда, в больших количествах приобретает билеты, и осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации данных билетов, не имея на то права, не свидетельствует о предпринимательском характере правоотношений сторон, а кроме того, данный довод для существа настоящего спора не имеет правового значения.

Ссылка ответчика на судебную практику не принимается судом во внимание, поскольку российское право не имеет судебных прецедентов.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ у истца Алтайским ЛУ МВД России на транспорте спорный билет был изъят по сообщению ОАО «Алтай-Пригород» в лице ревизора М. о подложности документа. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении уголовного дела, поскольку согласно заключения эксперта было установлено, что билет изменению не подвергался, имеет повреждение верхнего слоя бумаги в виде разволокнения, которое было образовано в результате неоднократного сгиба бумаги.

Спорный билет на 10 дней от <адрес> до <адрес> был оформлен на 12,13,17,18,19,20,24,25,26,31 мая.

Получил истец спорный билет у сотрудников полиции ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, не мог быть использован по назначению 20,24,25,26,31 мая, а потому ему причинены убытки по вине ответчика, которые подлежат возмещению в размере <данные изъяты>рублей.

Разрешая требования о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Законом "О защите прав потребителей" (ст. 15) предусмотрено, что Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Вина ответчика в причинении морального вреда истцу оказана, поскольку вследствие неправомерных действий истец лишен был возможности использовать билет по назначению, с учетом моральных страданий, истец испытывал неудобства в связи с вынесением акта, то есть факт причинения морального вреда суд первой находит установленным.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает степень причиненных истцу нравственных и физических страданий действиями ответчика, принимает во внимание степень вины ответчика, иные заслуживающие внимания обстоятельства, требования разумности и справедливости, находит разумным размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца <данные изъяты> рублей.

В иной части суд не находит оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

В п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.

Поскольку требования истца не были удовлетворены добровольно ответчиком, то с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы, а именно <данные изъяты> рублей.

Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку судом удовлетворены имущественные требования истца, то государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа города Барнаула составляет <данные изъяты> рублей, а также по требованию неимущественного характера (компенсация морального вреда) <данные изъяты> рублей, то есть всего <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить акт ОАО «Алтай-Пригород» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта безбилетного проезда ФИО1 и наложении штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ОАО «Алтай-пригород» в пользу ФИО1 сумму ущерба <данные изъяты> рублей, денежную компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, штраф <данные изъяты> рублей.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с ОАО «Алтай-пригород» в доход бюджета городского округа города Барнаула государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева