ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2738/2021 от 21.09.2021 Артемовского городского суда (Приморский край)

№ 2-2738/2021

25RS0007-01-2021-000054-88

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 сентября 2021 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Косаревой Н.Е.

при помощнике судьи Изотовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Артема в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа об установлении запрета истребовать документы,

установил:

Прокурор города Артема обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Артемовского городского округа об установлении запрета истребовать документы. В обоснование требований указал, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства установлено, что ответчиком при рассмотрении обращений заявителей об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования для последующего предоставления принимаются решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредставлением документов, подтверждающих возможность использования земельного участка, строительства на земельном участке объектов, горно-геологического обоснования на застройку площадей отработанных шахт. В исковом заявлении прокурор указывает, что в ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и в п. 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от 11.11.2019 № 2294-па, отсутствует такое основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги как отсутствие горно-геологического обоснования на застройку площадей отработанных шахт. Кроме того, на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, установлены различные зоны, на которых допускается размещение объектов капитального строительства и иных объектов. Также действующее законодательство не предусматривает возложение на неопределенный круг лиц, обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, иным заявлением в целях получения в пользование земельного участка, обязанности представить документы в обоснование возможности использования участка для испрашиваемых целей. Прокурор г. Артема просит в судебном порядке запретить администрации Артемовского городского округа истребовать у заявителей документы, подтверждающие либо опровергающие возможность использования земельного участка в связи с расположением земельного участка на территориях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (мульды проседания, территории, опасные по выходу шахтных газов (метана) на поверхность; территории, угрожаемые по образованию провалов; шахтные поля отработанных шахт с глубиной 60-400 метров; подработанные площадки Артемовского месторождения с отработкой угольных пластов на глубине 60 метров).

В судебном заседании заместитель прокурора г. Артема Кадетова А.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель администрации Артемовского городского округа по доверенности Еремина П.А. иск не признала. Представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что по смыслу ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду направлено на образование земельного участка в пределах соответствующей территории, характеристики которой могут служить препятствием или иметь ограничения для осуществления заявляемой деятельности на испрашиваемом земельном участке. В силу п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в том числе для защиты жизни и здоровья граждан. В границах таких зон устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. Пунктом 7 ст. 6 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 № 497, предусмотрено, что образование земельных участков и строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (мульды проседания; территории, опасные по выходу шахтных газов (метана) на поверхность; территории, угрожаемые по образованию провалов; шахтные поля отработанных шахт с глубиной 60 - 400 метров; подработанные площадки Артемовского месторождения с отработкой угольных пластов на глубине до 60 метров) допускается при условии получения положительного горно-геологического обоснования. В связи с этим, в случае обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, иным заявлением в целях получения в пользование земельного участка, расположенного на такой территории, без приложения соответствующего заключения, заявление оставляется без удовлетворения. Поскольку в данных случаях заинтересованным лицом является заявитель, полагает правомерным отнесение на него расходов по подготовке соответствующего обоснования.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Артема по обращениям заявителей – граждан и организаций проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, в ходе которой выявлено, что при обращении заинтересованных лиц с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, иным заявлением в целях получения в пользование земельного участка, расположенного на территориях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, администрация Артемовского городского округа отказывает в удовлетворении заявлений по мотиву отсутствия горно-геологического обоснования. В связи с этим прокуратурой города 08.06.2021 в адрес главы администрации направлено требование об устранении нарушений действующего законодательства. Согласно ответу от 09.07.2021, администрацией принято решение не рекомендовать заявителям предоставлять не предусмотренное земельным законодательством в качестве основания для отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка горно-геологическое обоснование. Полагая, что администрацией Артемовского городского округа требование от 08.06.2021 об устранении нарушений действующего законодательства не выполнено надлежащим образом, прокурор г. Артема обратился в суд с вышеназванным иском.Согласно подп. «в» п. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). В силу п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Согласно п. 4 названной статьи на основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 ЗК РФ). В силу положений ст. 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, который содержит положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления и о регулировании иных вопросов землепользования и застройки. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Артемовского городского округа, Генеральным планом Артемовского городского округа в целях обеспечения устойчивого развития территорий Артемовского городского округа, создания условий для реализации Генерального плана и планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, решением Думы Артемовского городского округа 28.04.2011 утверждены Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа Приморского края (далее – Правила). Согласно п. 7 ст. 6 указанных Правил образование земельных участков и строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (мульды проседания; территории, опасные по выходу шахтных газов (метана) на поверхность; территории, угрожаемые по образованию провалов; шахтные поля отработанных шахт с глубиной 60 - 400 метров; подработанные площадки Артемовского месторождения с отработкой угольных пластов на глубине до 60 метров) допускается при условии получения положительного горно-геологического обоснования. В судебном заседании установлено, что в соответствии с Генеральным планом Артемовского городского округа, в составе округа имеются территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера - мульды проседания, территории, опасные по выходу шахтных газов (метана) на поверхность; территории, угрожаемые по образованию провалов; шахтные поля отработанных шахт с глубиной 60-400 метров; подработанные площадки Артемовского месторождения с отработкой угольных пластов на глубине 60 метров. Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, а также из ответа администрации Артемовского городского округа на требование прокуратуры, касающееся рассмотрения обращений гр-на Ш... А.В. и ООО «П...», решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельных участков на территории возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера принимается в каждом конкретном случае в зависимости от целей использования земельного участка и приходящейся на него площади соответствующей спорной территории. Горно-геологическое обоснование необходимо для решения вопроса об образовании земельного участка в целях обеспечения безопасности его использования, поскольку нахождение земельного участка на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, влечет особые условия использования земельного участка и режима хозяйственной деятельности на нем. Суд находит обоснованным довод представителя ответчика о том, что такой подход направлен на обеспечение задач предварительного согласования земельных участков, а также безопасности использования земельных участков для испрашиваемых целей. При этом решение вопроса о получении горно-геологического обоснования администрация правомерно относит на лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, в противном случае, оно вправе обратиться с заявлением о согласовании иного земельного участка, на который особый режим использования не распространяется. Довод прокурора о том, что Земельным и Градостроительным кодексами РФ не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги отсутствие горно-геологического обоснования на застройку площадей отработанных шахт, суд находит несостоятельным ввиду того, что необходимость предоставления горно-геологического обоснования предусмотрена муниципальным нормативным правовым актом, принятым в соответствии и во исполнение положений действующего земельного законодательства о регулировании земельных отношений и порядке землепользования и застройки территорий. Поскольку условие образования земельных участков и строительства объектов капитального строительства на участках, расположенных на территориях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, прямо предусмотрено муниципальным нормативным правовым актом (Правилами), который на момент рассмотрения дела не изменен и не отменен в данной части, суд приходит к выводу о распространении на участки, находящиеся на таких территориях, особого режима использования, о котором администрация уведомляет заявителей.Ввиду имеющегося решения главы Артемовского округа, которым определено не истребовать у заявителей горно-геологическое обоснование, суд отказывает прокурору г. Артема в удовлетворении требования о наложении соответствующего судебного запрета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: исковые требования прокурора г. Артема к администрации Артемовского городского округа об установлении запрета истребовать документы оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции – Приморский краевой суд через Артемовский городской суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2021.

Судья Н.Е. Косарева