ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2739/2023 от 21.09.2023 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2739/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кунгур Пермский край 21 сентября 2023 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Власовой Е.В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,

установил:

Пермская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась с требованием к МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» обязать включить информацию, предусмотренную подпунктами «а»-«г», «з», «л», «м» п.8 Порядка , об отходах I класса опасности во ФГИС ОПВК в срок до ДД.ММ.ГГГГ; заключить договор оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с ФГУП «ФЭО» и передать ФГУП «ФЭО» ранее накопленные отработанные ртутьсодержащие лампы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные требования истец обосновывает тем, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в феврале-марте 2023 года проведена проверка МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в том числе при обращении с отходами I и II классов опасности. В ходе проверки установлено, что в результате деятельности учреждения образовались отходы I класса опасности «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства». При этом в собственности или ином законном основании у учреждения объекты обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности отсутствуют. С ДД.ММ.ГГГГ юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами. При этом сведения, предусмотренные Порядком , во ФГИС ОПВК учреждением не включены, договор на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором не заключен. С момента вступления в силу последних изменений в законодательство, касающихся порядка обращения с отходами I и II классов опасности прошло более одного года, то есть достаточное количество времени для того, чтобы организовать работу по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако ответчиком эта работа не проведена. С целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ директору учреждения вынесено представление ,требования которого до настоящего времени в полнм объеме не исполнены. Согласно ответу на представление, учреждением составлен и утвержден план необходимых мероприятий по обеспечению устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, в адрес Управления культуры и администрации Кунгурского муниципального округа направлено ходатайство о выделении денежных средств на регистрацию в системе ФГУП «ФЭО»и заключение договора на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию данных отходов. Учреждением ведутся работы по регистрации на портале ФГИС ОПВК, финансирование на заключение договора с ФГУП не выделено.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях в части настаивает.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями в части согласен.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.14.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2684-р ФГУП "ФЭО", являющееся предприятием Госкорпорации "Р", определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее - федеральный оператор).

ФГИС ОПВК - единая информационная платформа, в которой содержится полная, достоверная и актуальная информация обо всех предприятиях, образующих отходы I и II классов опасности, операторах по обращению с данными отходами, видах и объемах образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и другие сведения.

С ДД.ММ.ГГГГ обязательным является внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, согласно ч. 6 ст. 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно ч. 6 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет следующие функции:

осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;

осуществляет иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Судом установлено:

Определением Кунгурского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры от иска к МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» в части обязать включить информацию, предусмотренную подпунктами «а»-«г», «з», «л», «м» п.8 Порядка , об отходах I класса опасности во ФГИС ОПВК в срок до ДД.ММ.ГГГГ, заключить договор оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с ФГУП «ФЭО», производство по делу в данной части прекращено.

Уставом МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» является некоммерческой организацией, учредителем музея является Кунгурский муниципальный округ <адрес> в лице администрации Кунгурского муниципального округа <адрес>. Собственником имущества Музея является Кунгурский муниципальный округ <адрес> в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> (л.д.17-22).

Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в феврале - марте 2023 года на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в МБУК Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» (л.д.8).

В ходе проверки выявлены нарушения, в частности в результате деятельности учреждения образовались отходы I класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства).

Передача данных отходов осуществляется на основании постановления администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации Кунгурского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ. Прием и хранение ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства) по адресу: <адрес> (л.д.9,10,11).

На основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Кунгурстройзаказчик» по заявке МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» принял на себя обязательства на выполнение услуг по приемке для дальнейшей передачи на транспортировку и обезвреживание ртутных ламп, ртутно-кварцевых, люминесцентных компактных ламп. Приемка данных отходов осуществляется по адресу: <адрес> (л.д.12-15).

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей –заповедник» вынесено представление с требованием принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений (л.д.24-26).

Из ответов директора Музея-заповедника на представление прокуратуры следует, что направлено ходатайство о выделении денежных средств на составление паспортов на отходы 1 и 2 класса опасности, регистрацию в системе ФГУП «ФЭО» и заключение соответствующих договоров на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию данных отходов (л.д.27,28).

Из информации директора Музея-заповедника ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и представленных материалов следует, что 07.09.2023заключен договор на оказание услуг по обращению с отходами 1и 2 классов опасности с ФГУП «ФЭО», заявка на передачу ранее накопленных отработанных ртутьсодержащих ламп создана ДД.ММ.ГГГГ и в данный момент находится на рассмотрении.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в ходе проведенной проверки выявлено нарушение МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» законодательства об охране окружающей среды, доказательств устранения нарушений в полном объеме стороной ответчика не представлено, соответственно, требование прокурора законно и подлежи удовлетворению.

Суд считает, что выявленное нарушение затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, следовательно, исковое требование о возложении обязанности на ответчика передать ФГУП «ФЭО» ранее накопленные отработанные ртутьсодержащие лампы в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое требование Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить,

обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (ИНН <***>) передать ФГУП «ФЭО» ранее накопленные отработанные ртутьсодержащие лампы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись Е.В.Власова

Копия верна. Судья Е.В.Власова