ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273/15 от 13.08.2015 Сараевского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Сараи ДД.ММ.ГГГГ

Сараевский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего – судьи Иванова Д.В.,

с участием:

заявителя – ФИО1,

представителя заинтересованного лица – филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

при секретаре – Зайцевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению ФИО1 об обжаловании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об обжаловании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета.

В обоснование заявления указывает, что имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами – <данные изъяты> Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

Для приведения в соответствие данных земельных участков в соответствии с Земельным Кодексом РФ, Федеральным законом от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», Федеральным законом от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального образования – <данные изъяты>.

На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации муниципального образования – <данные изъяты> «О соответствии вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Рязанской области с заявлениями о привидении в соответствие данных земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ вынесены решения , , , , о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений вышеуказанных земельных участков на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

Как считает заявитель, указанные решения являются незаконными и нарушают его права. Заявления содержали просьбу о приведении в соответствии вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.09.2014г. № 540.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, в обоснование которых дал подробные объяснения. Просит признать незаконным приостановление осуществления кадастрового учета, установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков установленного Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, изменить вид разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» на «сельскохозяйственное использование» и обязать провести государственный кадастровый учет земельных участков. К заявлению о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости было приложено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации муниципального образования – <данные изъяты> «О соответствии вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Принятыми филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области решениями нарушаются его права, поскольку он не может заниматься хозяйственной деятельностью, связанной с разведением, содержанием, выращиванием объектов рыбоводства; а также с размещением зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства.

Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО3 в судебном заседании не согласился с требованиями ФИО1, возражает против их удовлетворения и пояснил, что решения о приостановлении осуществления кадастрового учета приняты правомерно на основании действующего законодательства. Земельные участки, принадлежащие ФИО1 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Для сельхозугодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышения плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота. Согласно Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте. На земли сельскохозяйственного назначения Градостроительный кодекс РФ не распространяется и регламент для них не разработан. Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков регулируется Федеральным законом «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ», которым предусмотрено обязательное изменение категории такого земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод из одной категории в другую относится к компетенции Правительства Рязанской области. Считают, что постановление местной администрации в данном случае незаконно. Было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета и сделан запрос в министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области. Кроме того, заявление ФИО1 обращено к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области. В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал не является юридическим лицом и не может нести процессуальные обязанности ответчика.

Выслушав мнение сторон, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу положений ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом в силу требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 25 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении данной категории дел по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу вышеназванных положений гражданского процессуального закона при рассмотрении данной категории дел к обязанности заявителя относится доказывание нарушения оспариваемыми действиями его прав и свобод, а к обязанности заинтересованного лица законности таких действий.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>., расположенные по адресу: <адрес>. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области приняты решения о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

Как следует из решений филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами – <данные изъяты>, в связи с тем, что не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» такие документы или сведения, содержащиеся в них могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Рекомендовано предоставить акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

В орган кадастрового учета представлены заявления от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вышеуказанных объектов недвижимости. К заявлению приложено постановление администрации муниципального образования – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами – <данные изъяты>.

В заявлениях ФИО1 просит изменить вид разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования – <данные изъяты> было издано Постановление «О соответствии вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <данные изъяты> согласно которому было установлено соответствие вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности у ФИО1 виду разрешенного использования, установленного классификатором видов разрешенного использования земельных участков – для сельскохозяйственного использования.

В соответствии с ч. ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 5 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

В случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Таким образом, видно, что в случае изменения разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок, необходимо обращаться в орган кадастрового учета с заявлением.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, непредставления необходимых для кадастрового учета документов, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен состав документов, необходимых для кадастрового учета.

В соответствии с п. 8 и 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, необходимый для кадастрового учета, запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 этого же Федерального закона; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона правилом которой, в свою очередь, определено, что, в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (в том числе сведений о категории земель, на которых расположен земельный участок) и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Согласно п.1 ч.1 и ч. 2 ст. 7ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории указанные в ч. 1 настоящей статьи, одна из категорий - это земли сельскохозяйственного назначения.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно п. 4 ч.1 и 2 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Из вышеприведенных норм права видно о том, чтобы перевести земли из одной категории, которые находятся в частной собственности «земель сельскохозяйственного назначения» необходим акт органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В этой связи определение видов разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предусматривается, что к сельскохозяйственному производству относится производство и переработка сельскохозяйственной продукции. В этой связи, по мнению Минэкономразвития России, в Классификаторе в полной мере раскрываются виды разрешенного использования, которые могут осуществляться в рамках сельскохозяйственного использования, путем указания на конкретные виды деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Согласно части 11 статьи 34 Закона № 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору, в связи с чем необходимость соотнесения ранее установленных видов разрешенного использования с видами, установленными Классификатором, не предусматривается.

Согласно п. 4 информации Министерства регионального развития Российской Федерации «Вопросы, связанные с градостроительной деятельностью, документами территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории», в котором дан ответ на вопрос о разъяснении порядка и основания изменения вида разрешенного использования земельного участка, Министерство пояснила, что ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Кодекса, пунктами 2 и 6 статьи 30 Кодекса виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Кодекса изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки изменение видов разрешенного использования земельного участка осуществляются в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 191-ФЗ установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 4 и статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, с учетом результатов публичных.

Пунктом 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений представляется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться на основании требований, установленных градостроительным регламентом.

То есть, представленные ФИО1 в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области заявление и приложенные к нему документы, необходимые для кадастрового учета изменений указанных в заявлении объектов недвижимости, соответствовали требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В свою очередь, вид разрешенного использования определен постановлением главы муниципального образования – <данные изъяты> «О соответствии вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ., что согласуется в анализом вышеприведенных норм материального права.

Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, исходя из положений ГПК РФ, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» оснований для приостановления кадастрового учета у заинтересованного лица не имелось, равно как не имелось оснований для запрашивания дополнительных документов относительно разрешенного использования земельных участков.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области (отдел кадастрового учета ) от ДД.ММ.ГГГГ. являются незаконными и не основаны на законе.

Заинтересованное лицо в ходе рассмотрения дела согласно ст. ст. 56, 249 ГПК РФ не доказало законности обжалуемых решений от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 представлены достаточные доказательства, отвечающие принципам относимости, допустимости и достоверности, совокупность которых позволяет сделать вывод о том, что вышеназванные решения заинтересованного лица нарушают его права, свободы и законные интересы.

Кроме того, доводы представителя заинтересованного лица о том, что филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области не является юридическим лицом и в связи с этим не может быть ответчиком (заинтересованным лицом) судом не приняты во внимание, поскольку по делу достоверно установлено, что решения от ДД.ММ.ГГГГ. были приняты должностными лицами филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области (отделом кадастрового учета ), которые в порядке гл. 25 ГПК РФ и могут быть обжалованы в суд.

Рассмотрение судом заявления ФИО1 к заинтересованному лицу – филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области о признании незаконными решений о приостановлении осуществления кадастрового учета земельных участков в порядке главы 25 ГПК РФ соответствует в данном случае как нормам ГПК РФ, так и разъяснениям, содержащимся в п. п. 5, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Как следует из разъяснений п.п. 5, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены; дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации.

Так, предоставленным в суд Приказом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области № П/934-к от 01.09.2014г. «О возложении полномочий на удостоверение документов, представляемых по запросам и заявлениям заинтересованных лиц и содержащих сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости» установлено, что согласно п. 2 Приказа возложены полномочия на принятие решений о кадастровом учете, приостановлении и отказе в кадастровом учете, об исправлении технических ошибок, необходимости устранения кадастровых ошибок и внесении сведений, поступивших в порядке информационного взаимодействия на должностные лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области согласно Приложения .

Фамилии, указанные в Приложение к вышеуказанному приказу, соответствуют фамилиям указанных лиц в решениях о приостановлении осуществления кадастрового учета, что позволяет сделать вывод суду о том, что решение принято и подписано надлежащим лицом, имеющим право на его подписание.

Пунктами 1,4 «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

То есть, как было указано ранее, доводы представителя заинтересованного лица о том, что филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области не является юридическим лицом и в связи с этим не может быть ответчиком (заинтересованным лицом) судом не могут быть приняты во внимание.

Также, одним из оснований указанных в решениях от ДД.ММ.ГГГГ года о приостановлении кадастрового учета указывалось, что филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области сделаны запросы в порядке ч.5 ст.16 Закона о кадастре в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области. На момент вынесения решения ответ не поступил.

Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку он не основан на действующем законодательстве, в частности на норме ст. 26 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), в которой имеется исчерпывающий перечень, по которым можно приостанавливать осуществление кадастрового учета.

Одновременно обращаю внимание на то, что вышеуказанный запрос поступил в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области из Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ, что само по себе противоречит изложенному в решении органа кадастрового учета.

Приобщенные представителем копии решений судов Рязанской области, не могут служить доказательством того, что решения кадастрового органа о приостановлении осуществления кадастрового учета являются законными, поскольку они касаются абсолютно иного материала (дела) и из их содержания видно, что предмет обжалования у них иной, нежели рассматриваемый в настоящем судебном заседании.

В судебном заседании представитель филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области ссылался на то, что земли, находящиеся в собственности у ФИО1, относятся к сельскохозяйственным угодьям.

Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Из приложенных свидетельств о государственной регистрации права нельзя сделать вывод о том, что данные земли относятся к сельхозугодьям и свой довод представить органа кадастрового учета не доказал и пояснить в суде на чем он основан не смог.

Также суд не может согласиться с доводом филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области о том, чтобы поменять один вид разрешенного использования на другой вид, земель сельскохозяйственного назначения, необходимо поменять категорию земель, указную в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, поскольку данный довод противоречить действующему земельному законодательству, анализ которых приведен выше. Одновременно обращаю внимание на то, что представитель кадастрового органа, согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, не смог пояснить суду на основании какой нормы закона лицу, имеющему в собственности земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, необходимо поменять категорию земель, указанную в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, и на какую именно категорию необходимо поменять.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В своем заявлении ФИО1 просит суд обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области провести государственный кадастровый учет земельных участков.

Суд не может согласиться с данным требованием заявителя, поскольку кадастровый орган не рассмотрел по существу его заявление, не отказал в регистрации, а всего лишь приостановил его.

На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить частично требования ФИО1, поскольку оснований для приостановления осуществления кадастрового учета изменений земельных участков у заинтересованного лица не имелось.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 об обжаловании решений о приостановлении осуществления кадастрового учета удовлетворить.

Признать незаконными решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. .

Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области рассмотреть по существу со стадии принятия заявления ФИО1 о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> в течении 10 суток, со дня вступления настоявшего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сараевский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья – подпись

Копия верна:

Судья Сараевского районного суда

Рязанской области Д.В. Иванов.

.

.

.

.