ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273/18 от 27.09.2018 Удорского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-273/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 27 сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к Селиванову М.И. о взыскании необоснованно полученных средств субсидии по оплате коммунальных услуг,

установил:

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее - ЦСЗН Удорского района) обратилось в суд с иском, в обоснование которого указано, что Селиванов М.И. с 2009 года является получателем субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по <адрес> Удорского района Республики Коми. ЦСЗН Удорского района в августе 2018 года выявлен факт предоставления недостоверных сведений о праве пользования указанным жилым помещением, а именно выявлен факт перехода права собственности Селиванова М.И. к другому лицу, о чем ответчик не сообщил в ЦСЗН Удорского района. Применяя положения Постановления Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» просили суд взыскать с ответчика 132 367,37 рублей за период с 01.04.2013 по 31.07.2018 в качестве необоснованно выплаченных средств субсидии.

Представители ЦСЗН Удорского района по доверенности Митин А.А. и Сюткина Т.И. в судебном заседании требования иска и доводы в его обоснование поддержали в полном объеме, просили суд иск удовлетворить.

Ответчик Селиванов М.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, направив своего представителя по доверенности.

Представитель ответчика по доверенности Селиванова Н.Ю. иск не признала, пояснив, что ее супруг Селиванов М.И. является получателем субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Они проживают вместе в <адрес> с 1994 года. Указанная квартира в марте 2013 года была ими приватизирована, а в апреле 2013 года они ее продали своему сыну ФИО4 Несмотря на это они продолжают проживать в данной квартире на условиях найма и пользоваться коммунальными услугами. Лицевые счета на оплату коммунальных услуг до сих пор оформлены на супруга. У супруга никогда не прекращалось право пользования жилым помещением, и не прекращалось право на получение субсидии.

Заслушав доводы и объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, материалы личного дела получателя субсидии , суд приходит к следующему мнению.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, развивается система социальных служб, иные гарантии социальной защиты.

В силу положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1).

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (часть 2).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ утверждены правила, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Как следует из пункта 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно пунктам 3, 4 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Аналогичные нормы закреплены и в статье 159 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 8 Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением, в том числе, документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил (пункты 41-42 Правил).

В соответствии с пунктом 29 Правил, в случае наступления событий, указанных в пункте 48 настоящих Правил, перерасчет размера субсидии производится при представлении получателем субсидии необходимых документов или получении уполномоченным органом от соответствующих органов (организаций) сведений об этих событиях. Субсидия во вновь рассчитанном размере предоставляется в сроки, указанные в пункте 44 настоящих Правил.

В силу пункта 48 Правил получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Согласно положениям пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования); г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Как следует из пункта 49 Правил, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 61 Правил).

Кроме того, отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

В силу статьи 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Предоставление получателем субсидии недостоверных данных влечет прекращение оказания социальной помощи, в то время как в случае предоставления получателем субсидии заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, производится возврат субсидии в бюджет. Под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.

Судом установлено, что Селиванов М.И.ДД.ММ.ГГГГ г.р. является получателем субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг с 17.04.2009 по категории «неработающие граждане».

По сведениям МП ОМВД России по Удорскому району и администрации ГП «Междуреченск» Селиванов М.И. зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес> Удорского района Республики Коми с 27.02.1995. Совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает его супруга Селиванова Н.Ю.ДД.ММ.ГГГГ г.р. - с 18.09.2009.

На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 19.02.2013 № 4145 Селиванов М.И. и Селиванова Н.Ю. приватизировали указанную квартиру и зарегистрировали право общей долевой собственности на жилье по ? доле в праве (свидетельства о государственной регистрации права на имя Селиванова М.И. и Селивановой Н.Ю. от 15.03.2013).

На основании договора купли-продажи от 29.03.2013 супруги Селивановы продали указанную выше квартиру своему сыну ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., за которым было зарегистрировано право собственности на указанную квартиру (свидетельство о государственной регистрации права от 05.04.2013).

Судом установлено, что продажа квартиры супругами Селивановыми своему сыну не повлияло на их право проживания в указанной квартире. После продажи квартиры супруги Селивановы с регистрационного учета по указанному адресу не снимались, они продолжили непрерывно проживать в этой квартире, пользуются жилищно-коммунальными услугами, при этом, лицевые счета на оплату коммунальных услуг до сих пор оформлены на ответчика, и не переоформлялись на нового собственника жилья. По утверждению стороны ответчика, после продажи квартиры сыну, они продолжили пользоваться жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения, о чем договорились устно, письменного договора не заключали до 18.08.2018, после чего заключили письменный договор найма жилого помещения.

Как следует из материалов личного дела получателя субсидии , при первоначальной постановке на учет Селиванов М.И., являясь получателем пенсии по старости, предоставил, в числе прочих документов, договор социального найма от 15.10.2009 № 57 на <адрес><адрес>. В качестве члена его семьи указана супруга Селиванова Н.Ю., также являющейся получателем пенсии по старости. Решением ЦСЗН по Удорскому району Селиванову М.И. назначена субсидия по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «одинокие неработающие граждане».

В дальнейшем при очередной перерегистрации в январе 2016 года, в числе прочих документов, Селивановым М.И. предоставлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную выше квартиру (л.д. 81а, 81б личного дела). Эти же свидетельства предоставлены и 04.08.2016 (л.д. 96-97 личного дела), а 01.08.2018 им предоставлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на эту квартиру на имя ФИО4 (л.д. 162 личного дела).

В связи с этим, решением ЦСЗН Удорского района от 01.08.2018 выплата субсидии Селиванову М.И. прекращена в связи утратой права на субсидию (л.д. 163 личного дела). ЦСЗН Удорского района произведен расчет необоснованно выплаченных средств субсидии за период с 01.04.2013 по 31.07.2018 на сумму 132 367,37 рублей, которые уведомлением от 02.08.2018 просил в добровольном порядке возвратить.

Считая, что в действиях Селиванова М.И. имеются признаки преступления, ЦСЗН Удорского района обратился в ОМВД России по Удорскому району с заявлением о проведении проверки по данному факту. Постановлением старшего дознавателя ГД ОМВД России по Удорскому району от 06.09.2018 в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием в действиях Селиванова М.И. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. Указанное постановление прокурором Удорского района 24.09.2018 было отменено. В настоящее время проводится дополнительная процессуальная проверка, процессуального решения органом дознания не принято.

В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Согласно нормам статей 671, 674, 675, 677, 678 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. Нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин. В договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

В судебном заседании представитель ответчика Селиванова Н.Ю. показала, что ее супруг Селиванов М.И. является получателем субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг, они проживают вместе в <адрес> с 1994 года. Указанная квартира в марте 2013 года была ими приватизирована, а в апреле 2013 года они ее продали своему сыну – ФИО4, однако продолжают проживать в данной квартире и пользоваться коммунальными услугами. Лицевые счета по оплате коммунальных услуг до сих пор оформлены на имя супруга и не переоформлялись на имя сына. По устной договоренности с сыном они пользовались квартирой на условиях найма жилого помещения, а в августе 2018 года заключили письменный договор найма указанной квартиры. Каких-либо намерений обмануть орган социальной защиты у них не было, а свидетельство о праве на имя Селиванова М.И. дважды предоставляли по ошибке и только в августе 2018 года предоставили свидетельство на имя сына.

Как следует из договора найма жилого помещения от 18.08.2018, заключенного между ФИО4 и Селивановым М.И., наймодатель сроком на пять лет предоставил нанимателю и членам его семьи <адрес> для проживания. Разделом 3 указанного договора предусмотрена плата за пользование жилым помещением в размере 10 рублей в месяц. Также наниматель оплачивает коммунальные услуги и услуги связи. В качестве члена семьи нанимателя указана Селиванова Н.Ю. До заключения письменного договора найма, по утверждению стороны ответчика, они пользовались жилым помещением по устной договоренности с сыном на условиях найма жилого помещения. Такие сведения никем не опровергнуты, напротив, подтверждаются материалами дела.

Таким образом, судом установлено, что Селиванов М.И. само право на получение субсидии никогда не утрачивал, поскольку фактически его место жительства никогда не менялось, он проживал все время в одном и том же жилом помещении, но на разных законных основаниях (сначала на условиях социального найма муниципального жилищного фонда, затем на праве собственности, затем на праве найма жилого помещения); состав его семьи не менялся, а количество зарегистрированных граждан оставались прежними; сведения о размере их совокупного с супругой дохода (пенсии) своевременно и достоверно предоставлялись в ЦСЗН Удорского района.

В силу вышеприведенных нормативных положений Селиванов М.И. после продажи квартиры в течение месяца обязан был представить в ЦСЗН Удорского района документы, подтверждающие эти события, но не предоставил. Вышеприведенные нормативные акты предусматривают, что в случае непредставления таких сведений необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, и это является основанием для приостановления выплат (пункты 56, 57 Правил предоставления субсидий), но не является основанием для взыскания указанных средств субсидии.

Доводы истца также сведены к тому, что Селиванов М.И. дважды представлял документ о праве собственности на квартиру в период, когда он собственником жилого помещения уже не являлся. Такие сведения действительно имели место быть. Однако, сторона ответчика утверждает, что такое стало возможным из-за плохого состояния здоровья обоих супругов, слабой памятью, вследствие чего ненадлежащие документы были предоставлены в орган социальной защиты ошибочно. Никакого умысла на обман сотрудников органа социальной защиты у них не было. Вместе с тем, приведенные выше нормативные положения позволяют суду сделать вывод о том, что предоставление получателем субсидии документа о праве собственности лицом, которое не является собственником, но не лишен права пользования жилым помещением по другим основаниям и продолжает фактически в нем проживать, не свидетельствует о наличии обстоятельств, наступление которых является условием для взыскания с такого гражданина необоснованно полученных средств субсидии, поскольку за такими гражданином сохранено само право на получение субсидии, как в качестве собственника жилого помещения, так и в качестве нанимателя жилого помещения.

Важным моментом в таком случае являются фактические расходы Селиванова М.И. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, которые превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Сведения о том, что совокупный доход семьи Селиванова М.И. превышает максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суду не представлено и судом таких сведений не добыто.

Как следует из представленного истцом расчета, сумма субсидий, выплаченных Селиванову М.И., как собственнику жилого помещения, за период с 01.04.2013 по 31.07.2018 составила 132 367,37 рублей. При этом, размер субсидий, как нанимателю составил бы 128 891,03 рублей, следовательно, разница излишне выплаченных сумм составила 3 476,34 рублей, которые в силу приведенных выше нормативных актов должны быть засчитаны в счет будущей субсидии, право на получение которой, ответчик не утратил до настоящего времени. При отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы по другим основаниям эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия, а при отказе от добровольного возврата указанных средств они могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к Селиванову М.И. о взыскании необоснованно полученных средств субсидии по оплате коммунальных услуг, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 01 октября 2018 года в Удорском районном суде.