ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273/18ПОДЛИ от 10.04.2018 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-273/2018 подлинник

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2018 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Андрусенко Е.В.,

при секретаре Лебедевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8, ФИО1 ФИО9 к Администрации Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области об обязании поставить на учет бесхозяйный объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеназванными требованиями.

Исковые требования мотивированы тем, что на территории земельного участка истцов, расположенного по адресу: <адрес>, Печетовское сельское поселение, <адрес>, кадастровый №*, принадлежащего им на праве собственности, находятся три канализационных колодца, которые на момент составления технического паспорта 09.04.2001 года до настоящего времени на балансе какой-либо организации не состоят, ни кем не обслуживаются и представляют опасность для экологии местности.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйным является имущество, которое не имеет собственника или собственник которого не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которое собственник отказался.

В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В связи с изложенным просят суд обязать Администрацию Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области поставить на учет водопроводно-канализационную сеть деревни <адрес> Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

29 марта 2018 года в судебном заседании от истцов ФИО2 и ФИО3 поступило уточнение к исковому заявлению, в котором они просят суд обязать Администрацию Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области поставить на учет бесхозяйный объект (канализационное оборудование), находящееся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Печетовское сельское поселение, <адрес>, кадастровый №*.

В судебное заседание истцы ФИО2 и ФИО3, а также их представитель ФИО4, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, представили в адрес суда заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика – глава Администрации Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области ФИО5 не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований не возражал, просил их удовлетворить, также просил установить срок постановки на учет водопроводно-канализационной сети в <адрес> на 2019 год, поскольку финансовых средств в бюджете Печетовского сельского поселения на 2018 год не предусмотрено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п.п. 4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.02.2018 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, то есть органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Также в ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования, на соответствующий учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.

Бездействие администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, является незаконным и нарушает права и интересы истцов ФИО2 и ФИО3 Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозное канализационное оборудование может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное водоотведение, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для потребителей.

Ответчиком, факты и доводы, приведенные истцами, в суде не опровергнуты и исковые требования им признаны.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку канализационное оборудование, находящееся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Печетовское сельское поселение, <адрес>, кадастровый №*, является бесхозяйным объектом, то отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за ее техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению и обеспечению надлежащего состояния канализационного оборудования.

Никаких мер для постановки канализационного оборудования на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, органами местного самоуправления с 2001 года не предпринималось, что в суде не опровергнуто, и свидетельствует о бездействии администрации Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

Объект недвижимого имущества – канализационное оборудование, находящееся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Печетовское сельское поселение, <адрес>, кадастровый №*, фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав истцов ФИО2 и ФИО3 на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг. Поскольку указанное имущество расположено в административных границах Печетовского сельского поселения, то обязанность по принятию необходимых мер по его постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность в силу ч.3 ст.225 ГК РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена непосредственно на орган местного самоуправления в порядке, прямо предусмотренном законом, то суд считает необходимым возложить соответствующую обязанность на администрацию Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

Учитывая материальные затраты, время для подготовки технических документов в отношении участка канализации, суд считает необходимым определить срок для устранения названных нарушений в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Каких-либо доказательств в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), свидетельствующих об отсутствии обязанности по выполнению указанных мероприятий и их финансированию, ответчиком суду не представлено.

С учетом положений ч. 4 ст. 103 ГПК РФ и под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 ФИО10, ФИО1 ФИО11 к Администрации Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области об обязании поставить на учет бесхозяйный объект недвижимости удовлетворить.

Обязать администрацию Печетовского сельского поселения Кимрского района Тверской области осуществить постановку недвижимого имущества: канализационное оборудование, находящееся на земельном участке с кадастровым номером №*, расположенном по адресу: <адрес>, Печетовское сельское поселение, <адрес> - на учет как бесхозяйное имущество в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение месяца через Кимрский городской суд Тверской области.

Судья Е.В. Андрусенко

Решение в окончательной форме принято 16 апреля 2018 года.

Судья Е.В. Андрусенко