11RS0018-01-2020-000427-78
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2020 года по делу № 2-273/2020
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В.,
при секретаре Плескач О.А.,
с участием ответчика ФИО5,
представителем третьего лица - администрации МО МР «Усть-Куломский» ФИО6, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к ФИО5 о взыскании социальной выплаты,
установил:
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми обратилось в суд с иском к ФИО5 о взыскании социальной выплаты в размере 342 746,64 руб. В обоснование исковых требований указано, что постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 составом семьи из 4 человек включен в список граждан, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года. В соответствии с Порядком предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50%, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 составом семьи из 4 человек предоставлена социальная выплата на завершение строительства индивидуального жилого дома, при его готовности не менее 50% в размере 342 746,64 руб. Площадь индивидуального жилого дома, на завершение строительства которого предоставлена социальная выплата ФИО5, должна быть не менее 40 кв.м. Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРП, площадь индивидуального жилого дома, на завершение строительства которого ФИО5 была предоставлена социальная выплата, составляет 35,9 кв.м, что на 4,1 кв.м меньше учетной нормы жилой площади на всех членов семьи, в связи с чем, по мнению истца, предоставление социальной выплаты ФИО5 не привело к достижению цели предоставления выплаты.
Представитель истца в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Ответчик ФИО5 в судебном заседании с иском не согласился, указав, что когда обращался в администрацию района для постановки учет, ему объяснили, что деньги выделять, следует завершить строительство в течение 2 лет, право собственности оформить на всех членов семьи, то есть на 4 человек, он так и сделал. Деньги получил, все потратил на завершение строительства дома. О том, что площадь дома после его завершения должны быть не менее 40 кв.м. ему никто не говорил.
Представитель третьего лица – администрации МО МР «Усть-Куломский» ФИО6 с иском не согласилась, указав, что ФИО5 с учетом площади построенного дома и имеющейся у него в собственности комнаты не является в настоящее время нуждающимся в улучшении жилищных условий, цели программы достигнуты.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав доводы ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Исходя из смысла ст.ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (ч. 1 ст. 314 ГК РФ).
Статья 408 ГК РФ предусматривает, что надлежащее исполнение прекращает обязательство. Кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части. Если должник выдал кредитору в удостоверение обязательства долговой документ, то кредитор, принимая исполнение, должен вернуть этот документ, а при невозможности возвращения указать на это в выдаваемой им расписке. Расписка может быть заменена надписью на возвращаемом долговом документе. Нахождение долгового документа у должника удостоверяет, пока не доказано иное, прекращение обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года, действовавшим в период предоставления социальной выплаты ФИО5, утверждена федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Условия участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» определены самой программой в зависимости от категории ее участников.
Судом установлено, что ФИО5 обратился в администрацию МР «Усть-Куломский» с заявлением на получение социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома, при его готовности не менее 50%, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми».
На основании постановления Правительства Республики Коми от 11.02.2014 № 62 «О порядках предоставления и правилах финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам», решением комиссии по постановке на учет граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья администрации МР «Усть-Куломский» от 02.03.2015 ФИО5 включен в список граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание получить социальную выплату на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50% в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» (постановление администрации МР «Усть-Куломский» от 03.03.2015 № 319).
В целях реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», определения механизма предоставления гражданам, проживающим в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов (далее - социальные выплаты) разработан Порядок предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, на завершение строительства индивидуального жилого дома при готовности не менее 50 процентов (далее – Порядок).
Согласно п. 3 Порядка социальные выплаты предоставляются гражданам на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов, находящегося на территории Республики Коми.
Социальные выплаты предоставляются гражданам в безналичной форме путем зачисления средств на именной блокированный целевой счет, открытый в кредитной организации (п. 8).
В силу п. 20 вышеназванного Порядка право граждан на получение социальных выплат удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты, оформленным Министерством в течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа Министерства о предоставлении социальной выплаты (далее - приказ) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
П. 30 Порядка предусматривает, что для подтверждения целевого использования средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на предоставление социальных выплат гражданам, получатели социальных выплат в течение двух лет после даты ввода жилого дома в эксплуатацию предоставляют в Министерство копии свидетельств о государственной регистрации права на жилые дома.
К заявлению ФИО5 были приложены копия свидетельства о государственной регистрации права ФИО5 на незавершенный строительством объект от ДД.ММ.ГГГГ, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки 49,3 кв.м., степень готовности 73%, адрес объекта: <адрес>; кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства, согласно которому площадь застройки составляет 49,3 кв.м., площадь объекта недвижимого имущества – 38,9 кв.м. Как следует из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принадлежит незавершенный строительством объект, площадью 49,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Заявитель и члены его семьи подтвердили, что с условиями предоставления социальной выплаты ознакомлены и обязуются их выполнять, что подтверждается личными подписями последних.
При этом ФИО5 дал обязательство, оформленное нотариусом Усть-Куломского нотариального округа Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого обязался объект жилищного строительства - индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, ввести в эксплуатацию в течение двух лет, с момента получения социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома и оформить в установленном законом порядке после сдачи объекта жилищного строительства в эксплуатацию в общую собственность всех членов семьи, имеющих право на получение социальной выплаты.
В соответствии с Порядком предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50%, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, ФИО5 составом семьи из 4 человек предоставлена социальная выплата на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50% в размере 342 746, 64 руб.
Согласно корешку свидетельства о предоставлении социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50% в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставляется социальная выплата за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в размере 342 746,64 руб.
Ответчик ФИО5 данный факт не оспаривает. Он завершил строительство дома на выделенные денежные средства и предпринимал меры по исполнению требований законодательства.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на дом, распложенный по адресу: Республики <адрес>, площадью 35,9 кв.м., зарегистрировано за ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 по ? доле в праве собственности за каждым.
Ответчик в течение двух лет завершил строительство дома, оформил право собственности на него на всех членов семьи, как и указано в обязательстве.
Рассматривая вопрос о том, что предоставление ответчику социальной выплаты не привело к достижению целей программы, суд исходит из следующего.
Как следует из копии учетного дела ФИО5, в администрацию МО МР «Усть-Куломский» к заявлению на получение социальной выплаты им были предоставлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержатся сведения о площади застройки незавершенного строительством объекта по адресу: <адрес>, - в 49,3 кв. м; кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий следующие сведения: площадь объекта недвижимого имущества 38,9 кв.м., площадь застройки – 49,3 кв.м; выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, в которой указано, что ФИО5 принадлежит спорный объект незавершенного строительства площадью 49,3 кв.м. Таким образом, ФИО5 изначально были представлены документы, из которых следует, что общая площадь незавершенного строительством жилого дома будет составлять не более 38,9 кв.м.
То есть в представленных ответчиком документах имели место указание площади строящегося дома различные по своему содержанию: в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, площадь застройки незавершенного строительством объекта по адресу: <адрес>, указана 49,3 кв. м., а в кадастровом паспорте объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, площадь объекта недвижимого имущества в размере 38,9 кв.м.,
Однако, государственным органом, в нарушение п. 10 Порядка, не дана соответствующая оценка представленным документам и предоставлена социальная выплата на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50% в размере 342 746,64 руб.
То есть коллизия, которая имела место в представленных документах, при указании площади дома в размере 49,3 кв.м. и 38,9 кв.м. (л.д. 66) не была учтена комиссией администрации МО МР «Усть-Куломский», приоритет был отдан большей площади, указанной в документах.
Решением комиссии по постановке на учет граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 включен в список граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание получить социальную выплату на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50% в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», чем вынесено постановление администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Учётное дело было направлено истцу, вместе с тем, и в Министерстве сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, должная юридическая оценка представленным документам не дана.
Суд соглашается с тем, что в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес>, площадь незавершенного строительства указана 49,3 кв.м., степень готовности 73%, но иные документы в учетном деле свидетельствуют об ином размере площади дома 38,9 кв.м. Учетное дело формируется для того, чтобы надлежащая юридическая оценка была дана всем документам, и при имеющихся расхождениях в представленных документах, данную коллизию следует разрешить, дать оценку всем приложенным материалам.
С учетом имеющихся разночтений, при указании площади строящегося дома, истец и администрация района должны были исключить данные разночтения, чего сделано не было.
Европейский Суд ранее приходил к выводу, что, если халатность, проявляемая государственными должностными лицами или государственными органами, выходит за рамки судебной ошибки или небрежности в том плане, что указанные власти, полностью осознающие возможные последствия и игнорирующие возложенные на них полномочия, не принимают мер, которые были бы необходимы и достаточны для предотвращения рисков для жизни граждан, тот факт, что лицам, виновным в создании угрозы для жизни, не было предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления или не было возбуждено судебное разбирательство, может расцениваться как нарушение статьи 2 Конвенции.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что со стороны истца имело место ненадлежащее исполнении должностными лицами своих обязанностей, поскольку решение о предоставлении ответчику субсидии принято без учета всех обстоятельств по делу.
Ответчик, находясь на инвалидности, добросовестно выполнил те обязательства, которые дал, он завершил строительство в течение двух лет, оформил право собственности на всех членов семьи, то есть по ? доли в праве. Вместе с тем, ни администрация МО МР «Усть-Куломский», ни истец не уведомили истца о том, что площадь построенного дома должна быть не менее 40 кв.м., при этом обязательство о необходимости завершения строительства в течение двух лет, необходимости оформления права собственности на всех членов семьи у ответчика было отобрано.
Ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на органы исполнительной власти (п. 23 Порядка), именно из-за ненадлежащей оценки представленных ответчиком документов, и неуведомлением ответчика о размере площади готового дома, ответчик построил дом менее 40 кв.м.
Государство несет ответственность за действия, совершенные его органами, в том числе и за действия, совершенные администрацией МО МР «»Усть-Куломский» и Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, поскольку выплата ответчику была произведена при попустительстве со стороны государственных органов, выразившемся в принятии недостаточных мер по проверке представленных документов и при отсутствии разрешения выявленной коллизии при указании площадей дома. Так как не была дана оценка комиссией администрации района, в состав которой входил главный архитектор района, данным, указанным в кадастровом паспорте, где в графе «основная характеристика дома» указана площадь 38,9 кв.м., а площадь застройки 49,3 кв.м.
Как пояснил специалист, привлеченный к участию в деле, ФИО2, площадь застройки - это площадь земельного участка, занимаемая всей постройкой, измерения произведенные снаружи дома, с учетом чашки рубленного бревна.
Государство, а также его органы и должностные лица обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, поэтому их решения, облеченные в нормативные правовые акты, должны соответствовать нормам законов, отвечать требованиям целесообразности и соответствовать Конституции РФ.
Проявленная работниками государственного органа халатность, то, что они по своей вине не выявили разночтения в документах не позволяет истцу выступать обманутой стороной.
Доводы истца о том, что цели программы не были достигнуты, суд не разделяет.
В Постановлении Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (ред. от 29.04.2014), действующей на период возникновения правоотношений истца и ответчика, "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" основные цели Программы указаны: создание комфортных условий; жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Данные цели были достигнуты. Задачи программы, в том числе удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье достигнуты.
С учетом площади комнаты и построенного дома, которые находятся в собственности семьи ответчика, общая площадь жилья на каждого члена семьи составляет 16 кв.м., что более учетной нормы для признании граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, а также с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что ответчиком не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.», поскольку ФИО5 продолжает постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы его семьей на строительство жилого дома, в связи, с чем цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены. А с учетом описанных в решении действий сотрудников государственных органов, в том числе, и действий, совершенных администрацией МО МР «»Усть-Куломский» и Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, оснований для взыскания указанной суммы с ответчика, суд не усматривает.
В противном случае, государство поставит ответчика, находящегося на инвалидности 1 группы, в такие условия, которые будут противоречить нормам как действующего законодательства на территории России, так и международным актам, что недопустимо.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к ФИО5 о взыскании социальной выплаты отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 10 сентября 2020 года.