ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273/2013 от 31.10.2013 Краснотуранского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-273/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск

31 октября 2013 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: федерального судьи Швайгерт АА.

При секретаре: Вакенгут Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснотуранского района Кайнов Ю.Г., заявленное в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> сельсовету <адрес> о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу отдельных положений Решения <данные изъяты> сельсовета <адрес> № -р от ДД.ММ.ГГГГ г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснотуранского района Кайнов Ю.Г., в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Краснотуранский районный суд с заявлением к <данные изъяты> сельскому Совету депутатов <адрес> о признании противоречащими федеральному законодательству, части 3 статьи 9 Решения <данные изъяты> сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № -р «Об утверждении Положения об оплате труда, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих» недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Краснотуранского района Шамов В.В. уточнил свои требования и просит признать противоречащими часть 1 и часть 3 статьи 9 Решения <данные изъяты> сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № -р «Об утверждении Положения об оплате труда, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих» Федеральному законодательству, а именно Постановлению Правительства РФ № 573 от 18.09.2006 г. «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», недействующей и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Краснотуранского района в рамках осуществления надзора за законностью муниципальных правовых актов проведена поверка законности нормативного правового акта <данные изъяты> сельсовета депутатов. Решение <данные изъяты> сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № -р «Об утверждении Положения об оплате труда, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих» не соответствует федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» для граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке), которая выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно" 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий 10-15 процентов, без проведения проверочных мероприятий 5-10 процентов. Размеры указанных надбавок, установленные в ст. 9 Решения <данные изъяты> сельского Совета депутатов ниже установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573.

Кроме этого согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573, сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 настоящих Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 5 процентов, от 5 до 10 лет - 10 процентов, от 10 лет и выше - 15 процентов. Данные требования закона не соблюдены, процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в решение <данные изъяты> сельского Совета депутатов ниже, чем предусмотрено Постановлением правительства.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N1 3 1 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 основными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, Решение <данные изъяты> сельского Совета депутатов является нормативным правовым актом, поскольку принято в установленном порядке управомоченным на то органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, которые им предусмотрены. Указанным решением нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере трудовых правоотношений.

Представитель прокуратуры Краснотуранского района Красноярского края в лице помощника прокурора Шамов B.C. уточненные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и дал суду пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

От заместителя главы <данные изъяты> сельсовета <адрес> ФИО1 поступило заявление, в котором просит дело рассмотреть без участия <данные изъяты> сельсовета <адрес> /л.д. 37. В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела без участия представителя органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Суд, выслушав пояснения участника судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям:

Основными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Решение <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Положения об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих» № -р (далее по тексту Решение), является нормативным правовым актом, поскольку оно принято в установленном порядке управомоченным на то органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, которые им предусмотрены.

Наличие в Решении положений, противоречащих Федеральному законодательству, имеющим большую юридическую силу, в том числе и по отношению к Закону Красноярского края, нарушает права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления, то есть нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Судом было исследовано Решение № -р <данные изъяты> сельсовета <адрес> «Об утверждении «Положения об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих», принятое главой <данные изъяты> сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 7-10/.

Статьей 5 ТК РФ предусмотрено, что Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В статье 9 Положения, утвержденного оспариваемым Решением, указано отражено, что:

1. Муниципальным служащим в пределах установленного фонда оплаты труда, порядок формирования которого определяется настоящим Положением, устанавливается ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в следующих размерах:

а) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - 25 процентов;

б) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 20 процентов;

в) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", - 10 процентов.

2. Указанная надбавка выплачивается муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе. Конкретный размер надбавки устанавливается представителем нанимателя в зависимости от степени секретности сведений, к которым муниципальный служащий имеет оформленный в установленном порядке доступ.

3. Дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, муниципальным служащим, к должностным обязанностям которых относится обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в следующих размерах:

а) при стаже от 1 до 5 лет - до 5 процентов к должностному окладу;

б) при стаже от 5 до 10 лет - до 10 процентов к должностному окладу;

в) при стаже от 10 лет и выше - до 15 процентов к должностному окладу /л.д. 9/.

Указанное положение, утвержденное оспариваемым Решением, не соответствует ст. 1 и

ст. 3 «Правил выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утвержденных Постановления правительства РФ от 18.09.2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 N 60), согласно которых следует, что

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно- исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 настоящих Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов.

Данные требования закона в оспариваемом Решении <данные изъяты> сельсовета <адрес> не соблюдены. Ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну ниже, чем предусмотрено вышеуказанным Постановлением правительства. Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях по защите государственной тайны установлен не в фиксированном размере, а предоставляет возможность работодателю устанавливать размер от 0% (например до 5%, до 10%, до 15%), то есть ниже, чем предусмотрено вышеуказанным Постановлением правительства.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N1 3 1 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 5 Настоящей статьи предусмотрено, что если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе <данные изъяты> Сельсовета <адрес> был принесен протест на отдельные положения Решения <данные изъяты> сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № -р противоречащие федеральному законодательству. До настоящего времени <данные изъяты> сельсоветом <адрес> протест прокурора не удовлетворен, решение о внесении изменений в оспариваемое Решение № -р от ДД.ММ.ГГГГ не принято и в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждается как пояснениями сторон, так и исследованными судом Решением <данные изъяты> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 7-10/, протестом прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 11/ и письменной информацией главы <данные изъяты> сельсовета <адрес> ФИО2 за № от ДД.ММ.ГГГГ на протест от ДД.ММ.ГГГГ №/л.д. 12/.

Наличие в Решении положений, противоречащих Федеральному законодательству является нарушением Федерального законодательства, имеющему большую юридическую силу в том числе и над законодательством субъекта Российской Федерации (Законом Красноярского края № 17-4356 от 27.12.2005 г.), нарушает права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления. Таким образом, указанное противоречие положений Решения федеральному законодательству нарушает права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Судом установлено, что действующее на сегодняшний момент Решение <данные изъяты> сельсовета <адрес> не соответствует федеральному законодательству, в связи с этим подлежит приведению в соответствии с федеральным законодательством (Постановлением Правительства РФ № 573 от 18.09.2006 г.), а заявленные требования удовлетворению.

На основании вышеизложенного суд не принимает во внимание как доказательства необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований доводы главы <данные изъяты> сельсовета <адрес> ФИО2, указанные в письменной информации № от ДД.ММ.ГГГГ на протест прокурора Краснотуранского района от ДД.ММ.ГГГГ за № /л.д. 12/ о том, что оспариваемое Решение было принято в соответствии с Законом

Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О предельных нормативах размеров оплаты труда муниципальных служащих».

Кроме того, ст. 3 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», которым были утверждены «Правила выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны» было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных Правилами, утвержденными настоящим Постановлением.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 ПК РФ прокуроры, а в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные прокурором Краснотуранского района Красноярского края требования удовлетворить.

Признать часть 1 и часть 3 статьи 9 Решения <данные изъяты> сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р «Об утверждении Положения об оплате труда, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих» противоречащими статье 1 и статье 3 Правил выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня его оглашения.

Председательствующий: А.А. Швайгерт