ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273/2016 от 18.03.2016 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-273/2016

РЕШЕНИЕ

18 марта 2016 года г.Советский

Советский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Рыбалкина А.А.,

с участием прокурора Якубович Н.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

при секретаре Багаевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-273/2016 по иску Серовского транспортного прокурора, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт Советский» о признании бездействия незаконным и запрете эксплуатации автотранспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

Серовский транспортный прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в Советский районный суд ХМАО - Югры к обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт Советский» (далее - ООО «Аэропорт Советский») о признании бездействия незаконным и запрете эксплуатации автотранспортного средства.

Указанные требования мотивированы тем, что в период с (дата) по (дата) Серовской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД МВД России по (наименование) проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов при организации аэродромного обеспечения полетов, в части использования автотранспорта в ООО «Аэропорт Советский», расположенного по (адрес).

(дата) в ходе проверки установлено, что в ООО «Аэропорт Советский» для обеспечения полетов, в контролируемой зоне аэропорта используются автомобили: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), принадлежащие ООО «Аэропорт Советский», не имея государственной регистрации, а также передвигаются в контролируемой зоне аэропорта, вопреки требованиям авиационного законодательства, без регистрационных номеров.Технический осмотр в специализированной организации данные автотранспортные средства, в целях содержания их в исправном состоянии, не проходили.

Серовский транспортный прокурор просит суд признать бездействие ООО «Аэропорт Советский», расположенного по (адрес), по невыполнению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в части регистрации транспортных средств: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер) и получения соответствующих документов в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ незаконным. Запретить эксплуатацию автотранспортных средств: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), в контролируемой зоне ООО «Аэропорт Советский», расположенной по (адрес) до получения регистрационных номеров в уполномоченном органе.

Представитель истца Якубович Н.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в период с (дата) по (дата) Серовской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД МВД России по (наименование) проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов при организации аэродромного обеспечения полетов, в части использования автотранспорта в ООО «Аэропорт Советский», расположенного по (адрес).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ (далее - Закон).

Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, от 29.06.1995 N 647, от 07.05.2003 N 263, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) аналогичным образом устанавливает понятие "транспортного средства" как средства передвижения, предназначенного для перемещения людей и грузов.

Для целей указанного Федерального закона применяются следующие основные термины: дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.

В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительством РФ принято Постановление от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее -Постановление).

Пунктом 2 Постановления установлено, что подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км.час, и прицепов к ним, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км.час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Приказом МВД России от 24.11.2008 №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Приказ) установлен единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности движения МВД РФ автомототранспортных средств.

Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием их конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности.

Транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории РФ путем их регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Закона о БДД). Следовательно, для того, чтобы транспортное средство могло использоваться в перевозках, оно должно быть зарегистрировано. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке (п. 12 Основных положений указанного закона).

В соответствии с п. 4 Приказа собственник транспортного средства обязан в течение 10 дней после приобретения зарегистрировать его в установленном законом порядке.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями авиационной безопасности, предъявляемыми к аэропортам, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142 в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке (п. а ст. 16).

Согласно паспортам транспортных средств, имеющиеся в материалах дела, ООО «Аэропорт Советский» приобрело транспортные средства: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер).

В судебном заседании прокурор пояснила, что (дата) в ходе проверки установлено, что в ООО «Аэропорт Советский» для обеспечения полетов, в контролируемой зоне аэропорта используются: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), не имея государственной регистрации, а также передвигаются в контролируемой зоне аэропорта, вопреки требованиям авиационного законодательства, без регистрационных номеров. Технический осмотр в специализированной организации данные автотранспортные средства, в целях содержания их в исправном состоянии, не проходили. Собственником автотранспортных средств: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), является ООО «Аэропорт Советский». Не принятие мер для проведения государственной регистрации транспортного средства влечет отсутствие контроля за его техническим состоянием, отвечающим установленным требования безопасности, со стороны контролирующих органов, и как следствие создает предпосылки к возможному наступлению транспортных происшествий с необратимыми последствиями.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.01.2016) "О Правилах дорожного движения", не должны регистрироваться транспортные средства:

- участвующие в международном движении (п. 3 ст. 15 Закона о БДД);

- ввозимые на территорию РФ на срок менее шести месяцев (п. 3 ст. 15 Закона о БДД);

- имеющие объем двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее либо максимальную мощность электродвигателя 4 кВт и менее (п. 1 Постановления);

- предназначенные для продажи, которые принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами (абз. 3 п. 3 Постановления).

Согласно п. 3.2.4. Письма ФАС РФ от 07.04.1997 N 30/И «О Руководстве по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации», автобусы, автомобили грузовые, специальные и другая техника на автомобильных шасси, эксплуатируемая как на аэродроме, так и за пределами аэропорта, должна состоять на учете в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и иметь государственные регистрационные знаки, гаражные номера, паспорта и формуляры. Автомобили, техника на автомобильных шасси, а также инженерная техника, эксплуатируемая только на территории аэродрома, за исключением самоходных дорожно-строительных машин и прицепов к ним, должна иметь гаражные номера. Учет этих машин, ведение на них паспортов и формуляров возлагается на аэропорт. Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прицепы к ним должны состоять на учете в инспекции органов Гостехнадзора и иметь государственные регистрационные знаки установленного образца.

3.2.5. Принимать на эксплуатацию, эксплуатировать и передавать автомобили и механизмы, не состоящие на учете в ГАИ или не зарегистрированные на авиапредприятиях или предприятиях других ведомств, категорически запрещается.

3.2.6. На каждую спецмашину ведется технический паспорт установленного образца, выдаваемый органами ГАИ (для машин, регистрируемых в ГАИ) или аэропортом (для машин, регистрируемых в аэропорту). Технический паспорт является документом, удостоверяющим регистрацию, принадлежность и техническую характеристику спецмашины. Технический паспорт действителен до момента снятия спецмашины с учета вследствие выбраковки или списания.

Пунктом 44 Приказа от 13 июля 2006 г. N 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации» установлено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

Также в соответствии с Приказом от 28.11.2005г. № 142 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта.

Таким образом, ООО «Аэропорт Советский» нарушает требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и иных вышеуказанных нормативных актов не предпринимая мер к регистрации в установленном порядке автотранспортных средств: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер).

При таких обстоятельствах дела, требования Серовского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Серовского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Советский», расположенного по адресу(адрес), по выполнении требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в части регистрации транспортных средств: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер) и получении соответствующих документов в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, незаконным.

Запретить эксплуатацию транспортных средств: автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), автомобиль (марка), гаражный (номер), принадлежащих ООО «Аэропорт Советский», в контролируемой зоне ООО «Аэропорт Советский», расположенной по (адрес), до получения регистрационного номера в уполномоченном органе.

Апелляционная жалоба может быть подана в федеральный суд ХМАО - Югры через Советский районный суд ХМАО - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья А.А. Рыбалкин