Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 28 февраля 2018 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего: судьи Кузнецовой Т.З.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> к Мэрии <адрес> о понуждении к совершению действий в сфере исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском к Мэрии <адрес> о понуждении к совершению действий в сфере исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержал требования и показал суду, что прокуратурой <адрес> проведена проверка реализации органами местного самоуправления делегированных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в ходе которой в деятельности Мэрии <адрес> выявлены нарушения закона, требующие принятия мер к их устранению.
В частности, не обеспечена информированность мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не проведена координация названных мероприятий и контроль за их проведением муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, не создана информационная система в указанной области с опубликованием в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно просветительских программ, не проведено информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, не распространена информация о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности, не организована выставка объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. Несоблюдение указанных требований препятствует достижению целей, направленных на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика ФИО4, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований прокурора района.
Выслушав в судебном заседании объяснения сторон, изучив материалы данного дела, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> по следующим основаниям.
<адрес> проведена проверка реализации органами местного самоуправления делегированных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в ходе которой в деятельности Мэрии <адрес> выявлены нарушения закона, требующие принятия мер к их устранению.
Согласно требованиям ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В целях обеспечения гарантированных Конституцией прав и свобод в Российской Федерации принимаются законы, обязательные для исполнения всеми без исключения лицами.
Пунктом 8.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Аналогичное положение закреплено в п. 14 ст. 1 устава муниципального образования «городской округ «<адрес>».
Согласно п. 1-5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 261-ФЗ) правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержке и стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности, системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, использовании энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены вопросы по разработке и реализации таких муниципальных программ, по установлению к ним требований, информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, координации и контролю проведения названных мероприятий муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями.
В силу ст. 22 ФЗ № 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации муниципальных программ организации тематических теле- и радиопередач, информационно просветительских программ, информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности и организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.
В целях реализации указанных полномочий мэрией <адрес> разработана и утверждена муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2016-2020 гг. (далее - Программа).
Задачами Программы являются: обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов; снижение расходов бюджета <адрес> на оплату за потребленные энергетические ресурсы с одновременным повышением уровня комфорта помещений объектов социальной сферы <адрес>; повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии, снижение потерь при их транспортировке; повышение эффективности энергопотребления путем внедрения современных энергосберегающих технологий и оборудования.
Между тем Мэрией <адрес> не обеспечено надлежащее исполнение требований федерального законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности.
Так, несмотря на значительные расходы бюджетных ассигнований, затраченных при разработке указанной Программы, Мэрией <адрес> не обеспечена ее реализация, не выполнено ни одно мероприятие.
В частности, не обеспечена информированность мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не проведена координация названных мероприятий и контроль за их проведением муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, не создана информационная система в указанной области с опубликованием в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно просветительских программ, не проведено информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, не распространена информация о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности, не организована выставка объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. Несоблюдение указанных требований препятствует достижению целей, направленных на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Следует отметить, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес мэра <адрес> вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Однако проведённый анализ свидетельствует о том, что указанные меры являются недостаточными.
Принимая во внимание, что после принятых ранее мер прокурорского реагирования Мэрия <адрес> добровольно нарушения требований федерального законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не устранила, адекватных мер к устранению этих нарушений не приняла, в связи с чем возникла необходимость в решении этого вопроса в судебном порядке.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора района в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> к Мэрии <адрес> о понуждении к совершению действий в сфере исполнения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности удовлетворить.
Обязать Мэрию <адрес>:
- обеспечить информированность мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- координировать мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и осуществить контроль за их проведениями муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями;
- создать информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с опубликованием в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно просветительских программ;
- регулярно проводить информирование потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров;
- распространить информацию о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
- организовать выставку объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий: (подпись) Т.З. Кузнецова
Копия верна: Судья: