Дело № 2-273/2022
УИД 59RS0007-01-2021-006695-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2022 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре судебного заседания Орловой О.В.,
с участием истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ поо признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО4 обратился в суд с иском, указав, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии по п.10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа. Считает, что ответчиком не учтены все периоды его трудовой деятельности в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах: а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АООТ «Пермская автоколонна №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Автотранспортное предприятие №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЧП ФИО2 Истец полагает, что указанное решение является незаконным и нарушает его права.
На основании изложенного, ФИО4 просит признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АООТ «Пермская автоколонна №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Автотранспортное предприятие №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЧП ФИО2, назначить страховую пенсию по старости с момента подачи заявления, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена процессуальная замена ответчика с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по.
Истец в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, пояснил, что работал на регулярных пассажирских перевозках и, несмотря на то, что отсутствуют данные по льготным периодам со стороны работодателя путем подачи сведений в ИЛС застрахованного лица, но, исходя из материалов пенсионного дела, а также исходя из представленных суду документов, сведений в трудовой книжке, а также свидетельскими показаниями подтверждается его работа водителем на регулярных пассажирских автобусах в городе Перми.
Представитель ответчика в судебном заседании высказалась против удовлетворения исковых требований, просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указывает, что к регулярным городским пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в черте города с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Документальное подтверждение сведений о работе на регулярных городских пассажирских маршрутах, номеров маршрутов автобусов, полной занятости истца не имеется, также код льготы за спорные периоды на индивидуальном лицевом счете ФИО4 отсутствует. У истца отсутствует необходимый специальный стаж работы и отсутствует право на досрочное назначение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании представитель ответчика указывала, что представленными ответами на запросы суда занятость истца в особых условиях труда не подтверждена.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) - часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Пунктом 10 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Точно такие же положения содержались в подпункте 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подобным образом ранее в пункте «к» части 1 статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривалось, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 8 данного Закона.
Письмом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах» направлялся согласованный с Министерством социальной защиты населения РФ (Письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Пунктом 2 названного порядка предусмотрено, что специальный трудовой стаж возможно подтвердить приказами о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевыми листами, при отсутствии приказов и путевых листов - справками предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.). Более того, для льготного пенсионного обеспечения необходимо подтвердить постоянную занятость на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (Том № л.д. 11).
При этом при определении ответчиком продолжительности специального стажа не учтены следующие периоды работы истца:
- в Пермской автоколонне № в должности водителя автобуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж, так как отсутствует документальное подтверждение сведений о работе на регулярных городских пассажирских маршрутах, а так же отсутствует код льготы за данные периоды на индивидуальном лицевом счете истца;
- в МПП «Автотранспортное предприятие №» в должности водителя автобуса- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж, так как отсутствует документальное подтверждение сведений о работе на регулярных городских пассажирских маршрутах, а так же отсутствует код льготы за данные периоды на индивидуальном лицевом счете истца;
у ИП ФИО3 в должности водителя автобуса регулярного городского маршрута с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж, так как отсутствует документальное подтверждение сведений о работе на регулярных городских пассажирских маршрутах, а так же отсутствует код льготы за данные периоды на индивидуальном лицевом счете истца.
Так же не включены в стаж периоды нахождения истца в отпусках без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком исчислен и признан специальный стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ продолжительностью 16 лет 08 месяцев 22 дня.
Не оспаривая исключения из специального стажа иных периодов, истец просит обязать включить в специальный стаж периоды работы в должности водителя автобуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АООТ «Пермская автоколонна №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Автотранспортное предприятие №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ЧП ФИО3, признать за ним право на досрочное назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из записей в трудовой книжке (Том № л.д. 13-15), ФИО4ДД.ММ.ГГГГ принят слесарем по ремонту автомобилей 2 разряда в Автоколонну № на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ подтвержден 2р слесаря по ремонту автомобилей (приказ №).
ДД.ММ.ГГГГ направлен на курсы подготовки водителей категории «Д» (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ направлен на стажировку по 224-ч программе.
ДД.ММ.ГГГГ допущен к самостоятельной работе – водитель автобуса 3 класса на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № присвоен второй класс водителя.
ДД.ММ.ГГГГ Автоколонна № переименована в АО «Пермская автоколонна №» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ переведен в РММ слесарем по ремонту автомобилей 3 разряда на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем автобуса 2 класса в отряд № на городские регулярные пассажирские маршруты на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ принят водителем к ЧП ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принят на постоянную работу на должность водителя автобуса в Негосударственное образовательное учреждение «Экологическая гимназия».
ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ принят водителем 2 класса в отряд № на городские регулярные пассажирские перевозки в ОАО «Пермская автоколонна №» (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ принят водителем 2 класса в МПП «Автотранспортное предприятие №» на основании приказа №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (приказ №-п от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ принят водителем на автобус к ИП ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец настаивает на включении в страховой стаж периодов работы в должности водителя автобуса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АООТ «Пермская автоколонна №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МПП «Автотранспортное предприятие №», в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя тем, что в трудовой книжке отражены все периоды работы, которые дают ему право для назначения досрочной трудовой пенсии, льготный характер работы подтвержден письменными доказательствами, свидетельскими показаниями.
Суд приходит к выводу о том, что данные требования истца не основаны на нормах закона.
Письмом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах» направлялся согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2). При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях № и № и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (пункт 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании пункта 3 Порядка №н, периоды работы, дающей-право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 3 Порядка, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н, также предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы: справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4).
В аб. 2 п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено положение о том, что при отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пп. 10 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежит подтверждению.
Согласно пункта 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержденного Министерством транспорта РФ и согласованного с Министерством социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-пр. занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основание их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.). В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, - справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.
Из положений пунктов 6, 7 раздела 2 приказа Минтранса России № также усматривается, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Судом исследованы документы по спорным периодам работы истца, имеющиеся в материалах дела, материалах пенсионного дела.
Из материалов пенсионного дела следует, что истец зарегистрирован в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.
По периоду работы истца в АООТ «Пермская автоколонна №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.
Из записей в трудовой книжке трудовой книжке (Том № л.д. 13-15) следует, что истец:
- ДД.ММ.ГГГГ принят слесарем по ремонту автомобилей 2 разряда в Автоколонну № на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ подтвержден 2р слесаря по ремонту автомобилей (приказ №).
ДД.ММ.ГГГГ направлен на курсы подготовки водителей категории «Д» (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ направлен на стажировку по 224-ч программе.
ДД.ММ.ГГГГ допущен к самостоятельной работе – водитель автобуса 3 класса на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № присвоен второй класс водителя.
ДД.ММ.ГГГГ Автоколонна № переименована в АО «Пермская автоколонна №» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ переведен в РММ слесарем по ремонту автомобилей 3 разряда на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем автобуса 2 класса в отряд № на городские регулярные пассажирские маршруты на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ№/С-3164/2 в документах Пермской автоколонны № Западно-Уральского территориального транспортного управления (ДД.ММ.ГГГГ-14.02.1997гг. – АООТ «Пермская автоколонна №»; ДД.ММ.ГГГГ-04.2002гг.-ОАО «Пермская автоколонна №») в приказах по личному составу за 1986-1989,1995-1998 гг., в личной карточке формы Т-2 ФИО4 имеются сведения о его работе с 1986-1997 водителем автобуса 2 класса в отряде № Пермской автоколонны № (материалы отказного пенсионного дела). Документы начисления заработной платы, лицевой счет ФИО4 за 1995,1996 годы на хранение в архив не поступали. Сведений о выполнении работы истцом в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах не имеется (Том № л.д. 12).
Из ответа МБУ «Архив », следует, что иных документов о подтверждении льготного трудового стажа за данный период на хранении в архиве нет (Том № л.д. 12, материалы пенсионного дела).
В ответ на запрос суда МБУ «Архив » представлена копия приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ о переводе ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса 2 кл. в отр. № АО «Пермская автоколонная №».
Из ответа МБУ «Архив », следует, что документы ОАО «Пермская автоколонна №» поступили на хранение в архив не в полном объеме. Учредительные документы организации, в том числе устав, на хранение в архив не поступили (Том № л.д. 95);
Из ответа Департамента транспорта Администрации следует, что информации о перевозчиках, осуществлявших пассажирские перевозки на муниципальных маршрутах регулярных перевозок до 2004 года, а также о водителях, задействованных на пассажирских перевозках, в департаменте не имеется (Том № л.д. 37).
Суд приходит к выводу, что документов, подтверждающих специальный стаж истца (факт работы в качестве водителя на регулярных городских пассажирских перевозках) в указанный период времени в АООТ «Пермская автоколонна №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
По периоду работы истца в МПП «Автотранспортное предприятие №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.
Из записей в трудовой книжке следует (Том № л.д. 13-15), что истец ДД.ММ.ГГГГ принят водителем 2 класса в МПП «Автотранспортное предприятие №» на основании приказа №-п от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (приказ №-п от ДД.ММ.ГГГГ).
В ответ на запрос суда МБУ «Архив » представлены архивные копии приказов от ДД.ММ.ГГГГ№-к о приеме ФИО4 на работу ДД.ММ.ГГГГ водителем 2 класса на автобус в а/к-1 бригаду № с оплатой труда согласно положения в Муниципальное предприятие ППАТП-4 (Том № л.д. 42); ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (Том № л.д. 43).
Из ответа МБУ «Архив », следует, что устав Муниципального Пермского пассажирского автотранспортного предприятия № на хранение в архив не поступал. Представлена копия Устава Пермского муниципального предприятия «Пассажиравтотранс» за 1993 год, находящаяся в архивном фонде «Предприятия «Пассажиравтотранс» (Том № л.д. 96).
Согласно представленного устава Пермского муниципального предприятия «Пассажиравтотранс» за 1993 год основными видами хозяйственной деятельности предприятия являются, в том числе организация и осуществление пассажирских перевозок в городе Перми, а также междугородних.
Из ответа Департамента транспорта Администрации следует, что информации о перевозчиках, осуществлявших пассажирские перевозки на муниципальных маршрутах регулярных перевозок до 2004 года, а также о водителях, задействованных на пассажирских перевозках, в департаменте не имеется (Том № л.д. 37).
Из ответа МБУ «Архив », следует, что иных документов о подтверждении льготного трудового стажа за данный период на хранении в архиве нет (Том № л.д. 12, материалы пенсионного дела).
Таким образом, письменных доказательств, подтверждающих специальный стаж истца (факт работы в качестве водителя на регулярных городских пассажирских перевозках на условиях полной занятости) в МПП «Автотранспортное предприятие №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
По ходатайству истца в целях подтверждения его работы в Автоколонне № и Муниципальном Пермском пассажирском автотранспортном предприятии № были допрошены свидетели ФИО8, ФИО9
Свидетель ФИО8 в судебном заседании показал, что он работал с ФИО4 в одной бригаде на разных машинах, истец работал на автобусе ЛАЗ. В подтверждение периода работы представил копию трудовой книжки, подтверждающую период работы в Автоколонне № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в МППАП № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что он работал с ФИО4 в одну смену на разных автобусах по одному маршруту. Работали только на городских маршрутах. В подтверждение периода работы представил копию трудовой книжки, подтверждающую период работы в Автоколонне № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в МППАП № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установление льготного характера работы ФИО4 на основании показаний свидетелей невозможно, поскольку в силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, также как не может быть подтвержден показаниями свидетелей факт выполнения определенных работ в течение полного рабочего дня.
Суд приходит к выводу, что документов, подтверждающих специальный стаж истца (факт работы в качестве водителя на регулярных городских пассажирских перевозках на условиях полной занятости) в указанные выше периоды времени не имеется.
Рассматривая требования истца о включении периода работы у Индивидуального предпринимателя ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.
Согласно выписке из ЕРГИП (л.д. 58-60 т. 1) индивидуальный предприниматель ФИО2ФИО1№ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности – деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.
Из записей в трудовой книжке (л.д. 14) следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ принят водителем на автобус к ИП ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Сведениями из ИЛС застрахованного лица за указанный период времени подтверждается факт работы истца у ИП ФИО3 без указания кода льготы.
Из ответа МБУ «Архив », следует, что документы по личному составу (приказы, личные карточки формы Т-2, документы начисления заработной платы) ИП ФИО2 на хранение в архив не поступали, поэтому подтвердить трудовой стаж и установить сведения о заработной плате ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не представляется возможным (л.д. 194).
Дополнительно в материалы дела истцом представлены:
- копия трудового договора №, заключенного между ЧП ФИО3 (работодатель) и ФИО4 (работник), работник принимается на должность водителя категории Д, срок действия договора с июля 2000, срок окончания бессрочно, в соответствии с которым работник обязан оказывать транспортные услуги по перевозке пассажиров согласно и договору, и графику с МКЭП (Том № л.д. 6);
- копия трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП ФИО3 (работодатель) и ФИО4 (работник), работник принимается на должность водителя автобуса, срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания не определен, в соответствии с которым работник обязан выполнять следующие обязанности: содержание автомобиля в текущем исправном состоянии, нести полную материальную ответственность на вверенный транспортный состав, соблюдать технику безопасности на линии и во время ремонта автомобиля, нести материальную ответственность за невыполнение приказов рабочего подряда (Том № л.д. 184-185, Том № л.д. 4).
ФИО3, допрошенным в качестве свидетеля, представлены суду для обозрения журналы учета, содержащие сведения о трудовых соглашениях, сведения о заработной плате, начисленных страховых взносах за период с 2000 по 2010 год, отчетно-расчётные ведомости по зарплате рабочих, о суммах выплаченной заработной платы за период с 2000 по 2006 гг., о количестве отработанных смен за указанный период, из которых следует, что в ФИО4 работал на условиях полного рабочего дня в течение спорного периода времени, отвлечений не имел за исключением нахождения в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Копии указанных документов представлены истцом в материалы дела в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, приобщены к материалам дела;
Из ответа Департамента транспорта Администрации следует, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № с ИП ФИО3, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37). Представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения . Указанным договором установлен перечень графиков движения и маршрутов регулярного сообщения (приложение №), в соответствии с которым номером маршрута является – 27т., представлено дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым приложение № изложено в редакции: установлен номер маршрута 74 (л.д. 38-40).
Согласно представленного ответа Департамента транспорта Администрации маршрут регулярных перевозок № сообщением «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный» установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Паспорт маршрута 27т в период с 2000 по 2009 гг. в департаменте отсутствует (Том № л.д. 195).
Из ответа Департамента транспорта Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18 т. 2) следует, что договоры между ИП ФИО3 и Администрацией на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения за период с 2000 по 2006 год отсутствуют.
По ходатайству истца были допрошены свидетели ФИО2, ФИО10
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показал, что он являлся работодателем ФИО4, который проработал у него около 14-15 лет водителем на городских пассажирских перевозках. Истец имел полную занятость в соответствии с графиком работы, нарушений дисциплины не допускал, взысканий за прогулы не имел. Также свидетель сообщил, что он, как работодатель, подавал сведения по специальному стажу работников по бланкам, представленным в ПФ РФ, позже выяснилось, что им ошибочно по незнанию его и его бухгалтера не была проставлена литера льготного стажа (код льготы). Свидетель представил суду на обозрение свидетельство о регистрации в качестве ИП, о прекращении деятельности в качестве ИП, журналы учета заработной платы, начисленных и уплаченных страховых взносов, ведомости по заработной плате, позднее копии документов приобщены к материалам дела..
Свидетель ФИО10 в судебном заседании показала, что она работала совместно с истцом у ИП ФИО3 на одном автобусе, с 6 утра до 9 часов вечера, обед длился 2 часа, режим работы два через два дня на маршруте №. Работа была сдельная, от выручки получали процент. В течение всего периода своей работы у ИП ФИО11 работала только в паре с истцом. В подтверждение периода работы представила копию трудовой книжки с записями, подтверждающими период работы у ИП ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Показания свидетеля ФИО3 и ФИО10 в совокупности с представленными и указанными выше письменными доказательствами могут служить дополнительными доказательствами выполнения истцом трудовой функции водителя автобуса пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает установленным факт работы истца у ИП ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 5 месяцев 18 дней) в качестве водителя автобуса при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 работал по договору с Администрацией на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок соответственно законодательству того периода.
Работа в должности водителя являлась работой, дающей право на досрочный выход на пенсию. Сведений о работе истца в указанный период времени на условиях неполного рабочего дня или сокращенного рабочего времени не имеется, в трудовой книжке истца записей об увольнении за прогулы без уважительной причины не содержится, в индивидуальном лицевом счете сведений о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у других работодателей не имеется, следовательно, выполнение работы полный рабочий день следует признать установленным, данный период работы подлежит включению в специальный стаж. Отсутствие на индивидуальном лицевом счете истца указания на льготный характер работы само по себе не может служить основанием для отказа во включении данного периода в специальный стаж.
Из совокупности указанных доказательств следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал у ИП ФИО3 на условиях полной занятости, по должности водителя регулярных автобусных маршрутов, о чем имеются сведения в индивидуальном лицевом счете и что подтверждает его бывший работодатель ФИО2 Принимая во внимание отдаленность указанного данного периода работы, а также организационно правовую форму работодателя, суд считает, что имеющиеся документы и показания свидетелей являются достаточным подтверждением выполнения истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы, подлежащей включению в специальный стаж.
При этом период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж истца включению не подлежат, поскольку документов, подтверждающих специальный стаж истца (факт работы в качестве водителя на регулярных городских пассажирских перевозках в отсутствии доказательств осуществления ИП ФИО12 деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок ) в указанный период времени, не имеется, исключительно свидетельскими показаниями специальный характер работы не подтверждается.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о незаконности исключения ответчиком при вынесении решения об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ из общей продолжительности специального стажа истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса у индивидуального предпринимателя ФИО3, общей продолжительностью 3 года 5 месяцев 18 дней.
Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца об обязании ответчика включить указанный спорный период в специальный стаж истца.
Итого, общая продолжительность периодов, дополнительно подлежащих включению в специальный стаж истца, - 3 года 5 месяцев 18 дней.
ГУ УПФ РФ в на дату обращения ФИО4 о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) было признано за ним наличие специального стажа в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах продолжительностью 16 лет 8 месяцев 22 дня.
С учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов работы на дату обращения (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж ФИО4 в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет 20 лет 2 месяца 9 дней.
Согласно пункту 10 части 1 статья 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Ответчиком признан за истцом страховой стаж в размере 35 лет 5 месяцев 17 дней. На дату обращения за назначением пенсии ФИО4 достиг возраста 55 лет (ДД.ММ.ГГГГ), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его ИПК составлял 41,976 баллов (л.д. 16 т. 1)
Это означает, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ), истец приобрел необходимый для назначения пенсии специальный стаж, имел достаточный страховой стаж, достиг возраста 55 лет, имел индивидуальный пенсионный коэффициент более 30, что дает ему право на досрочное назначение пенсии с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании за ним права на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ и о назначении ему досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме 300,00 рублей как при подаче требования неимущественного характера (Том № л.д. 6), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ поо признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж ФИО4, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса у индивидуального предпринимателя ФИО3 (3 года 5 месяцев 18 дней).
Признать незаконными решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО4 досрочной страховой пенсии по старости в части исключения из специального стажа указанного периода работы и в части отказа в назначении досрочной пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ поназначить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ пов пользу ФИО4 понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 26 мая 2022 года.
Судья: О.П. Берсенёва