Подлинник № 2-273/2022
24RS0046-01-2021-003891-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
28 марта 2022 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Куликовой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем - Жуйковой Е.А.,
с участием прокурора -Жалба И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении
встречному иску ФИО2 к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное жилое помещение взамен изымаемого,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление муниципального образования <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО1 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении – удовлетворить частично.
Встречное исковое заявление ФИО1 к муниципальному образованию <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное помещение взамен изымаемого – удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> предоставить в собственность ФИО1 жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для проживания, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории <адрес>, общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.
После предоставления ФИО1 равнозначного благоустроенного жилого помещения изъять у ФИО1 для муниципальных нужд жилое помещение площадью 35,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение площадью 35,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, после передачи в собственность ФИО1 равнозначного благоустроенного жилого помещения.
Выселить ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для снятия ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Куликова А.С.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 с требованием об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1 680 000 рублей, выселении и снятии с регистрационного учета ответчика, после выплаты истцом возмещения ответчику, прекращении права собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанную квартиру за муниципальным образованием <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 35,8 кв.м. Ответчик проживает и состоит на регистрационном учете в указанном жилом помещении. Многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ и включен в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Российской Федерации» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-<адрес> участок, на котором расположен дом, признан подлежащим изъятию для муниципальных нужд распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.№-арх. Жилые помещения, расположенные в указанном доме, подлежат изъятию для муниципальных нужд. ДД.ММ.ГГГГ ответчику и иным проживающим в доме, направлялось требование о сносе данного дома до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение об условиях и порядке изъятия принадлежащей ответчику квартиры, истец обратился в суд.
ФИО1 обратился в суд со встречными исковыми требованиями к муниципальному образованию <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное жилое помещение взамен изымаемого.
Требование мотивировано тем, что ФИО1 является собственником квартиры, по адресу: <адрес>1 в <адрес>, ему предложено подписать соглашение о выплате возмещения за изымаемое помещение со стоимостью объекта недвижимости 1 680 000 руб. Данная оценка является заниженной, за такую стоимость невозможно приобрести равнозначное жилое помещение. Истец имеет право на предоставление жилого помещения площадью не менее 35,8 кв.м. При обращении в администрацию с заявлением о предоставлении ему равнозначного жилого помещения получен отказ. Просит суд возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО1 равнозначное жилое помещение общей площадью не более 489 кв.м., расположенное в границах <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам взамен принадлежащего на праве собственности жилого помещения по <адрес>1 в <адрес>.
В судебное заседание представитель МО <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, третьего лица МКУ <адрес> «УСК» ФИО4 (полномочия проверены), не явилась, просила о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивала на удовлетворении иска и на отказе в удовлетворении встречного иска, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
ФИО1, его представитель ФИО5 (полномочия проверены) в судебном заседании встречный иск поддержали, пояснили, что в настоящее время дом без законных к тому оснований демонтирован неизвестными лицами, по данному факту возбуждено уголовное дело в ОП № МУ МВД РФ «Красноярское», ФИО1 прав на иные объекты недвижимости не имеет, фактически лишен жилья, вынужден поселиться у родственников. Предложенная истцом денежная компенсация на сегодняшний день не позволит приобрести ответчику равнозначное жилое помещение, так как цены на рынке жилья значительно выросли, поэтому он отказался от компенсации. В связи с чем, исходя из положений закона, у него имеется право на получение равнозначного жилого помещения взамен изымаемого.
Представители третьих лиц - Управление Ростреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил в адрес суда письменные пояснения, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, с учетом заключения помощника прокурора <адрес>ФИО6, полагавшего первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению в части, встречные исковые требования удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.
В ч. 3 ст. 6 ЖК РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как не совместимая с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающая защиту конституционных прав на жилище.
Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности, у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ вступил в действие ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанный закон не содержит положения о придании ему обратной силы.
Как установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 35,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>1. Право собственности ФИО1 зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ
Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:07000142:247, находящемся в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади квартиры.
В соответствие с заключением от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации <адрес>№-арх от ДД.ММ.ГГГГ для муниципальных нужд изъят земельный участок с кадастровым номером 24:50:07000142:247, находящийся под многоэтажным домом, по адресу: <адрес>.
В ноябре 2020 г. МО <адрес> направило в адрес ФИО1 проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения для его подписания, в соответствии с которым гражданин передает, а администрация <адрес> принимает в муниципальную собственность квартиру по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 35,8 кв.м., с выплатой возмещения в размере, состоящем из рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, определенной с учетом стоимости изымаемого жилого помещения, определенной с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также из стоимости убытков, связанных с изъятием, составляющем в соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ.2020 об оценке размера возмещения – 1 680 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес> поступило заявление от ФИО1 по обеспечению его жилым помещением в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции».
Из постановления дознавателя ОП № МУ МВД России «Красноярское» о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с апреля 2021 по май 2021 неустановленным лицом произведен демонтаж жилого <адрес>, в <адрес>.
Как следует из выписки из домовой книги (финансово-лицевого счета) ФИО1 с 2011 г. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, не снят на дату рассмотрения дела с регистрационного учета по указанному адресу.
По сведениям, представленным АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ», Управление Росреестра по <адрес>, МКУ «Центр недвижимости» ФИО1 иных объектов недвижимости в собственности не имеет.
ФИО1 в судебном заседании пояснил, что предлагаемый муниципальным образованием размер возмещения за спорное жилье не позволит ему приобрести равноценное жилье взамен выкупаемого, в связи с чем, он имеет право выбора на предоставление ему взамен изымаемого другого жилого помещения, вместо получения выкупной стоимости, предложенной администрацией города.
С указанными доводами ФИО1 суд полагает необходимым согласиться, поскольку они основаны на правильном толковании норм закона, приведенных выше, а также согласуются с разъяснениями Верховного суда РФ, данными в Обзоре судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ, о том, что в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Принимая во внимание, что дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в <адрес>, суд считает, что исковые требования администрации <адрес> в части изъятия у ФИО1 для муниципальных нужд жилого помещения площадью 35,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием <адрес> после предоставления другого жилого помещения гражданину –собственнику, подлежат удовлетворению.
Так же суд полагает, что подлежат удовлетворению требования администрации <адрес> о выселении ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Рассматривая требования администрации о выплате взамен изымаемого жилого помещения собственнику размера возмещения в сумме 1 680 000 рублей, встречные исковые требования о возложении обязанности предоставить в собственность ФИО1 равнозначного помещения взамен изымаемого, в их взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Обращаясь со встречным иском, ФИО1 настаивал на выбранном им способе обеспечения своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу. Суд считает, что ФИО1 выбран правильный способ защиты нарушенного права.
Доводы администрации <адрес>, о том, что действующим законодательством обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при расселении аварийных домов предусмотрено путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, а предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон и при отсутствии такого соглашения орган местного самоуправления не может быть обязан предоставить жилое помещение взамен изымаемого, подлежат отклонению, в связи с неправильным толкованием истцом норм материального права.
Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права
Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-МЕ/06 следует, что под действие ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом до ДД.ММ.ГГГГ, способ изъятия определяется без учета положений части 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
Право собственности ФИО1 на изымаемое жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В указанной связи, разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку указанная норма была введена в действие уже после приобретения истцом жилого помещения, и включения аварийного дома в региональную адресную программу и начала проведения процедуры расселения; в связи с чем, право выбора способа реализации своих жилищных прав принадлежало собственнику изымаемого жилого помещения; следовательно, с учетом выраженного волеизъявления ФИО1 на предоставление ему в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, имеются правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования истца по встречному иску о возложении на Администрацию <адрес> в лице департамента градостроительства администрации <адрес> обязанности предоставить в собственность ФИО1 жилого помещения в виде отдельной квартиры, пригодного для проживания, благоустроенного, применительно к условиям <адрес>, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории <адрес>, общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, решение суда является основанием для снятия ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении – удовлетворить частично.
Встречное исковое заявление ФИО2 к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное помещение взамен изымаемого – удовлетворить.
Обязать Администрацию города Красноярска в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска предоставить в собственность ФИО2 жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для проживания, благоустроенное, применительно к условиям города Красноярска, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории города Красноярска, общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <...>.
После предоставления ФИО2 равнозначного благоустроенного жилого помещения изъять у ФИО2 для муниципальных нужд жилое помещение площадью 35,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение площадью 35,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, после передачи в собственность ФИО2 равнозначного благоустроенного жилого помещения.
Выселить ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Решение суда является основанием для снятия ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Куликова А.С.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2022 года.
Председательствующий Куликова А.С.