ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273/2023 от 12.12.2023 Прилузского районного суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0012-01-2023-000746-69 Дело № 2-272/2023 (№ 2-273/2023, 2-274/2023)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Ларина Е.А.,

при секретаре судебного заседания Буб Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево Прилузского района

12 декабря 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Партнер» о понуждении исполнения предостережения органа государственного жилищного надзора,

установил:

Государственная жилищная инспекция по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) обратилась в суд с иском к ООО УО «Партнер»о понуждении исполнения предостережения органа государственного жилищного надзора, обязании в срок до 22.05.2023:

- провести мероприятия по инвентаризации жилых домов в многоквартирных домах по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, занести данные, полученные после обмеров чердачных помещений специализированной организацией ООО <данные изъяты> в технические паспорта домов;

- провести мероприятия по инвентаризации жилого дома по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, провести обмер технического подвала специализированной организацией с занесением данных в технический паспорт дома;

- проведения перерасчета начисленных сумм по всем лицевым счетам за январь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> с учетом данных специализированной организации ООО <данные изъяты> по площадям чердачного помещения, занесенных в технический паспорт;

- проведения перерасчета начисленных сумм по всем лицевым счетам за январь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирному дому по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> с учетом данных специализированной организации по площади чердачного помещения и технического подвала, занесенных в технический паспорт;

- с февраля 2023 года производить начисление размера платы за электроэнергию на коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению, потребителям многоквартирных домов по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> с применением площадей лестничных клеток и площади чердачных и подвальных помещений, включенных в технические паспорта, в которых имеются общедомовые инженерные сети электроснабжения и иное электрооборудование;

- выполнить перерасчет (сторнирование) допредъявленных сумм по всем лицевым счетам за январь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>

- выполнить перерасчет по всем лицевым счетам за январь-июль 2023 года по текущему начислению за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево <адрес> с применением в расчете площадей лестничных клеток и подвального помещения (без учета площади чердачного помещения);

- производить начисление размера платы за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению, по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево ул<адрес> с применением площади лестничных клеток и площади подвального помещения, и не применять в расчете за данную услугу площадь чердачного помещения, в котором отсутствуют общедомовые инженерные сети электроснабжения и иное электрооборудование.

- проведения перерасчета начисленных сумм по всем лицевым счетам за январь- июнь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, с учетом данных специализированной организации ООО «Компас» по площадям чердачного помещения, занесенных в технические паспорта;

- с июля 2023 года производить начисление размера платы за электроэнергию на коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению, потребителям многоквартирных домов по адресам: ФИО1, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, с применением площадей лестничных клеток и площади чердачных помещений, включенных в технические паспорта, в которых имеются общедомовые инженерные сети электроснабжения и иное электрооборудование.

Требование мотивирует тем, что согласно заключенных договоров управления многоквартирные дома по вышеуказанным адресам находятся под управлением ООО УО «Партнер». Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в доме на оплату КР на СОИ определяется при отсутствии ОДПУ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов на СОИ (часть 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер нормативного объема потребления КР на СОДИ, распределяемого на собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме, зависит от применяемого в расчете размера общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также факта расположения в этих помещениях инженерных коммуникаций либо иного оборудования, входящего в состав общего имущества дома. В случае отсутствия сведений в технической документации многоквартирного дома, предусмотренных законодательством, либо их неактуальности, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана провести мероприятия по технической инвентаризации и технической паспортизацией жилого дома.

ООО УО «Партнер» в январе 2023г. несмотря на отсутствие данных в технических паспортах о площадях чердачных помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам произведено текущее начисление (за месяц) и допредъявлено (за период 01.2019 – 07.2019, 03.2021 – 06.2021) потребителям за электроэнергию КР на СОДИ плату за объем электрической энергии, рассчитанный с применением площади чердака данных домов.

Инспекцией в адрес ООО УО «Партнер» объявлены предостережения от 05.04.2023 , о необходимости соблюдения обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части расчета размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги и предлагалось устранить нарушения требований части 9.3 статьи 156, части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации подпункта «а» пункт 29 (2) Правил № 491 в срок до 22.05.2023. Учитывая, что на момент составления настоящего искового заявления ООО УО «Партнер» предостережение исполнено частично, юридическим лицом в адрес истца представлены возражения на предостережения, в связи с чем, Государственная жилищная инспекция по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) обратилась в суд с настоящим иском.

Определением суда от 24 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено АО «Коми энергосбытовая компания».

В судебном заседании представитель истца не присутствует, о месте и времени заседания извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее на удовлетворении требований настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО УО «Партнер», действующий на основании доверенности с соответствующими полномочиями, в суд не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее указал, что с иском не согласны, поддержал доводы отзыва на исковое заявление. Пояснил, что доначисление платы за электроэнергию на СОДИ в спорных МКД произошло в связи с вынесением Арбитражным Судом Республики Коми решения о взыскании с ООО УО «Партнер» в пользу АО «Коми энергосбытовая компания» денежных средств в счет оплаты потребленной электроэнергии в ряде МКД, в том числе и спорных многоквартирных домах. Увеличение платы произошло за счет увеличения площадей общедомового имущества МКД, в частичности – площади чердачного помещения. В связи с вынесенным вышеназванным решением жильцам спорных МКД в январе 2023 года были выставлены счета по доначислению платы за электроэнергию на СОДИ. Была проведена работа по замеру чердачных помещений МКД по адреса: ФИО1, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> однако сведения в тех. паспорта не внесены в связи с отсутствием денежных средств. Считают, что поскольку решение Арбитражного Суда Республики Коми вступило в законную силу, при этом судом не учтены возражения ООО УО «Партнер» о несоответствии площадей общедомового имущества, в том числе и спорных МКД, фактическим площадям, считают, что взыскание доначисленных сумм произошло обоснованно.

Представитель третьего лица АО «Коми энергосбытовая компания» в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, до начала судебного заседания представили возражения, в которых просят в удовлетворении иска отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по правилам, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в том числе, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункта «з» пункта 1 части 9 Постановления Правительства РК от 22.12.2015 № 541 (ред. от 25.04.2023) «О службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)» для реализации задач Служба исполняет государственную функцию по региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в ходе рассмотрения коллективных и индивидуальных обращений владельцев указанных многоквартирных домов, в части несогласия по доначислению платы за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общества имущества по электроснабжению (КР на СОИ), допредъявленной в январе 2023 года, было установлено следующее.

ООО УО «Партнер» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.10.2012 в ИФНС России № 1 по Республике Коми, о чем сделана запись в единый государственный реестр юридических лиц .

По сведениям реестра лицензий Республики Коми деятельность по управлению рассматриваемых многоквартирных домов ООО УО «Партнер» осуществляет на основании лицензии от 29.04.2015 и в соответствии с договорами управления многоквартирных домов заключенными на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Подпунктом «ж» пункта 4 раздела II Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416 предусмотрено, что одним из стандартов деятельности по управлению многоквартирными домами является организация неосуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, заисключением случай непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно пункту 4 указанных выше Правил N 354, потребителю предоставляется такой вид коммунальных услуг, как электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 2, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этоммногоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, впоследствии, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

Между АО «Коми энергосбытовая компания» и ООО УО «Партнер» заключен договор энергоснабжения от 01.04.2015 на поставку электроэнергии на коммунальный ресурс на СОДИ, в том числе в рассматриваемых многоквартирных домах.

В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общества имущества в данном доме, в том числе за электроэнергию за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в доме на оплату КР на СОИ определяется при отсутствии ОДПУ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов на СОИ (часть 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно сведений филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми от 21.03.2023 многоквартирные дома по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, не оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии, в многоквартирном доме по адресу: Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, общедомовой прибор учета не пригоден к учету согласно акта от 28.06.2021.

Данный факт сторонами не оспаривается.

В связи с отсутствиемв данных жилых помещениях коллективного (общедомового) прибора учета, объем электроэнергии КР на СОИ собственникам многоквартирных домов производился исходя из норматива потребления электроэнергии.

В соответствии подпунктом «А» пункта 29 (2) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Норматив потребления электрической энергии КР на СОДИ на территории Республики Коми утвержден приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.05.2017 № 24/1-Т (Об утверждении норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми». Норматив для много квартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, составляет 0,72 кВТ на кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно данному приказу норматив установлен на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, к которому относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе чердаки и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживание более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий) (часть 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

Таким образом, размер нормативного объема потребления КР на СОДИ, распределяемого на собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме, зависит от применяемого в расчете размера общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также факта расположения в этих помещениях инженерных коммуникаций либо иного оборудования, входящего в состав общего имущества дома.

В ходе проведения проверок Инспекцией при обследовании общего имущества многоквартирных домов, подтвержден факт наличия общедомовых инженерных коммуникаций электроснабжения в чердачных помещениях в домах по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> также факт наличияобщедомовых инженерных коммуникаций электроснабжения в подвальных помещениях по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> (акты о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия от 06.03.2023, от 10.04.2023 , фотоматериалы). При этом в домах по адресам Прилузский район, с. Объячево, <адрес> подтвержден факт отсутствия общедомовых сетей электроснабжения в чердачном помещении данных домов.

Актами управляющей организацией ООО УО «Партнер» от 26.01.2022 при обследовании общего имущества многоквартирных домов установлено, что по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> отсутствует подвальное помещение, в чердачном помещении проходят общедомовые инженерные коммуникации, в том числе общедомовые электросети, имеется вводный провод, электропроводка и головной рубильник в распределительном щите; по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> имеется подвальное помещение, в котором проходят общедомовые инженерные коммуникации, том числе общедомовые электросети; а также в чердачном помещении проходят общедомовые инженерные коммуникации, в том числе общедомовые электросети; по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> имеется подвальное помещение, где проходят общедомовые инженерные коммуникации, в том числе общедомовые электросети. В чердачных помещениях отсутствует электропроводка.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что в период с 01.01.2019 по 30.06.2021 размер платы за электроэнергию на СОИ потребителям:

- многоквартирных домов по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, рассчитан и предъявлен управляющей организацией исходя из площади лестничных клеток, сведения о которых отражены в технических паспортах домов. Площадь чердака в указанном расчете не применялась;

-многоквартирного дома по адресу: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> рассчитан и предъявлен управляющей организациейисходя из площади лестничных клеток, сведения о которых отражены в техническом паспорте дома, также предъявлялось по площади подвала, при отсутствии данных в техническом паспорте. Площадь чердака в расчете не применялась.

-многоквартирных домах по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> рассчитан и предъявлен управляющей организацией исходя из площади лестничных клеток и площади подвала, сведения о которых отражены в технических паспортах домов. Площадь чердака в указанном расчете не применялась.

Из сведений, содержащихся в технической инвентаризации многоквартирных домов, следует:

- в техническом паспорте от 29.03.1984 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена площадь уборочных в подъездах, которая составляет -70,6 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 03.07.1981 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена площадь уборочных в подъездах, которая составляет - 61,8кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 03.03.1981 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена площадь уборочных в подъездах, которая составляет - 70,6 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 19.07.2008 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена площадь лестничных клеток, площадок, лифтов, тамбуров, которая составляет - 61,6 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствует;

- в техническом паспорте от 15.11.1995 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена площадь уборочных в подъездах, которая составляет - 30,2 кв.м. Сведения о площади чердачного и технического подвального помещений отсутствуют;

- в техническом паспорте от 29.03.1984 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена площадь уборочных в подъездах, которая составляет - 102,5 кв.м. Сведения о площади чердачного и технического подвального помещений отсутствует;

- в техническом паспорте от 10.03.1984 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет 67,1 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 03.03.1981 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 66,3кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 10.04.1986 многоквартирного дома по ул<адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 67,1 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 02.04.1991 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 101,6 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 02.04.1991 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 71,3 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 06.12.1986 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 66,0 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 19.03.1984 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 66,0 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 19.03.1984 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 68,6 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 01.10.1993 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 92,4 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют;

- в техническом паспорте от 03.03.1981 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 28,1 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют.

- в техническом паспорте от 02.04.1991 многоквартирного дома по ул. <адрес> п.с.т. Ожындор отражена уборочная площадь в подъездах, которая составляет - 87,0 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют.

- в техническом паспорте от 26.07.2008 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражены площади лестничных клеток, лифтов, тамбуров и др. помещений, которые составляют – 211,60 кв.м. Площадь подвала составляет 619,80 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствует;

-в техническом паспорте от 21.11.2009 многоквартирного дома по ул. <адрес> с. Объячево отражены площади лестничных клеток, лифтов, тамбуров и др. помещений, которые составляют – 211,70 кв.м. Площадь подвала составляет 616,80 кв.м. Сведения о площади чердачного помещения отсутствуют.

Суд, соглашаясь с позицией контролирующего органа, полагает, что оснований для определения расчетным способом площади подвала и чердака, не отраженных в технических паспортах, у управляющей организации как для целей расчета платы за содержание, так и для целей расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания, не имелось. В тоже время в отсутствие общедомовых сетей электроснабжения в чердачном помещении применение площади чердака в расчете размера платы за электроэнергию на СОДИ является неправомерным.

В силу пункта 24 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года, сведения о составе и состоянии имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

При этом техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в частности документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.

В случае отсутствия сведений в технической документации многоквартирного дома, предусмотренных законодательством, либо их неактуальности, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана провести мероприятия по технической инвентаризации с технической паспортизацией жилого дома (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Это следует из части 5 статьи 19 ЖК РФ и пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416.

Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04 августа 1998 года N 37 (далее по тексту - Инструкция N 37).

Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте (приложение 12 к названной Инструкции), составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37. На поэтажном плане здания указывается междуквартирныепомещения общего пользования и иные элементы общего имущества, а в экспликации к поэтажному плату, которая прилагается к техническому паспорту здания, указывается площадь помещений общего пользования.

С учетом указанных выше норм законодательства в целях обеспечения предъявления собственникам помещений МКД обоснованных расходов по оплате коммунальных ресурсов на СОДИ, техническая документация на многоквартирный дом должна содержать достоверные и актуальные сведения, необходимые для расчета нормативного объема коммунальных ресурсов об общем имуществе дома.

Вместе с тем управляющая организация ООО УО «Партнер» в январе 2023 года, несмотря на отсутствие данных в технических паспортах о площадях чердачных помещений в многоквартирных домах по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> произведено текущее начисление (за месяц) и допредъявлено (за период 01.2019-07.2019, 03.2021-06.2021) потребителям за электроэнергию КР на СОДИ плату за объем электрической энергии, рассчитанный с применением площади чердака данных домов.

Также управляющая организация ООО УО «Партнер» в январе 2023 года, несмотря на отсутствие данных в техническом паспорте площади подвального помещения в многоквартирном доме по адресу: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> произведено текущее начисление (за месяц) и допредъявлено (за период 01.2019-07.2019, 03.2021-06.2021) потребителям за электроэнергию КР на СОДИ плату за объём электрической энергии, рассчитанный с применением площади подвала.

В тоже время управляющей компанией в январе 2023 года несмотря на то, что уже в периоды с 01.2019-07.2019, 03.2021-06.2021 был предъявлен размер платы за КР на СОИ с учетом данных техпаспорта площадей подъездов и подвала, и отсутствии в чердачных помещениях многоквартирных домов по адресам: Прилузский район, с. Объячево, <адрес> за электроэнергию за КР на СОДИ плату за объем электрической, а так же предъявлено по текущему начислению за КР на СОИ с учетом площадей подъездов, подвалов и чердаков. При этом применяемые в расчетах площади мест общего пользования значительно выше, чем по данным технических паспортов подлежащего применению ООО УО «Партнер» по МКД по <адрес> - 831,4 кв.м., МКД по <адрес> - 828,5 кв.м.

Допредъявление управляющей организацией собственникам многоквартирных домов по указанным адресам, размера платы за электроэнергию за КР на СОДИ в январе 2023 г. за периоды (01.2019-07.2019, 03.2021-06.2021) связано с предъявлением АО «Коми энергосбытовая компания» дополнительной платы за электроэнергию за КР на СОИ в связи с перерасчетом объема электрической энергии на СОИ за указанные выше периоды с учетом площади и подвалов (где имеются) на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022, которым установлено, что АО «Коми энергосбытовая компания» ранее при расчете размера платы за электроэнергию КР и СОИ потребителям 39 многоквартирных домов (в том числе по вышеуказанным) не учло площадь чердачных и подвальных помещений.

В тоже время суд исходит из того, что в силу ст. 61 ч. 3 ГПК РФ решение Арбитражного Суда Республики Коми от 22.09.2022 по делу не имеет преюдициального значения для рассматриваемых в настоящем споре правоотношений, поскольку Государственная жилищная инспекция по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) не являлась стороной по делу при разрешении спора между ООО УО «Партнер» и АО «Коми энергосбытовая компания» в Арбитражном Суде Республики Коми.

При этом само по себе взыскание с ООО УО «Партнер» в пользу АО «Коми энергосбытовая компания» денежных средств за пользование электроэнергией в рамках решения Арбитражного Суда Республики Коми от 22.09.2022 по делу безапелляционно не свидетельствует о возложении обязанности по возмещению ООО УО «Партнер» вышеназванных затрат за счет жильцов вышеназванного многоквартирного дома.

Более того при расчете площадей общедомового имущества Арбитражным судом Республики Коми были приняты сведения, представленные Минэнерго Республики Коми.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 (ред. от 21.03.2019).

ООО УО «Партнер» объявлены предостережения от 05.04.2023 , , от 10.04.2023 о необходимости соблюдения обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части расчета размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги и предлагалось устранить нарушения требований части 9.3 статьи 156, части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 24, подпункта «а» пункт 29 (2) Правил № 491 в сроки указанные в предостережениях до 25.05.2023.

На указанные предостережения ООО УО «Партнер» в адрес Государственной жилищной инспекции по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) представлены возражения от 20.04.2023 (вх. от 24.04.2023 ), от 14.04.2023 (вх. от 14.04.2023 ), от 20.04.2023 (вх. от 24.04.2023 ).

Согласно представленным возражениям, ООО УО «Партнер» выражает несогласие с объявленным предостережением, считает, что отсутствие подтвержденных фактов потребления электрической энергии в спорных помещениях и их эксплуатации, не исключает техническую возможность использования в них освещения. Данный вывод отражен в решении Арбитражного суда Республики Коми от 22.09.2022 по делу , вступившего в законную силу, в связи с чем, не является освобождением ООО УО «Партнер» от платы за ОДН за указанные МОП. В свою очередь, ООО УО «Партнер» произвело доначисление платы в связи с увеличением площади МОП (чердачного помещения) на основании решений судов, в связи с чем, объявленные предостережения от 05.04.2023 , , от 10.04.2023 считают незаконным, игнорирующим данные судебные акты.

Решениями Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 16 мая 2023 года, , от 24 мая 2023 года и по результатам рассмотрения возражения ООО УО «Партнер» об отмене предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований от 05.04.2023 , от 05.04.2023 , выданных Службой, в удовлетворении возражений отказано.

На момент подачи иска в суд ООО УО «Партнер» предостережения от 05.04.2023 , от 10.04.2023 исполнены частично, а именно проведены мероприятия по обмерам чердачных помещений в рассматриваемых многоквартирных домах, специализированной организацией ООО «Компас». Предостережение от 05.04.2023 не исполнено.

Так ООО «Компас» проведены замеры площадей помещений общего пользования, при этом установлено:

- по адресу: <адрес> - 70,6 (подъезды) + 313,5 (чердак) = 384,1 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 61,6 (подъезды) + 320,1 (чердак) = 381,7 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 30,2 (подъезды) + 307,7 (чердак) = 337,9 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 67,1 (подъезды) + 316,9 (чердак) = 384,00 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 67,1 (подъезды) + 316,9 (чердак) = 384,00 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 66,0 (подъезды) + 318,4 (чердак) = 384,40 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 66,0 (подъезды) + 320,4 (чердак) = 386,4 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 68,6 (подъезды) + 317,5 (чердак) = 386,1 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 92,4 (подъезды) + 443,1 (чердак) = 535,5 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 28,1 (подъезд) + 198,4 (чердак) = 226,5 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 105,2 (подъезды) + 458,0 (чердак) = 563,20 кв.м без учета подвального помещения, т.к. обмер не проведен;

- по адресу: <адрес> - 61,8 (подъезды) + 321,48 (чердак) = 383,28 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 66,3 (подъезды) + 314,9 (чердак) = 381,2 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 101,6 (подъезды) + 314,9 (чердак) = 416,5 кв.м;

- по адресу: <адрес> - 71,3 (подъезды) + 318,7 (чердак) = 381,2 кв.м;

- по адресу: пст. Ожындор, <адрес> – 487 (подъезд) + 463,8 (чердак) = 550,8 кв.м.

При этом материалами дела подтверждается, что после проведения обмеров чердачных помещений в рассматриваемых домах площади помещений общего имущества многоквартирных домов ниже, чем те которые были применены при расчетах, выставленных в квитанциях за январь 2023 года, потребителям рассматриваемых многоквартирных домов ООО УО «Партнер».

Таким образом, в расчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды подлежит учету, в том числе, площади чердака и подвала (при наличии), являющиеся частями общей площади помещений, входящих в общее имущество дома, в случае имеющихся в них общедомовых коммуникаций многоквартирного дома, учитывая сведения технической документации.

Учитывая, что допредъявление потребителям рассматриваемых многоквартирных домов за электроэнергию на СОДИ плату за объем электрической энергии в январе 2023 года, произведено без учета актуальных сведений технической документации, и без учета внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, что не может являться достаточным основанием для вывода о правомерности взимания управляющей компанией с собственников помещений платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

Ответчиком заявлено ходатайство о применении к рассматриваемым правоотношения срока исковой давности.

Представитель истца возражала против удовлетворения заявленного ходатайства со ссылкой на то обстоятельство, что квитанции с суммами перерасчетов поступили жителям МКД только в феврале 2023 года.

Рассматривая заявлено ответчиком ходатайство, суд исходит из следующего.

Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

В соответствии со статьей 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

На основании ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Суд соглашается с позицией представителя истца, что срок исковой давности не пропущен, поскольку предъявление к доплате сумм за электроэнергию на СОДИ за период с января 2019 г. по июнь 2021 г. произошло только в январе 2023 года – время, когда жители спорных многоквартирных домов узнали о нарушении своего права, в связи с чем срок исковой давности должен исчисляться с этого времени, а, следовательно, на день рассмотрения спора не истек.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, позволяют суду сделать вывод о том, что исковые требования Государственной жилищной инспекции по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Партнер» о понуждении исполнения предостережений от 05.04.2023 , , от 10.04.2023 органа государственного жилищного надзора подлежит удовлетворению.

При этом ответчик в будущем не лишен возможности начисления платы за электроэнергию на СОДИ за чердачные и подвальные помещения спорных МКД в случае проведения электрооборудования в данные помещения.

В связи с удовлетворением исковых требований истца и освобождением последнего от уплаты госпошлины с ответчика надлежит взыскать госпошлину в размере 300 рублей.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, ст.57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Государственной жилищной инспекции по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Партнер» (ИНН 1112006436) о понуждении исполнения предостережения органа государственного жилищного надзора - удовлетворить.

Обязать ООО Управляющая организация «Партнер»:

- провести мероприятия по инвентаризации жилых домов в многоквартирных домах по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> путем занесения данных, полученных после обмеров чердачных помещений специализированной организацией ООО «Компас», в технические паспорта домов;

- провести мероприятия по инвентаризации жилого дома по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, путем проведения обмера технического подвала специализированной организацией с занесением данных в технический паспорт дома;

- проведения перерасчета начисленных сумм по всем лицевым счетам за январь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> с учетом данных специализированной организации ООО <данные изъяты> по площадям чердачного помещения, занесенных в технический паспорт;

- проведения перерасчета начисленных сумм по всем лицевым счетам за январь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирному дому по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, с учетом данных специализированной организации по площади чердачного помещения и технического подвала, занесенных в технический паспорт;

- с февраля 2023 года производить начисление размера платы за электроэнергию на коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению, потребителям многоквартирных домов по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> с применением площадей лестничных клеток и площади чердачных и подвальных помещений, включенных в технические паспорта, в которых имеются общедомовые инженерные сети электроснабжения и иное электрооборудование.

- выполнить перерасчет (сторнирование) допредъявленных сумм по всем лицевым счетам за январь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес> и <адрес>;

- выполнить перерасчет по всем лицевым счетам за январь - июль 2023 года по текущему начислению за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево <адрес> и <адрес>, с применением в расчете площадей лестничных клеток и подвального помещения (без учета площади чердачного помещения);

- производить начисление размера платы за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению, по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево <адрес> и <адрес>, с применением площади лестничных клеток и площади подвального помещения, и не применять в расчете за данную услугу площадь чердачного помещения, в котором отсутствуют общедомовые инженерные сети электроснабжения и иное электрооборудование;

- проведения перерасчета начисленных сумм по всем лицевым счетам за январь - июнь 2023 года за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению по многоквартирным домам по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, с учетом данных специализированной организации ООО <данные изъяты> по площадям чердачного помещения, занесенных в технические паспорта;

- с июля 2023 года производить начисление размера платы за электроэнергию на коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества по электроснабжению, потребителям многоквартирных домов по адресам: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, с применением площадей лестничных клеток и площади чердачных помещений, включенных в технические паспорта, в которых имеются общедомовые инженерные сети электроснабжения и иное электрооборудование.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Партнер» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий Е.А. Ларин

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023 года.