ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-273/22 от 02.08.2022 Некрасовского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-273/22 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Некрасовское 02 августа 2022 года

Некрасовский районный суд Ярославской области в лице председательствующего судьи Борисовой Т.Ю., при секретаре Минаевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я. в защиту неопределенного круга лиц к А. о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Я. действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к А. о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять проект внесения изменений и утвердить схему территориального планирования с учетом <данные изъяты> разработать и принять проект внесения изменений и утвердить документы территориального планирования и градостроительного зонирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) <данные изъяты> с учетом приаэродромной <данные изъяты> В обоснование иска указано, что <данные изъяты> установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ-П, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная <данные изъяты>. Надзорными мероприятиями, проведенными в июне 2021 года, установлено, что А. не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной <данные изъяты> в схему территориального планирования Некрасовского мр и в документы территориального планирования и градостроительного зонирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) сельских поселений <адрес> в части отображения на картах градостроительного зонирования и в текстовой части сведений о <данные изъяты> что влечет использование земельных участков, в том числе строительство на них объектов без учета действующих ограничений. Заместителем Я.ДД.ММ.ГГГГлаве А. вносилось представление «Об устранении нарушений федерального законодательства», по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, ответчик ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что представление признано обоснованным, принимаются меры по устранению выявленных нарушений, заключен муниципальный контракт, направлены запросы коммерческих предложений на разработку проекта внесения в схему территориального планирования муниципального района, заключение контракта запланировано на 2022 год. А.ДД.ММ.ГГГГ представлена информация, что получен ответ по ценовым предложениям на разработку проекта внесения в схему территориального планирования муниципального района, проводится работа по подготовке материалов по внесению изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений <адрес> в части отображения на картах градостроительного зонирования и в текстовой части сведений о <данные изъяты> со сроком окончания ДД.ММ.ГГГГ. А.ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что решением Думы <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельских поселений <адрес>, утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения <данные изъяты> Проект Правил землепользования и застройки <данные изъяты> находится в стадии подготовки исходных материалов для направления коммерческих предложений на разработку картографического материала, проект текстовой части подготовлен. Заключение муниципального контракта на разработку проекта внесений изменений в схему территориального планирования муниципального района запланировано на 2022 год. Однако до настоящего времени ответчиком не внесены изменения, направленные на отображение установленной приаэродромной <данные изъяты> в схему территориального планирования <данные изъяты> и в документы территориального планирования и градостроительного зонирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) <данные изъяты>, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков (в том числе строительство на них объектов) без учета действующих ограничений и, как следствие, создает угрозу безопасности полетов, что являются основание на обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Истец помощник Я.. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении пояснил, что приаэродромная территория была установлена в 2020 году и, начиная с этого времени, органы местного самоуправления должны были привести в соответствие с установленной <данные изъяты> все свои документы территориального планирования, прокуратурой принимались меры по урегулированию спора, направлялись представление, требования, получалась информация, но по настоящее время в полной мере обязанности, указанной в иске прокурора, ответчиком не выполнено, хотя требования ответчик не оспаривает, с момента вынесения представления прокурором прошло более года, а с момента подачи настоящего иска прошло более трех месяцев, поэтому вопрос о сроке исполнения обязанности считает, что должен быть разрешен с учетом разумности и обоснованности заявленных требований.

Ответчик по делу представитель А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв, где обстоятельства по делу не оспаривает, однако просит установить более длительный и разумный срок, необходимый для исполнения решения суда, который по мнению истца должен составлять 14 месяцев.

Третьи лица по делу представители а., У., Ф. в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1,2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п. 8 ст. 105 ЗК РФ, могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: приаэродромная территория.

На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460 «Об утверждении Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов российской федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории", приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460 «Об утверждении Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов российской федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории", Уполномоченный федеральный орган, принявший решение об установлении приаэродромной территории, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения об установлении приаэродромной территории, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.

<данные изъяты> установлена приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых расположена данная приаэродромная территория.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в зоны с особыми условиями использования территорий входит приаэродромная территория.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них о6ъектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

На основании ст. 33 Градостроительного кодекса РФ определен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки помимо прочих являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий. Проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, предусматривающих приведение данных правил в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, рассмотрению комиссией не подлежит.

На основании ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Пункт 15 части 1 статьи 15 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования

Пункт 15 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к вопросам местного значения утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории.

Согласно ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В результате проведения транспортной прокуратурой надзорных мероприятий, проведенными ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что А. не внесены изменения, направленные на отображение установленной <данные изъяты> в схему территориального планирования <данные изъяты> и в документы территориального планирования и градостроительного зонирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) сельских поселений <адрес> в части отображения на картах градостроительного зонирования и в текстовой части сведений о <данные изъяты> что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков, в том числе строительство на них объектов без учета действующих ограничений. В данной части Я.ДД.ММ.ГГГГлаве А. вносилось представление «Об устранении нарушений федерального законодательства», однако до настоящего времени А. в полном объеме не приняты меры по устранению заявленных прокурором требований. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Таким образом вопреки вышеуказанным требованиям законов, А. до настоящего времени не внесены изменения, направленные на отображение установленной <данные изъяты> в схему территориального планирования <данные изъяты> и в документы территориального планирования и градостроительного зонирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) <данные изъяты>, что в свою очередь влечет за собой использование земельных участков, в том числе строительство на них объектов без учета действующих ограничений и, как следствие, создает угрозу безопасности полетов.

Выявленное прокуратурой нарушение недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в части законного использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в границах <данные изъяты> в связи с чем требования подлежат удовлетворению. Определяя срок по исполнению требований, исходя из представленных сведений ответчика, а также учитывая обстоятельства того, что <данные изъяты> установлена в ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным установить срок для исполнения заявленных прокурором требований, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать А. в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять проект внесения изменений и утвердить схему территориального планирования А. с учетом <данные изъяты> разработать и принять проект внесения изменений и утвердит документы территориального планирования и градостроительного зонирования (Генеральный план, правила землепользования и застройки) <данные изъяты> с учетом <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Борисова