ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2740/14 от 13.02.2014 Люберецкого городского суда (Московская область)

  Дело № 2-2740/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 13 февраля 2014 года г. Люберцы

 Люберецкий городской суд Московской области в коллегиальном составе судей Ширковой Л.В., Сорокиной Т.В., Аксеновой Е.Г., с участием прокурора Касимовой Т.В., при секретаре Павличевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Избирательной комиссии Московской области о расформировании территориальной избирательной комиссии города Дзержинский,

 У С Т А Н О В И Л :

 Избирательная комиссия Московской области обратилась с заявлением о расформировании территориальной избирательной комиссии <адрес>, в обоснование своих требований указывая, что ДД.ММ.ГГ территориальной избирательной комиссией <адрес> принято решение «Об отмене решения Избирательной комиссии Московской области», которым решение Избирательной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГ № в части установления незаконного бездействия территориальной избирательной комиссии <адрес> признано не соответствующим законодательству и подлежащим отмене в установленном законом порядке. Считают, что данное решение было принято с превышением компетенции территориальной избирательной комиссии, установленной пунктом 9 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 Избирательной комиссией Московской области было принято решение от ДД.ММ.ГГ № «Об отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ №», которым на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГ включительно отменить решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ № «Об отмене решения Избирательной комиссии Московской области», признать недействительными с момента изготовления и отменить доверенности, выданные на основании пунктов № указанного решения, а также отозвать заявления, подготовленные на основании пункта № указанного решения. По состоянию на ДД.ММ.ГГ г. решение Избирательной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГ № территориальной избирательной комиссией <адрес> исполнено не было.

 В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссия может быть расформирована судом в случае неисполнения комиссией решения вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 указанного Федерального закона.

 Учитывая изложенные обстоятельства, Избирательная комиссия Московской области считает территориальную избирательную комиссию <адрес> подлежащей расформированию. Руководствуясь положениями пунктов 1, 4-6 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», просят расформировать территориальную избирательную комиссию <адрес>.

 В судебное заседание представители Избирательной комиссии Московской области явились, поддержали заявление в полном объеме и просили его удовлетворить.

 Представитель ТИК <адрес> явился, не согласился с доводами заявителя, полагая, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, приложив письменный отзыв на данное заявление.

 Изучив материалы дела, выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

 В соответствии с подпунктом "б" части 1 статьи 31 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 настоящего Федерального закона, в случаях: неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.

 С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии, в силу пункта 4 статьи 31 указанного закона, вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

 Согласно пункту 7 статьи 75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, а именно: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

 В судебном заседании установлено, что Решением Избирательной комиссии Московской области № от ДД.ММ.ГГ заявления ФИО1 и ФИО2 признаны обоснованными и установлено незаконное бездействие территориальной избирательной комиссии <адрес> в части не обеспечения контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проживающих в городе Дзержинский в связи с назначением референдума противоречащего пункту 3 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 3 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГ «Об отмене решения Избирательной комиссии Московской области» установлено «п.1 Считать решение Избирательной комиссии Московской области № от ДД.ММ.ГГ в части установления бездействия территориальной избирательной комиссии <адрес> и признанию его незаконным не соответствующим законодательству и подлежащим отмене в установленном законе порядке. 2. Поручить заместителю председателя территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО3 в срок до ДД.ММ.ГГ подготовить заявление об отмене решения Избирательной комиссии Московской области № от ДД.ММ.ГГ в части установления бездействия территориальной избирательной комиссии <адрес> и признания его незаконным.», а также выдать доверенность и осуществить контроль за исполнением.

 ДД.ММ.ГГ. Территориальная избирательная комиссия <адрес> обратилась с жалобой на решение избирательной комиссии Московской области № от ДД.ММ.ГГ к председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ФИО4, Генеральному прокурору Ю.Я. Чайке, Прокурору Московской области А.Ю. Захарову, ссылаясь на то, что действия Избирательной комиссии Московской области были приняты с превышением компетенции и не соответствуют действующему законодательству о выборах.

 Решением Избирательной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГ за № «Об отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ № «Об отмене решения Избирательной комиссии Московской области» установлено, что решение ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГ принято в превышением компетенции, установленной п. 9 ст. 26 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГ за № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и руководствуясь п.11 ст. 20, п.10 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 10 Закона Московской области «Об Избирательной комиссии Московской области» решила: «1. Обязать территориальную комиссию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГ включительно: 1.1. отменить решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ за № «Об отмене решения Избирательной комиссии Московской области» и т.д. Т.е. Избирательная комиссия Московской области обязала в срок до ДД.ММ.ГГ ТИК <адрес> отменить самостоятельно свое решение от ДД.ММ.ГГ за №

 Пунктом 6 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

 Вместе с тем, Избирательной комиссией Московской области в силу п.6 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не было принято ни одного действия.

 В соответствии с п.10. ст. 20 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГ №67-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. П. 11. данной статьи предусматривает, что решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 93-ФЗ).

 В силу полномочий, установленных статьями 24, 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ни муниципальная, ни территориальная избирательная комиссия не наделена самостоятельным правом на отмену своих принятых решений.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ТИК <адрес> в силу действующего избирательного законодательства лишена была возможности отменять принятые ими решения, поскольку решения комиссий, противоречащие закону, либо принятые с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей комиссией (в данном случае Избирательной комиссией Московской области), либо судом. До настоящего времени сведений о признании Решение территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГ «Об отмене решения Избирательной комиссии Московской области» не признано не соответствующим и подлежащим об отмене. Поэтому, в удовлетворении заявления Избирательной комиссии Московской области о расформировании территориальной избирательной комиссии <адрес> следует отказать.

 Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Избирательной комиссии Московской области о расформировании территориальной избирательной комиссии <адрес> – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

 Судья: Л.В. Ширкова

 Судья: Т.В. Сорокина

 Судья: Е.Г.Аксенова