Дело №2-2740/2017 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 октября 2017 года .............. Минераловодский городской суд.............. в составе: председательствующего судьи Тумасян Г.А. при секретаре судебного заседания Супруновой А.А., с участием: истца ФИО1, его представителя по доверенности ФИО2, представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения.............. по доверенности ФИО3, представителя третьих лиц Правительства Ставропольского края и Министерства финансов.............. по доверенностям – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Минераловодского городского округа.............. и Министерству труда и социальной защиты населения.............. об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 24.05.2017г.; возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения в .............. в мае 2017 г., У с т а н о в и л : ФИО1 предъявил в суд с настоящее исковое заявление указывая, что он обратился в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о включении его в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как жилое помещение, в котором он проживал оказалось в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС). В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в .............. городского округа в мае 2017 года у него пришли в негодность носильные вещи и иное имущество, которое было осмотрено уполномоченной комиссией. После обращения в администрацию, истцу выдан отказ во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в .............., так как он не зарегистрирован по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: ............... На основании акта обследования утраченного имущества он был признан пострадавшим и нуждающемся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате наводнения, ему было предложено обращаться в суд для установления факта проживания и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Факт его проживания по указанному адресу подтверждается документами, приобщенными к материалам дела и свидетельскими показаниями. Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент ЧС позволит признать истца пострадавшим и получить выплату соответствующей помощи в размерах, установленных законодательством. Просит суд установить юридический факт постоянного проживания ФИО1 в домовладении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории .............. городского округа. Признать ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории ............... Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения. Обратить решение к немедленному исполнению. Истец ФИО1 в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить исковые требования и пояснил, что он зарегистрирован по месту жительства по .............., в .............. городского округа, в доме бабушки, а фактически с 2005г. живет в садовом домике .............., принадлежащем ему на основании свидетельства о праве на наследство по закону, который не имеет статуса жилого дома. Он не обращался в администрацию для признания садового домика жилым домом. Он в 2008г. получил у нотариуса свидетельства о праве на наследство по закону, но в установленном порядке не зарегистрировал свое право собственности на указанный дом и земельный участок. Во время наводнения в мае 2017г. дом и находившееся в нем имущество первой необходимости. Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы искового заявления и объяснения ФИО1 поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме и дополнил, что наличие у садового домика статуса нежилого строения правового значения при разрешении заявленных исковых требований не имеет, так как истцом ставится вопрос не о получении жилищного сертификата, а о признании за ним права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Представитель ответчика администрации Минераловодского городского округа, надлежащим образом извещенный о рассмотрении данного гражданского дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя администрации Минераловодского городского округа, вынести решение по усмотрению суда. Представитель ответчика министерства труда и социальной защиты населения..............ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, так как садовый домик, в котором истец просит установить факт постоянного проживания не является жилым помещением, установление факта проживания в нежилом помещении будет противоречить законодательству. Кроме того, меры социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06. 2006 г. N 84-п предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях, и утративших имущество, находящееся в жилых помещениях. Представитель третьего лица Правительства Ставропольского края и Министерства финансов.............. по доверенностям ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, возражала в удовлетворении заявленных требований, так как садовый домик, в котором истец просит установить факт проживания не является жилым помещением, установление факта проживания в нежилом помещении будет противоречить законодательству. Представители третьих лиц ГУ МВД России по СК, ГУ МЧС России по СК, Министерства финансов РФ, будучи надлежащим образом уведомленными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, не просили об отложении рассмотрения дела. С учетом мнения участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что она фактически проживает в .............., а ФИО1 проживает с ней по соседству, в садовом домике на участке ............... Он там живет со своей семьей примерно с 2004-2005г. На период чрезвычайной ситуации в мае 2017г. он тоже там жил. В его доме есть свет и газ. Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что она с 2008г. проживает в .............. по соседству с ФИО1, который живет в садовом домике ............... В этом домике он живет со своей семьей. До наводнения в мае 2017г. они тоже там жили. В результате наводнения дом ФИО1 и имущество, находящееся в нем, пострадали. В этом доме есть свет, газ, вода. Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2). Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18). При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения. В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости. В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств. Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка). Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», в соответствии с которыми федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Так, данными Правилами предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017г. № 287-п внесены изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 02.06. 2006 г. N 84-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Ставропольского края от 19 марта 2008 г. N 52-п, от 16 апреля 2008 г. N 61-п, от 26 января 2009 г. N 21-п, от 19 августа 2009 г. N 211-п, от 29 января 2010 г. N 25-п, от 08 апреля 2010 г. N 107-п, от 20 апреля 2012 г. N 148-п, от 16 июля 2013 г. N 211-п, от 03 марта 2014 г. N 78-п, от 22 декабря 2014 г. N 530-п, от 21 мая 2015 г. N 218-п, от 21 июля 2016 г. N 301-п и от 07 февраля 2017 г. N 37-п). Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 20 мая 2017 года. Данным Постановлением утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат. Так п.3 вышеуказанного Порядка установлено, что право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Из вышеизложенного следует, что обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты. В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 является собственником земельного участка и нежилого здания - садового домика литер Д с пристройкой литер д, площадью 35,8 кв.м., в одной второй доле, расположенных по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ садоводческое товарищество Авиаремонтник, участок 78, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 20.11.2008г., что подтверждается указанными свидетельствами. В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера. Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем, Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 г. № 1216 с 10 час. 00 мин. 24.05.2017 г. функционирование Минераловодского городского звена РСЧС переведено в режим Чрезвычайно ситуации. Законом Ставропольского края от 28.05.2015 г. № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального округа Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского округа Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа. Садоводческое товарищество Авиаремонтник в с.Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края было включено в Перечень домовладений, расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайно ситуации, который был утвержден Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 г. № 1910. В материалы дела представлены следующие письменные доказательства: -копии паспорта ФИО1 с отметкой о регистрации по месту жительства по .............. в ..............; -справка Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу от 26.09.2017г., согласно которой ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: .............., .............. с 22.08.2005г. по настоящее время; -копии свидетельств о праве на наследство по закону от 20.11.2008г., согласно которым ФИО1 является собственником земельного участка и нежилого здания - садового домика литер Д с пристройкой литер д, площадью 35,8 кв.м., в одной второй доле, расположенных по адресу:.............. -копия кадастрового паспорта садового домика, расположенного по адресу: .............., согласно которому указанный садовый домик является нежилым зданием; -копия технического паспорта садового домика, расположенного по адресу: ............................; -справка Левокумского территориального отдела по работе с населением от 28.05.2017г., согласно которой домовладение, расположенное по адресу: .............., .............., находилось в зоне чрезвычайной ситуации; -копия акта о проживании, составленного собственниками садовых домиков в СНТ Авиаремонтник от 28.05.2017г., согласно которому ФИО1 со своей женой и дочерью проживают более 10 лет по адресу: ..............; - копия акта периодичности проверки дымоходов и вентканалов по спорному адресу от 16.11.2016г.; - копия акта эксплуатационного контроля за газифицированным объектом от 24.01.2017г. по адресу: .............., .............. -копия договора от 24.01.2017г. о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования по адресу: .............., ..............; -копии квитанций по оплате коммунальных платежей по спорному адресу; -сведения из ЕГРН от 25.09.2017г., согласно которым земельный участок (назначение земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – выращивание плодово-овощной продукции) и нежилое здание, расположенные по адресу: .............., принадлежат ФИО 8 (наследодателю); - сведения Министерства труда и социальной защиты населения.............. от 19.09.2017г., согласно которым ФИО1 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – сильный ливневый дождь, произошедшей в мае 2017г. на территории Минераловодского городского округа на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично либо за полностью утраченное имущество первой необходимости не значится. Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Вместе с тем, совокупность представленных письменных доказательств в их взаимосвязи с пояснениями истца для установления в судебном порядке юридически значимого факта проживания в домовладении, как просит истец, которое является нежилым помещением (садовым домиком) правового значения иметь не может ввиду следующего. Согласно Закону Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства признается - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает. Законодательством Российской Федерации определено, что является жилым помещением, а также порядок оформления регистрации по месту жительства должностными лицами, ответственными за регистрацию. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в том жилом помещении, в которое он вправе вселиться для постоянного проживания. В свою очередь, вселиться для постоянного проживания гражданин вправе только в то помещение, которое пригодно для постоянного проживания. Таким образом, жилое помещение должно отвечать требованиям, предусмотренным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47. В соответствии с п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) жилые помещения предназначены для проживания граждан. В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 г. № 25. Вместе с тем, согласно данных Единого государственного реестра недвижимости о правах на объект недвижимости от .............., а также другим сведениям, имеющимся в материалах данного гражданского дела, здание, расположенное по адресу:.............., .............., имеет площадь ..............., назначение: нежилое здание (садовый домик), правообладатель ФИО 8 В соответствии Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Действительно, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 г. № 7-П По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», абз. 2 ст. 1 указанного Закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке. Нежилое здание (садовый домик) (как указано в свидетельстве о государственной регистрации права и сведениях ЕГРН), именуемое истцом домовладением, и об установлении факта проживания в котором просит истец, жилым помещением, пригодным для проживания в установленном законом порядке (судом либо органом местного самоуправления по месту нахождения объекта) не признано, структура указанного объекта в соответствие с фактическими данными и территориальным делением поселений в Минераловодском городском округе не приведена. При этом суд также учитывает, что земельный участок, площадью ..............., расположенный по адресу:.............., ............................ имеет назначение: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: выращивание плодово-овощной продукции. Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ). Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Согласно пункту 2 этой же статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет садовый земельный участок как земельный участок для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). В соответствии с положениями частей 2 и 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Изменение разрешенного вида использования земельного участка относится к ведению местной администрации. На территории жилой застройки должен обеспечиваться подъезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, должны быть предусмотрены установленные действующими нормативами ширина жилых улиц, длина тупиковых улиц, разъездные площадки, обеспеченность машиноместами для хранения и парковки автомобилей, определенный минимум земельного участка, отведенного для эксплуатации жилого дома, а также отдаленность от маршрутов общественного транспорта, телефонная связь, трехпрограммное радиовещание, телевизионное вещание, обеспечение учреждениями и предприятиями обслуживания населения, обеспечение предприятиями, учреждениями, благоустройство и озеленение и мн. др., однако перечисленные требования на территориях садоводческих и дачных некоммерческих товариществ не соблюдены и технически не могут быть выполнены. В данном случае, истцом не представлено доказательств перевода земельного участка, расположенного по адресу:.............., ............................ к виду разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, равно как не представлено доказательств, что на территории садоводческого товарищества Авиаремонтник существуют условия для признания такой зоны жилой в соответствии с градостроительными требованиями (существующая планировка застройки СНТ, обеспеченность социальными объектами, инженерной и транспортной инфраструктурами и т.д.). Помимо этого, суд отмечает, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения. Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 г. № 7-П, абзац второй ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Таким образом, строение в садовом товариществе должно располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта, и быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки. Предусмотренный внесудебный (административный) порядок перевода нежилых помещений в жилые, который истцом использован не был. Кроме того, факт использования истцом указанного нежилого помещения для проживания, автоматически не изменяет статус помещения как нежилого. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном положении требованиям. Пунктом 42 указанного Положения предусмотрено, что Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 данного Положения. Согласно п. 47 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти федеральный или субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. При этом п. 52 указанного Положения предусматривает возможность обжалования решения соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. В рассматриваемом гражданском деле, решения (распоряжения) о признании нежилого здания - садового домика, расположенного по адресу:............................ о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания не принималось, с заявлениями в орган местного самоуправления о переводе нежилого помещения в жилое помещение истец в установленном законом порядке не обращался, отказы в таком переводе не получал, что не отрицалось самим истцом в судебном заседании. В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного искового требования об установлении юридического факта постоянного проживания истца, как он требует - в домовладении, расположенном по адресу:.............., ............................. Само же по себе наличие у истца ФИО1 нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для признания истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки. Кроме того, в соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года за N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Частями 1, 2 ст. 3 Закона предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. На основании ст. 6 Закона гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. По смыслу указанных положений место жительства гражданина определяется его регистрацией по месту жительства. Учитывая, что истец длительное время зарегистрирован по месту жительства в ином жилом помещении: .............., .............., суд приходит к выводу о том что, местом жительства истца ФИО1 является именно данное жилое помещение, где должно находится принадлежащее ему имущество первой необходимости. Вследствие недоказанности факта постоянного проживания истца в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, а соответственно и факта полной или частичной утраты имущества в жилом помещении, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании истца пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложении на администрацию Минераловодского городского округа обязанности включить истца в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : В удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении юридического факта постоянного проживания ФИО1 в домовладении, расположенном по адресу: .............., ............................, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории .............. городского округа; признать ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории .............. городского округа; возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения - отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Минераловодский горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (17.10.2017г.). Председательствующий –.............. .............. .............. |