ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2740/2017 от 14.06.2017 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-2740/2017

Решение

Именем Российской Федерации

14 июня 2017 г.

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Тимербаева Радика Амировича,

с участием истца ФИО1

представителя истца ФИО2, действующей на основании доверенности реестровый номер №2Д-90,

при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Городского округа город Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:040551:8, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа №Г-16331 от 02.11.2016 г., об обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040551:8, общей площадью 15 000 кв.м, находящемуся по адресу <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации Городского округа город Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан о Признании незаконным отказа в предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:040551:8, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа №Г-16331 от 02.11.2016 г., обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040551:8, общей площадью 15 000 кв.м, находящемуся по адресу <адрес>.

Свои требования истец мотивирует тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес> право собственности на дом зарегистрировано за от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется выписка о зарегистрированном праве собственности.

Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040551:8 общей площадью 1500 кв.м.

В ходе судебного заседания она пояснила, что указанный земельный участок ранее принадлежал на праве аренды гражданину ФИО3, у которого она приобрела недостроенный дом, находящийся на спорном земельном участке.

После чего УЗиО Администрации Городского округа город Уфа заключило с ней 14.06.2013 г. договор №605-13 аренды земельного участка сроком с 26.03.2013 г. по 26.03.2018 г. для завершения строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040551:8 по адресу <адрес>.

Являясь собственником уже достроенного жилого дома, имеющего кадастровый , находящегося на спорном земельном участке, ФИО1 обратилась в УЗиО Администрации Городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу <адрес> обращение с приложенными документами соответствует полному пакету документов по перечню, установленному приказом министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», зарегистрировано заявление за вх.№2-16331 от 19.10.2016 г.

В пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пп. 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (пп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).

Ст. 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К их числу относится случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ).

Доводы УЗиО Администрации ГО г.Уфа о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя, изложенные в оспариваемом отказе, являются неправильными в силу следующего. В силу пп. 14 п. 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ГрК РФ) предусмотрено при осуществлении территориального планирования установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий (п. 6, п. 7 ст. 1 ГрК РФ). Документом градостроительного зонирования, являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки, устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты, а так же порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии правил. Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.

Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны. Указанная в кадастровом паспорте земельного участка «Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс», установленная на основании решения Совета городского округа г. Уфа «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа» от 22.08.2008 № 7/4», не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ зоной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения. Установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Кодекса правовой режим земель ограниченных в обороте. Кроме того, ни Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ ни Градостроительным кодексом Российской Федерации такого понятия, как «санитарная зона охраны водозаборов II пояса», не предусмотрено. Доказательств того, что данное понятие является равнозначным понятию «зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в оспариваемом отказе не представлено.

Ссылка на внесение сведений об установлении такой зоны на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа" от 22.08.2008 № 7/4 является не имеющей юридического значения для существа рассматриваемого спора, поскольку органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель ограниченных в обороте. Вместе с тем, ни Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ ни Градостроительным кодексом Российской Федерации такого понятия, как территория второго пояса охраны водозаборов, не предусмотрено. Доказательств того, что данное понятие является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения" нам не предоставлено. Документов, позволяющих определить границы указанных зон на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данных зон, мне не представлено.

Указанные в кадастровом паспорте земельного участка сведения не позволяют сделать вывод о нахождении земельного участка в каком-либо поясе.

Также из материалом водного реестра, находящихся в открытом доступе следует, что река Юрмаш, вблизи которой находится <адрес>, впадает в озеро «<адрес>», а не непосредственно в реку Уфа, поэтому согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не является рекой первой категории питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

В соответствии с п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. В силу подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, направляет заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1, 4-6 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации). В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего кодекса, и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп. 6, 25 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в числе прочего, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.

Согласно п. 2, 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Не имеет юридического значения и ссылка на установление зоны особого использования в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 № 801-р, учитывая, что доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о частях земельного участка, входящих в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс, на основании данного распоряжения не имеется, документы, позволяющие определить границы указанной зоны на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны, проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 № 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства, равно как и доказательства установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с приложением в проекте ведомости характерных координат поворотных точек, по которым можно определить положение зон на местности отсутствуют.

Согласно ст.60 ГПК РФ : «Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами».

Согласно п.4 ст.6 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» : «Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений в случаях используется единая государственная система координат. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются органом кадастрового учета в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.»

Согласно ст.6 Закона «О геодезии и картографии»: «1.Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.2. нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и является основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, а также для решения спорных вопросов.»

Согласно п.18 ст. 65 Водного кодекса РФ : «Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»

Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. №17 (с изменениями от 29 апреля 2016 г.) утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Согласно п.3 указанных Правил : «Установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;

Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.»

Согласно п.4.1.Правил: «4.1. При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.

Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»

Исходя из действующего законодательства и приведенных норм следует, что координаты характерных точек границ водоохранных зон и зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны быть установлены в законном порядке исполнительными органами федерального уровня или уровня субъектов Российской Федерации, а не только документами территориального планирования органов местного самоуправления. При этом сведения, касающиеся координат характерных точек границ водоохранных зон и зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны быть также внесены в государственный кадастр недвижимости на основании установленных в предусмотренном законом порядке документов федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Также неправомерен оспариваемый отказ в части того, что земельный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд.

Согласно п.5 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561, решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничение прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствие с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель».

Согласно абз.2 указанного положения Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Согласно абз.2 п.7 положения решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых участков.

Согласно п.9 положения государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером не зарегистрировано обременения в виде резервирования земельного участка для государственных и муниципальных нужд из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем истец предоставил выписку из Единого реестра прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Также неправомерен отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату в отношения установления «красных линий» дорог, парков, бульваров и т.п. Согласно сведений о земельном участке с кадастровым номером он имеет разрешенное использование «для завершения строительства индивидуального жилого дома», на нем находится жилой дом, право собственности на жилой дом зарегистрировано на имя истца.

Земельный участок может быть использован только по его целевому назначению и согласно разрешенному использованию земельного участка, что не противоречит действующему законодательству. Согласно п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ все прочно связанные с земельными участками объекты недвижимости следуют судьбе земельных участков. Согласно п.8 ст.1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования. Также указанный пункт отказа, связанный с границами красных линий не прописан в Земельном Кодексе Российской Федерации как основание для отказа в предоставление в собственность земельного участка.

Как следует из данных кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером , земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.09.2005 года. Границы земельного участка установлены на местности согласно координатам поворотных точек земельного участка в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения гражданского дела от истца поступило письменное заявление о проведении судебной землеустроительной экспертизы.

Истец свое заявление мотивировал тем, что ФИО1 получила на руки 10.05.2017 г. копию ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан за №02-06-7963 от 04.05.2017 г., в котором сообщается что источником централизованного питьевого водоснабжения г.Уфы являются поверхностные воды р.Уфимка и р.Белая.

Для точного определения, в каком поясе санитарной охраны источника хозяйственно-бытового и питьевого назначения находится земельный участок с кадастровым номером 02:55:040551:8 необходимо провести землеустроительную экспертизу, так как на данный вопрос могла ответить только специализированная организация, занимающаяся работами в сфере землеустроительной и кадастровой деятельности.

Учитывая указанные обстоятельства ст.79 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил поручить проведение землеустроительной экспертизы ООО «Уралземпроект», <адрес> определить круг поставленных перед экспертом вопросов:

- на каком расстоянии в метрах от береговой линии реки Уфа находятся каждая из поворотных точек земельного участка с кадастровым номером , имеющего адрес: Респ.Башкортостан, р-н Калининский, <адрес>.

Результатами проведенной экспертизы было установлено, что земельный участок с кадастровым номером находится на удаленном расстоянии от реки Уфа, которая согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» является рекой первой категории питьевого и хозяйственно-бытового назначения, расстоянии. Реку Белую в экспертизе не рассматривали по причине того, что указанный объект не находится в Калининском районе города Уфы и не граничит с ним, в реку Белая согласно установленных общепризнанных карт впадает река Уфа в Кировском районе города Уфы.

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» п.2.3.2.4.: «боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии: а)при равнинной местности – не менее 500 м., б) при гористом рельефе местности – до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м. при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.»

Согласно данным проведенной землеустроительной организацией Обществом с ограниченной ответственностью «УралЗемПроект» экспертизы, проходившей с выездом на местность в летний период, земельный участок с кадастровым номером находится на расстоянии более 3 км. от береговой линии реки Уфа. Что является доказательством того, что земельный участок находится за боковыми границами второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и не входит в зону охраны источников водоснабжения первой категории питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

В силу статьи 55 Конституции РФ и пункта 2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.

В соответствии со ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов конституционного законодательства.

Руководствуясь ст.-194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ в предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером , выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений <адрес> №Г-16331 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040551:8, общей площадью 15 000 кв.м, находящемуся по адресу <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.А. Тимербаев