ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2741-12 от 23.03.2012 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2741-12Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации   «23» марта 2012 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края о понуждении к принятию мер по созданию лесопожарных подразделений,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее.

В соответствии со ст. 51, 83 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их компетенции. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют организацию использования и охраны лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности.

С целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров, приказом Федеральной службы лесного хозяйства России о 19.12.1997 года № 167 (далее Положение) предусмотрено создание пожарно-химических станций (ПХС), которые являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах( лесничествах), национальных парках, заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями.

Согласно указанного Положения, могут быть организованы ПХС трех типов. Прокурор в заявлении указывает, что в настоящее время распоряжением Правительства Забайкальского края от 12.05.2011 года № 240-р утверждено соглашение с Федеральным агентством лесного хозяйства о софинансировании мероприятий по приобретению специализированной пожарной техники и оборудования для оснащения специализированных государственных учреждений, для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности за счет средств федерального и краевого бюджета. На выделенные средства в 2011 году приобретена лесопожарная техника, переданная в ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края». Вместе с тем, прокурор полагает, что Правительством Забайкальского края, несмотря на приобретение техники, не принято надлежащих мер по созданию ПХС? в связи с чем прокурор просит обязать ответчика принять меры по созданию на территории Забайкальского края до 01.04.2012 года пожарно-химических станций либо иных лесопожарных подразделений по их типу с передачей необходимой техники, оборудования, инвентаря и штата, достаточного для своевременного тушения лесных пожаров, которые на момент обращения в суд не созданы.

В судебном заседании прокурор Дьячкова Ж.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, Дополнительно пояснила, что несмотря на представленные ответчиком доказательства по созданию лесопожарных подразделений, в настоящее время их создание не завершено, в связи с чем просила требования удовлетворить, установить срок исполнения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители ответчика Правительства Забайкальского края Волынец Ю.Н., А.П.,Черепанов А.И. представили письменный отзыв, выразили свое несогласие с доводами прокурора, сославшись на следующее. Полагают, что приказ Федеральной службы лесного хозяйства России о 19.12.1997 года № 167 «Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях», на который ссылается прокурор не подлежит применению, так как он не зарегистрирован в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликован в установленном порядке. Кроме того, он принят на основании Лесного кодекса Российской Федерации, который признан утратившим силу.

Также полагают, что позиция прокурора, указывающего что лесхозы в настоящее время являются лесничествами является не верной, так как лесничество это основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Приказ не подлежит применению, так как ПХС являются, согласно Приказа специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах. Таких организаций в настоящее время не существует. Действующий лесной кодекс не содержит норм, предписывающих создание лесопожарных подразделений по типу ПХС.

Полагают, что Правительством Забайкальского края приняты необходимые меры по выполнению полномочий по организации использования лесов и их охраны, в том числе осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров. В Забайкальском крае данное полномочие осуществляет Государственная лесная служба Забайкальского края. В рамках организации охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров создано специализированное государственное учреждение, выполняющее работы по тушению лесных пожаров.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского начальник отдела по пожарной безопасности Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края Бронников А.П., действующий на основании доверенности, пояснил, что в целях обеспечения специализированных организаций осуществляющих охрану лесов и тушение пожаров, пожарной техникой и оборудованием Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края 21.10.2012 года был издан приказ № 92/ОД1, « О создании лесопожарных подразделений по борьбе с крупными пожарами с комплектацией по типовому составу пожарно-химических станций третьего типа». Приказом предписано директору ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края» организовать создание на базе подразделений, дислоцированных в шести населенных пунктах края лесопожапные части с комплектацией по типовому составу ПХС, обеспечить прием, учет, сохранность и целевого использования имущества переданного от Государственной лесной службы, организовать подготовку зданий и сооружений. Приказом директора ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края» от 07.03.2012 года № 206 утверждено штатное расписание, в том числе пожарно-технических центров-ПХС-3, после чего было осуществлено их комплектование, закреплена необходимая техника и оборудование. В настоящее время работа продолжается. В подтверждение своих доводов представил документы.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий. Статьей 83 ЛК РФ определено, что органы государственной власти субъектов РФ осуществляют организацию использования и охраны лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности, за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций.

Суд находит установленным, не оспаривалось это и сторонами, что Правительством Забайкальского края должны осуществляться меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Представителями ответчика суду представлены доказательства принятия таких мер, в том числе направленных на создание специализированных лесопожарных подразделений по борьбе с лесными пожарами, при ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края» в шести районах края, выделение им необходимого оборудования, специализированной техники, штатов. Достаточность количества создаваемых подразделений, их штатная численность, потребность в оборудовании предметом рассмотрения судом не является, так как прокурором указанные вопросы не ставились и не оспаривались. Суд полагает, что ответчиком представлены доказательства принятия мер по выполнению возложенных на них государственных полномочий. Суд полагает, что орган государственной власти вправе самостоятельно определять количество и структуру создаваемых специализированных подразделений, их подчиненность, штатную численность и потребность в материальных ресурсах. Доводы представителей ответчика правомерности неприменения приказа Федеральной службы лесного хозяйства России о 19.12.1997 года № 167 «Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях» невозможности создания специализированных лесопожарных подразделений при лесничествах, суд находит правильными, прокурором они не опровергнуты.

Вместе с тем, судом установлено, не оспорено и ответчиком, что до настоящего времени процесс создания указанных подразделений не завершен, укомплектование проведено не в полном объеме, в связи с чем полагает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению. При этом суд полагает необходимым принудить ответчика к завершению работ, установить срок исполнения судебного решения до 01.05.2012 года, так как Забайкальском крае весеннее время является пожароопасным периодом, в период которого необходимость реальной работы по предотвращению и тушению лесных пожаров является бесспорной. Несвоевременное создание указанных подразделений может привести к серьезным негативным последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Правительство Забайкальского края в срок до 01.05.2012 года принять меры по созданию на территории Забайкальского края лесопожарных подразделений с их комплектацией по типовому составу пожарно-химических станций третьего типа, обеспечению их необходимой техникой, инвентарем, оборудованием и штатной численностью достаточной для своевременного тушения лесных пожаров.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков