ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2741/14 от 07.04.2014 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

  ...

 Дело № 2-2741/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 07 апреля 2014 г. Вахитовский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Р.К. Багавовой, при секретаре Н.В. Чеканиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО «Чекмагушевский молочный завод» о признании действий неправомерными, понуждении устранить нарушения, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

 Региональная общественная организация «Союз потребителей Республики Татарстан» (далее - РОО «Союз потребителей РТ») обратилось в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным иском к ООО «Чекмагушевский молочный завод». В обоснование иска указано, что ООО «Чекмагушевский молочный завод» осуществляет производство в оптово-розничную продажу молочной продукции, в том числе кефира «Край курая», 2,5 % массой нетто 500 грамм. ... в магазине ООО «Бахетле-1» была приобретена одна упаковка данного кефира, который был произведен ..., срок годности до ... При осмотре на одной из сторон упаковки кефира выявлена следующая запись: «Ходит по Башкирскому краю легенда о цветке курая. Говоря, что появился он на свет много-много лет назад в знак мира, добра и любви. И по сей день цветет курая в Башкирии и напоминает людям: любите друг друга, берегите свою историю, цените родную землю – и тогда вы обретете счастье! Так и живут в наших краях люди с любовью и заботой ко всему вокруг. Поэтому и природа наша такая красивая: воздух самый свежий, вода в реках самая чистая, трава самая сочная, а солнце – самое яркое. И молочные продукты в нашем крае – самые полезные и вкусные!». Реклама реализуемого ООО «Чекмагушевский молочный завод» кефира, в которой используется выражение «самые полезные и вкусные», может быть признана правомерной, если имеются доказательства достоверности данного утверждения, т.е. что рекламируемый товар является эксклюзивным и самым востребованным с точки зрения ее благотворного влияния на здоровье человека и вкуса со стороны потребителей, ни один другой хозяйствующий субъект (организация или индивидуальный предприниматель) не имеет таких показателей относительно полезности и вкуса изготавливаемой и реализуемой продукции. Таким образом, активное, незаконное использование ООО «Чекмагушевский молочный завод» недостоверной рекламы при реализации своей продукции, вводит в заблуждение потребителей, доводя до них ложную информацию о якобы имеющихся преимуществах ее продукции. Просит признать действия ответчика неправомерными и устранить выявленные нарушения и взыскать расходы на представителя в размере 6200 руб.

 Представитель РОО «Союз потребителей РТ» требования поддержал.

 Ответчик - ООО «Чекмагушевский молочный завод», представителя в суд не направил, извещено надлежащим образом.

 Выслушав представителя РОО «Союз потребителей РТ», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно пунктам 1 и 3 статьи 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

 В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают, в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

 В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

 Судом установлено, что ООО «Чекмагушевский молочный завод» осуществляет производство в оптово-розничную продажу молочной продукции, в том числе кефира «Край курая», 2,5 % массой нетто 500 грамм. ... в магазине ООО «Бахетле-1» была приобретена одна упаковка данного кефира, который был произведен ..., срок годности до ...

 При осмотре на одной из сторон упаковки кефира выявлена следующая запись: «Ходит по Башкирскому краю легенда о цветке курая. Говоря, что появился он на свет много-много лет назад в знак мира, добра и любви. И по сей день цветет курая в Башкирии и напоминает людям: любите друг друга, берегите свою историю, цените родную землю – и тогда вы обретете счастье! Так и живут в наших краях люди с любовью и заботой ко всему вокруг. Поэтому и природа наша такая красивая: воздух самый свежий, вода в реках самая чистая, трава самая сочная, а солнце – самое яркое. И молочные продукты в нашем крае – самые полезные и вкусные!»

 В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» данный текст признается рекламой, т.е. информацией, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В соответствии с ч. 3 данной статьи недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 Следовательно, ООО «Чекмагушевский молочный завод» нарушены требования, предъявляемые пп.1 п. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», поскольку использование в рекламе словосочетания «самые полезные и вкусные» предполагает, что рекламируемая таким способом продукция является эксклюзивной и самой востребованной с точки зрения ее благотворного влияния на здоровье человека и вкуса со стороны предпринимателей. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни одно другое предприятие, не имеет таких показателей относительно полезности и вкуса изготавливаемой и реализуемой продукции. Тогда как состав продукции и способ его приготовления указывают на стандартное качество продукта.

 При указанных обстоятельствах суд считает, что требование истца о признании неправомерными действия ООО «Чекмагушевский молочный завод» о прекращении производства и реализации продукции с имеющимся текстом рекламы на упаковке..

 Суд считает необходимым обязать ответчика прекратить использование упаковок молочной продукции - кефира, «Край куря», с указанием следующего текста рекламы: «Ходит по Башкирскому краю легенда о цветке курая. Говорят, что появился он на свет много-много лет назад в знак мира, добра и любви. И по сей день цветет курай в Башкирии и напоминает людям: любите друг друга, берегите свою историю, цените родную землю – и тогда вы обретете счастье! Так вот и живут в наших краях люди с любовью и заботой ко всему вокруг. Потому и природа наша такая красивая: воздух самый свежий, вода в реках самая чистая, трава самая сочная, а солнце – самое яркое. И молочные продукты в нашем крае – самые полезные и вкусные!».

 Руководствуясь ст. 100 ГПК РФ, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах в сумме 5 000 руб., отказав в удовлетворении требовании о взыскании 6200 руб.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л:

 Иск удовлетворить частично.

 Признать действия ООО «Чекмагушевский молочный завод» неправомерными,

 Обязать ООО «Чекмагушевский молочный завод» устранить нарушения, а именно, прекратить использование упаковок молочной продукции - кефира, «Край куря», с указанием следующего текста рекламы: «Ходит по Башкирскому краю легенда о цветке курая. Говорят, что появился он на свет много-много лет назад в знак мира, добра и любви. И по сей день цветет курай в Башкирии и напоминает людям: любите друг друга, берегите свою историю, цените родную землю – и тогда вы обретете счастье! Так вот и живут в наших краях люди с любовью и заботой ко всему вокруг. Потому и природа наша такая красивая: воздух самый свежий, вода в реках самая чистая, трава самая сочная, а солнце – самое яркое. И молочные продукты в нашем крае – самые полезные и вкусные!».

 Взыскать с ООО «Чекмагушевский молочный завод» в пользу региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через данный Суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

 Председательствующий судья:подпись

 ...

 Судья Р.К. Багавова