ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2746/20 от 22.01.2021 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№2-304/2021

70RS0004-01-2020-004887-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Черных И.А.,

с участием:

представителя истца Малева М.М., действующего на основании доверенности от 14.08.2020,

представителя ответчика Маренич С.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Зданович Валентины Александровны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску о взыскании невыплаченной оплаты за отпуск, процентов за несвоевременную оплату, компенсации морального вреда,

установил:

Зданович В.А. обратилась в суд с иском к ИФНС России по г.Томску, уточнив заявленные требования, просила взыскать сумму невыплаченной оплаты за отпуск в размере 48036,01 руб., сумму процентов за несвоевременную оплату в полном объеме отпускных выплат в размере 8431,37 руб. с последующей индексацией по дату фактической выплаты отпускных выплат, компенсацию морального вреда в размере 6000 руб.

В обоснование заявленных требований, сославшись на положения ст. ст. 11, 236, 237, 392 ТК РФ, ст.ст. 5, 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», п.8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, истец указала, что проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г.Томску в должности главного специалиста-эксперта юридического отдела. В январе 2020г. служебный контракт с ней расторгнут, в связи с увольнением по собственному желанию. Полагает, что расчет денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, расчет компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком производился с нарушением требований действующего законодательства РФ. Так, ответчик неправомерно исключил из расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск выплаченные ей премии, которые в силу п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, должны учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Невыплата ответчиком причитающихся истцу по закону денежных средств влечет его ответственность на основании статьи 236 ТК РФ, а также с ответчика должна быть взыскана компенсация морального вреда, поскольку имеет место незаконность его действий.

В судебное заседание истец Зданович В.А., будучи извещенной надлежащим образом, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца Малев М.М. в суде заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Маренич С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на выплаты истцу денежных средств в полном объеме. Представила письменные возражения, доводы которых сводятся к следующему. Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, в соответствии с ежеквартальными приказами Управления ФНС России по Томской области средства, направленные на материальное стимулирование, не входят в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Начисление районного коэффициента на средства материального стимулирования не производится. Включение денежных средств, предназначенных для дополнительного материального стимулирования сотрудников в фонд оплаты труда повлечет нарушение федерального законодательства о бюджете. Ответчик не имеет права по собственному усмотрению распределять дополнительно поступившие денежные средства, игнорируя указания вышестоящих органов. Полагает, что истец неверно считает подлежащим применению постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» не подлежащее применению при расчете отпускных выплат, причитающихся государственным служащим, в то время как необходимо было руководствоваться Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих (утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 № 562), определяющих исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Полагает, что расчет процентов за задержку выплаты заработной платы, предусмотренных ст. 236 ТК РФ, необходимо было производить с сумм задолженности, уменьшенной на размер НДФЛ 13%. Выражает несогласие с заявленным истцом размером компенсации морального вреда в 6000 руб.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Судом установлено, что Шматуха В.А. приказом о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ принята в ИФНС России по г.Томску специалистом 1 разряда юридического отдела.

Согласно приказу об изменении фамилии от ДД.ММ.ГГГГ изменена в учетных документах фамилия специалиста 1 разряда юридического отдела Шматухе В.А. на Зданович в связи с заключение брака, на основании свидетельства о заключении брака I-OM от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно условиям служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом приказа о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание Зданович В.А. определено в виде: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 4 927 руб., месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы в размере 1371 руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 10% должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90% должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

Из материалов дела следует, что истцу в период с 2019г. по 2020г. был предоставлен отпуск, данное обстоятельство подтверждается:

приказом от ДД.ММ.ГГГГ Зданович В.А., предоставлен основной ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 календарных дней, сумма выплаченных работодателем отпускных составила 11 891,85 руб.

приказом от ДД.ММ.ГГГГ Зданович В.А., предоставлен основной ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4 календарных дней, сумма выплаченных работодателем отпускных составила 3493,24 руб.

приказом от ДД.ММ.ГГГГ Зданович В.А., предоставлен основной ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 календарных дней, сумма выплаченных работодателем отпускных составила 13342,35 руб.

приказом от ДД.ММ.ГГГГ Зданович В.А., предоставлен основной ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 календарных дней, сумма выплаченных работодателем отпускных составила 6336,97 руб.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт со Зданович В.А. расторгнут на основании её заявления. Этим же приказом установлено удержать со Зданович В.А. денежные средства за 9,33 календарных дней неотработанного ежегодного оплачиваемого отпуска за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного нормативного правового акта, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу пункта 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу пункта 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Анализируя приведенные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу о том, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с ч.2 ст. 50 указанного нормативного правового акта.

Принимая во внимание, что ответчик при расчете компенсации денежного содержания, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не учел выплаченные истцу суммы материального стимулирования и премий за вышеуказанный период, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет указанных выплат.

Доводы стороны ответчика о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете компенсаций при увольнении, так как оно не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, а расчет компенсации денежного содержания за неиспользованный отпуск произведен в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2007 №562, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, его разъяснения, содержащиеся в письме от 15.07.2014 №14-04-05/34482, подлежат применению к спорным правоотношениям.

Отсутствие выплат, предусмотренных ч.10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ч.5 ст. 50, содержащей перечень конкретных дополнительных выплат, а также в ст. 51 указанного Федерального закона, само по себе не исключает возможность включения их в денежное содержание гражданского служащего на основании ч.2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как иных дополнительных выплат.

Кроме того, п.3 ч.3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» позволяет включать выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в фонд оплаты труда дополнительно к уже сформированному фонду оплаты труда с учетом, в том числе, выплат, перечисленных в пп.3, 4, 5 ст. 50 указанного Федерального закона.

Расчет суммы невыплаченной оплаты за отпуск, произведен истцом с учетом постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» признан судом верным, а заявленная сумма невыплаченной оплаты за отпуск в размере 48036,01 руб. подлежащей удовлетворению, а именно:

15200,85руб.- сумма невыплаченной оплаты за отпуск в мае 2019 года: 581951,86 руб. (доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); 10 месяцев (полные месяца, отработанные истцом) * 29,3 дней (средне среднемесячное число календарных дней) = 293 дня согласно п. 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 30 (число дней в июне 2018) * 15 дней (число дней отработанных в неполном месяце - июне 2018 ввиду нахождения в отпуске 15 календарных дней) = 14,6 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 293 дня (пункт 2 расчета) + 14,6 дней (пункт 3 расчета) + 14,6 дней (пункт 4 расчета) = 322,2 дней - расчетный период для оплаты отпуска за май месяц 2019 согласно п. 10 Положения; 581 951,86 руб. (пункт 1 расчета) / 322,2 дней (пункт 5 расчета) = 1 806,18 руб. - средний дневной заработок согласно п. 10 Положения для определения отпускных выплат за май 2019; 1 806,18 руб. * 15 дней (опускной период согласно п. 3 ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ) = 27092,70 руб. - сумма оплаты отпуска в период нахождения в мае 2019; 27092,70 руб. - 11 891,85 руб. (сумма отпускных начислений за май 2019 согласно справке о доходах за 2019) = 15 200,85 руб. - сумма не выплаченной оплаты за отпуск в мае 2019.

3493,24 руб.- сумма невыплаченной оплаты за отпуск в июль 2019 года:

563850,78 руб. (доход за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); 9 месяцев (полные месяца, отработанные истцом) * 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) = 263,7 дня согласно п. 10 Положения; 29,3-дней (среднемесячное число календарных дней) / 30 (число дней в ноябре 2018) * 15 дней (число дней отработанных в неполном месяце - ноябре 2018 ввиду нахождения в отпуске 15 календарных дней) = 14,6 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 31 (число дней в мае 2019) * 19 дней (число дней отработанных в неполном месяце - мае 2019 ввиду нахождения в отпуске 12 календарных дней) = 17,9 дней согласно п.п.5,10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 30 (число дней в июне 2019) * 27 дней (число дней отработанных в неполном месяце - июне 2019 ввиду нахождения в отпуске 3 календарных дня) = 26,3 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 263,7 дня + 14,6 дней + 17,9 дней + 26,3 дней (пункт 5 расчета) = 322,5 дней - расчетный период для оплаты отпуска за июль месяц 2019 согласно п. 10 Положения; 563850,78 руб. / 322,5 дней = 1 748,37 руб. средний дневной заработок согласно п. 10 Положения для определения отпускных выплат за июль 2019; 1748,37 руб. * 4 дня (опускной период согласно п. 3 ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ) = 6993,48 руб. - сумма оплаты отпуска в период нахождения в июле 2019; 6993,48 руб. - 3493,24 руб. (сумма отпускных начислений за июль 2019 согласно справке о доходах за 2019) = 3500,24 руб. - сумма не выплаченной оплаты за отпуск в июле 2019.

12927,90 руб.- сумма невыплаченной оплаты за отпуск в августе 2019 года:

551501,67 руб. (доход за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); 8 месяцев (полные месяца, отработанные истцом) * 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) = 234,4 дня согласно п. 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 30 (число дней в ноябре 2018) * 15 дней (число дней отработанных в неполном месяце - ноябре 2018 ввиду нахождения в отпуске 15 календарных дней) = 14,6 дней согласно п.п.5,10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 31 (число дней в мае 2019) * 19 дней (число дней отработанных в неполном месяце - мае 2019 ввиду нахождения в отпуске 12 календарных дней) = 17,9 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 30 (число дней в июне 2019) * 27 дней (число дней отработанных в неполном месяце - июне 2019 ввиду нахождения в отпуске 3 календарных дня) = 26,3 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 31 (число дней в июле 2019) * 23 дня (число дней отработанных в неполном месяце – июле 2019 ввиду нахождения в отпуске 3 календарных дня, на больничном 5 дней) = 21,7 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 234,4 дня + 14,6 дней + 17,9 дней + 26,3 дней + 20,7 дней + 21,7 дней = 314,2 дней - расчетный период для оплаты отпуска за август месяц 2019 согласно п. 10 Положения; 551 501,67 руб. / 314,9 дней = 1751,35 руб. средний дневной заработок согласно п. 10 Положения для определения отпускных выплат за август 2019; 1751,35 руб. * 15 дней (опускной период согласно п. 3 ст. 46

Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ) = 26270,25 руб. - сумма оплаты отпуска в период нахождения в августе 2019; 26270,25 руб. - 13 342,35 руб. (сумма отпускных начислений за август 2019 согласно справке о доходах за 2019) = 12 927,90 руб. - сумма не выплаченной оплаты за отпуск в августе 2019.

16407,02 руб.- сумма невыплаченной оплаты за отпуск в январе 2020 года:

592444,73 руб. (доход за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); 7 месяцев (полные месяца, отработанные истцом) * 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) = 205,1 дня согласно п. 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) /31 (число дней в мае 2019) * 19 дней (число дней отработанных в неполном месяце - мае 2019 ввиду нахождения в отпуске 12 календарных дней) = 17,9 дней согласно пл.5, 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) /30 (число дней в июне 2019) * 27 дней (число дней отработанных в неполном месяце - июне 2019 ввиду нахождения в отпуске 3 календарных дня) = 26,3 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) /31 (число дней в июле 2019) * 23 дня (число дней отработанных в неполном месяце - июле 2019 ввиду нахождения в отпуске 3 календарных дня, на больничном 5 дней) = 21,7 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) /31 (число дней в августе 2019) * 17 дней (число дней отработанных в неполном месяце - августе 2019 ввиду нахождения в отпуске 14 календарных дней) = 16,1 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 29,3 дней (среднемесячное число календарных дней) / 30 (число дней в сентябре 2019) * 28 дней (число дней отработанных в неполном месяце - сентябре 2019 ввиду нахождения в отпуске 2 календарных дня) = 27,3 дней согласно п.п.5, 10 Положения; 205,1 дня + 17,9 дней + 26,3 дней + 21,7 дней + 16,1 дней + 27,3 дней = 314,4 дней - расчетный период для оплаты отпуска за январь месяц 2020 согласно п. 10 Положения; 592444,73 руб. / 314,4 дней = 1884,36 руб. средний дневной заработок согласно п. 10 Положения для определения отпускных выплат за январь 2020; 884,36 руб. * 16 дней (опускной период согласно п. 3 ст. 46

Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ) = 30 149,76 руб. - сумма оплаты отпуска в период нахождения в январе 2020; 30149,76 руб. - 6336,97 руб. (сумма отпускных начислений за январь 2019 согласно справке о доходах за 2019) = 23 81.2,79 руб. - сумма не выплаченной оплаты за отпуск в январе 2020; но поскольку при увольнении с истца удержано 9,33 дней за неотработанное время, а это в сумме 7405,77 руб. (23812,79 руб. / 30 дней (отпускной период согласно п. 3 ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ) * 9,33 дней (удержано с истца при увольнении за неотработанное время)), то сумма невыплаченной оплаты за отпуск в январе месяце 2020 года составляет 16407,02 руб. (23 81.2,79-7405,77).

Представленный представителем ИФНС России по г. Томску контррасчет денежной суммы судом во внимание не принимается, поскольку он произведен без учета положений постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

При этом суд находит несостоятельными доводы стороны ответчика об исчислении НДФЛ с суммы компенсации в соответствии с положениями статьи 236 ТК РФ.

Предусмотренная ст. 236 ТК РФ является самостоятельным видом компенсационных выплат (обеспечивает дополнительную защиту трудовых прав работников) и выплачивается сотрудникам по закону в связи с исполнением ими трудовых обязанностей.

Статьёй 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Ответчик является налоговым агентом, обязанным удерживать у истца налог на доходы физических лиц с его доходов, согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, из содержания приведённых положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении причитающихся ко взысканию работнику сумм в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц.

На основании ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В силу ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Определяя сумму процентов подлежащую взысканию с ответчика, суд принимает произведенный истцом расчет, полагая его арифметически верным, произведенным с учетом норм действующего законодательства и исходя из ставки банковского рефинансирования, установленных в соответствующие периоды.

Исходя из изложенного просрочка выплаты истцу работодателем отпускных в мае 2019 года составила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3474,41 руб., отпускных в июле 2019 года – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 675,77 руб., в августе 2019 года за периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2364,30 руб., в январе 2020 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1916,89 руб.

Таким образом, с учетом положений ст.236 ТК РФ общий размер процентов за несвоевременную оплату в полном объеме отпускных выплат составил 8431,37 руб. (3474,41+675,77+2364,30+1916,89).

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Соответственно, основанием такой компенсации являются факты нарушения работодателем трудовых прав работника, неправомерные действия работодателя. Поскольку права истца были нарушены действиями ответчика, с учетом требований разумности и соразмерности, характера допущенного нарушения, периода нарушения прав работника, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 6 000 руб.

Разрешая требование истца о последующей индексации процентов за недоплату отпускных по дату фактической выплаты, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.

Истец просит индексировать сумму процентов за несвоевременную выплату в полном объеме отпускных выплат, в то время как закон предусматривает индексацию сумм задержанной (невыплаченной) заработной платы (иных выплат). Таким образом, требование истца подлежат разрешению в ином процессуальном порядке (не исковое производство).

Положения ч. 1 ст. 208 ГПК РФ предусматривают возможность индексации взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда и являются процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения.

Суд читает возможным отметить, что истец в данном случае не лишен права обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 208 ГПК РФ об индексации присужденных денежных сумм.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Зданович Валентины Александровны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску о взыскании невыплаченной оплаты за отпуск, процентов за несвоевременную оплату, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску в пользу Зданович Валентины Александровны сумму невыплаченной оплаты за отпуск в размере 48 036,01 руб., сумму процентов за несвоевременную оплату в полном объеме отпускных выплат в размере 8 431,37 руб., компенсацию морального вреда в размере 6000 руб.

В удовлетворение остальной части исковых требований Зданович Валентины Александровны отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 29.01.2021

Судья: Н.Ю. Лобанова