ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2748/19 от 04.03.2020 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2019-002288-86

Дело № 2-2748/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 марта 2020 г. г. Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего - судьи Блиевой Р.С., при секретаре - Бжаховой М.Р., с участием представителей истца - ТСЖ «Алые Паруса» - ФИО2, действующего по доверенности от 23.12.2019г., ФИО3, действующей по доверенности от 01.01.2019г. представителя ответчика – адвоката ФИО4, действующей по ордеру от 26.08.2019г. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Алые Паруса» к ФИО5, в котором истец просит взыскать с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса» задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>А по <адрес>, в <адрес>, отопление, услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома (СОИ), в размере 239 381 (двести тридцать девять тысяч триста восемьдесят один) рубль 84 копейки, состоящую из:

содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома - 129 715 руб. 20 коп.;

отопление - 105 544 руб. 54 коп.;

горячее водоснабжение на СОИ 798 руб. 82 коп.;

холодная вода на СОИ - 440 руб. 07 коп.;

водоотведение на СОИ - 188 руб. 11 коп.;

электроэнергия на СОИ - 2 695 руб. 10 коп.;

взыскать с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса» расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 594 (пять тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля;

взыскать с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса»

расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) руб. 00 коп.,

встречные исковые требования ФИО5 к ТСЖ «Алые Паруса», в котором она просит:

признать Собрание собственников помещений в <адрес> от 04.05.2016г. незаконным;

признать решение об утверждении расценок в размере 16 рублей за один квадратный метр за услуги по содержанию и ремонту общего имущества недействительными с 01.05.2016г. по настоящее время;

признать незаконным объемы потребления коммунальных услуг без учета показаний индивидуальных и обще домовых счетчиков;

признать не принятыми все объемы работ и услуг, начиная с 01.06.2016г. по настоящее время, в виду отсутствия актов приемки;

признать представленную Единым расчетно-кассовым центром Ессентуки информацию о начислениях, недействительной;

в исковых требованиях ТСЖ «Алые паруса» отказать,-

У С Т А Н О В И Л:

ТСЖ «Алые Паруса» обратилось с иском к ФИО5, с вышеуказанными исковыми требованиями мотивируя тем, что для совместного управления комплексом недвижимого имущества многоквартирного дома и обеспечения эксплуатации этого комплекса собственниками помещений в многоквартирном <адрес>-А, по <адрес>, в <адрес>, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, было создано и зарегистрировано в установленном законом порядке Товарищество собственников жилья «Алые Паруса», которое осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (далее МКД), а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Из положений ч.ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Исходя из ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме (далее МКД) к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Протоколом общего собрания собственников помещений <адрес>-А, по <адрес>, в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГг. установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с 1 кв. м., принадлежащего каждому собственнику помещения, в размере 16 рублей.

Собственником нежилого помещения с кадастровым номером 26:30:040124:1046, расположенного в <адрес>-А. по <адрес>, в <адрес>, общей площадью 450.4 кв. м., в период с мая 2010г. по ноябрь 2017г. включительно, являлась ФИО5. При этом, взносы, связанные с оплатой обязательных расходов вносились ей не своевременно и не в полном объеме, что привело к образованию значительной задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

По состоянию на 01.04.2019г., за период с ДД.ММ.ГГГГг. но ДД.ММ.ГГГГг., за Ответчиком числится задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>А по <адрес>, в <адрес>, отопление, услуги на содержание общего имущества (СОИ) многоквартирного дома (МКД), в размере 239 381 (двести тридцать девять тысяч триста восемьдесят один) рубль 84 копейки.

Встречные исковые требования ФИО5 мотивированы тем, что ч.2 ст.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) предусмотрено: "Если международным договором, Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора". Поэтому до разрешения спора по существу надлежит провести проверку соответствия перечисленных норм внутреннего законодательства на предмет соответствия их:

а) п.1 ст.8 Конвенции от ДД.ММ.ГГГГ (Рим) о защите прав человека и его основных свобод - в части её права на уважение частной жизни, которое исключает публичное провозглашение её должником при отсутствии каких-либо невыполненных обязательств. Этой статьей (п.2) наложен запрет на вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Принятием необоснованного иска к рассмотрению нарушено это требование.

б) ст. 1 Факультативного Протокола N 1 от ДД.ММ.ГГГГ к Конвенции о защите прав человека и его основных свобод - в части её права собственности на денежные средства. В соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека стоимость затрат на содержание жилья является «имуществом» по смыслу Статьи 1 Протокола к Конвенции, поскольку является его объектом. Принцип уважения собственности закреплён в многочисленных решениях Европейского Суда.

Подачей встречного иска против незаконных действий ТСЖ «Алые паруса» она защищает своё имущество от посягательств на него посторонних лиц.

Из протокола общего собрания собственников помещений в <адрес>А по <адрес>, проведенного в форме заочного голосования, следует, что цена оплаты за содержание и ремонт общего имущества была установлена на очередной год в размере 16 руб. за кв. м. При этом, никаких обоснований не приведено.

По закону ценообразование за содержание и ремонт общего имущества формируется в ином порядке: согласно п.3 ч.1 ст.137 ЖК РФ размер платы за оказанные услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества дома принимается не в виде цены, приходящейся на единицу площади, а в виде ряда последовательных операций, определенных общим требованием — на основе принятой годовой сметы доходов и расходов:

«Товарищество собственников жилья вправе: устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Требование закона об установлении размера платы на основе сметы доходов и расходов означает, что сначала — в качестве «основы» - утверждается смета доходов и расходов — и лишь после этого этапа следует установление размеров обязательных платежей и взносов. Если же размер платы принят в ином порядке - не на основе сметы доходов и расходов, - такие действия квалифицируются как ничтожные, не имеющие правовых последствий в силу противоречия закону.

Законом предусмотрено, что смета доходов и расходов на год должна быть рассмотрена на заседании правления: "В обязанности правления товарищества собственников жилья входят: составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения" (п.З3ст. 148 ЖК РФ). Это значит, что общему собранию должна быть представлена предварительно рассмотренная на заседании правления смета. Отсутствие протокола заседания правления с вопросом: "составление сметы доходов и расходов на год" указывает на нарушение правлением своей обязанности. У Общего собрания нет права рассматривать вопрос о смете, если:

а) правление не рассматривало смету;

б) не принимало решения вынести такой вопрос на Общее собрание.

Законом предусмотрено, что Общее собрание утверждает годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и отчет о выполнении такого плана (п.8 ч.2 ст. 145 ЖК РФ). Пунктом 35 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правил содержания) определено: "размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ", а пунктом 17 установлено: "Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования". От перечня услуг (работ) и условий их оказания (выполнения) зависит объем услуг (работ). Собрание - и никто иной! - решает, какой объем услуг (работ) оно соглашается передать на исполнение управляющей организации. При отсутствии такого решения не возникает право на выставление счетов на оплату оказанных услуг или выполненных работ.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать Правила, регулирующие отдельные стороны правоотношений исполнителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

"Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено проведение осмотров общего имущества (пункт 13); при этом, как указано в пункте 14 " Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

Только при наличии указаний в Акте осмотра выводов о полном соответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства возникает право на выставление счетов на оплату оказанных услуг (работ). Отсутствие названных Актов лишает права истца на выставление каких-либо претензий относительно содержания общего имущества вообще.

Согласно "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. в платежном документе должен быть указан объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод.

В нарушение требований указанного подзаконного акта предъявляет исковые требования, из которых невозможно увидеть объемы потребленных услуг. У жителей есть обязанность оплачивать коммунальные услуги. Но всего лишь в объемах фактического потребления. Оплачивать виртуальные (выдуманные) объемы услуг потребитель не обязан. В равной мере, не обязан оплачивать необоснованные суммы по произвольно составленным платежным документам, не содержащим информации, предписанной законом или подзаконными актами. Истец не предъявил доказательств иного.

Согласно "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (п.33 пп"и"). Между тем ответчик не произвел расчет за коммунальные услуги в строгом соответствии с показаниями общедомового и квартирного приборов учета. В первоначальном иске не указаны показания приборов квартирного учета.

В соответствии с ч.1.1. ст. 161 ЖК РФ « Собственник обязан возместить расходы, которые ТСЖ понесло на содержание общего имущества.

Однако, Истец-ТСЖ «Алые паруса» никаких доказательств понесенных расходов в виде договоров, актов выполненных работ и т.д., не предоставил.

Оплата предъявляемых счетов при явном нарушении требований к порядку формирования цены, правильному учету объемов и соблюдения порядка приемки исполнения по смыслу гражданского законодательства считается неосмотрительным действием, тогда как закон требует проявлять осмотрительность и осторожность в любых сделках. Между тем непременным условием для защиты законных интересов участников делового оборота является соглашение о цене сделки, указанное в договоре.

В соответствии с ч.3 ст. 405 и ч.1 ст. 406 ГК РФ должник не считается просрочившим исполнение обязательства, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора, в том числе вследствие не совершения кредитором предусмотренных законом действий, до исполнения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Законы Российской Федерации обязывают управляющую компанию до подачи искового заявления должным образом уведомить ответчика об имеющейся у него задолженности по оплате услуг ЖКХ, путем направления предупреждения по почте с приложением выписки по лицевому счету, с расчетом суммы долга по оплате услуг ЖКХ, с указанием задолженности за каждый платежный период.

Она даже не была уведомлена о создании ТСЖ «Алые паруса», хотя являлась одним из собственников с самой большой площадью недвижимого имущества, в данном МКД, ни разу не была приглашена на общие собрания собственников помещений, и соответственно с принятыми там решениями, чем существенно нарушены её права.

Представители истца – ФИО2 и ФИО3, просили удовлетворить исковые требования ТСЖ «Алые Паруса» и отказать в удовлетворении встречных исковых требований ФИО5, считая их необоснованными. Претензий и заявлений от ФИО5 в адрес ТСЖ «Алые Паруса» по вопросу ненадлежащего оказания услуг в период владения ею недвижимым имуществом не поступало, так же как и оплаты на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, за предоставленные коммунальные и жилищные услуги.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), а также пунктом 28 Правил содержания общего имущества (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в МКД независимо от статуса помещения и способа управления домом.

Между тем, отсутствие заключенного договора между ФИО5 и ТСЖ «Алые Паруса» не освобождает ее от обязанностей по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также оплате коммунальных услуг.

Считает, что доводы представителя ФИО5, о том, что ТСЖ обязано предоставлять собственникам акты выполненных работ по дому и только после этого собственники имеют право оплачивать выполненные работы и предоставленные объемы коммунальных услуг, являются несостоятельными. Встречное исковое заявление ею подано только исходя из целей затягивания процесса взыскания с нее задолженности, путем введения в заблуждение суд и участников данного гражданского процесса.

Ответчик – истец ФИО5, надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении настоящего дела в её отсутствие.

Суд по правилам п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика-истца.

Представитель ответчика – истца – ФИО4, просила исковые требования ТСЖ «Алые Паруса» оставить без удовлетворения, а встречные исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Третье лицо - ООО «Единый расчетно-кассовый центр», надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, обратилось в суд с заявлением о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителя.

Суд по правилам п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав позицию участников процесса, всесторонне и полно исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

ФИО5 являлась собственником в период с мая 2010г. по ноябрь 2017г. включительно, нежилого помещения с кадастровым номером 26:30:040124:1046, расположенного в <адрес>-А. по <адрес>, в <адрес>, общей площадью 450.4 кв. м., <адрес>.

Указанное строение является многоквартирным домом, в связи с чем, собственники обязаны в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Собственники избрали способ управления, создав ТСЖ «Алые Паруса».

Жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>-А управляет ТСЖ «Алые Паруса», которое зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.05.2016г.

Управление осуществляется на основании Протокола от 04.05.2016г. общего собрания владельцев помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>-А.

В статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Законодателем определена компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, к которой отнесен и вопрос определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, платежи по содержанию общего имущества, обязанность по несению которых возлагается на всех собственников помещений, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 171.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 данной статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае, если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно п.3 ч.1 ст.137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме», т.е. это не обязанность, а право товарищества собственников жилья, но в рассматриваемом случае размер платы был установлен общим собранием собственников помещений в <адрес>А по <адрес>, от 04.05.2016г.

Помимо очной формы проведения общего собрания допускается заочная, в тех случаях, когда не хватило кворума для вступления в силу решений, принятых в ходе проведения общего собрания либо в случае отсутствия возможности собрать большую часть собственников в месте проведения общего собрания. При таком варианте проведения общего собрания заочное голосование осуществляется путем передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (п. 1 ст. 147 ЖК РФ).

Из положений ч.ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Исходя из ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Часть 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Согласно части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Объявления о проведении общего собрания собственников помещений вывешивались на стендах у каждого подъезда в доме и размещались на сайте ТСЖ «Алые Паруса» в сети «Интернет».

Протоколом общего собрания собственников помещений <адрес>-А, по <адрес>, в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГг. установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД с 1 кв. м., принадлежащего каждому собственнику как жилого так и не жилого помещения, в размере 16 рублей.

ФИО5 взносы, связанные с оплатой обязательных расходов не вносились, что привело к образованию значительной задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

У ФИО5 образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>А по <адрес>, в <адрес>, отопление, услуги на содержание общего имущества МКД (СОИ), в размере 239 381 (двести тридцать девять тысяч триста восемьдесят один) рубль 84 копейки, состоящую из:

содержание и ремонт общего имущества МКД - 129 715 руб. 20 коп.;

отопление - 105 544 руб. 54 коп.;

горячее водоснабжение на СОИ 798 руб. 82 коп.;

холодная вода на СОИ - 440 руб. 07 коп.;

водоотведение на СОИ - 188 руб. 11 коп.;

электроэнергия на СОИ - 2 695 руб. 10 коп.

При этом суду не представлены неопровержимые доказательства того, что кроме содержания и ремонта общего имущества МКД ТСЖ «Алые паруса» оказывали какие либо услуги, которые ФИО5 должны была оплатить и не оплатила.

За коммунальные услуги в соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов ТСЖ или жилищного кооператива.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме собственник несет в виде бремени расходов на содержание.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в действующей редакции плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Положениями ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, следовательно, собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, что также предусмотрено пп. «г» пункта 19 «Правил пользования жилыми помещениями», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпункт «и» п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям - помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. предусматривает обязанность потребителя своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Размер общей площади собственника помещения – ФИО5 450,4 кв. м., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений. Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за содержание и ремонт своего помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.

Однако, отсутствие такого договора не означает в данном случае отсутствие правоотношений по оказанию возмездных услуг, поскольку ответчик пользуется услугами товарищества в силу расположения находящихся в его собственности нежилого помещения в многоквартирном доме. И в силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, пользующееся чужими услугами, обязано оплатить их, таким образом, услуги товарищества подлежат оплате.

Оплата за потребляемые услуги определена на основании положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 137, пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, суду представлены акты АО «Энергоресурсы» от 26.08.2019г. 31.01.2020г., из которых усматривается, что в результате осмотра нежилого помещения, встроенного в МКД А по <адрес> в <адрес>, установлено, что на момент обследования отсутствуют система вентиляции, отопления и ГВС. Транзитом через помещения проходит внутридомовой трубопровод с теплоносителем (собственник к нему не подключен). Транзитный трубопровод одет в изоляционный кожух. В помещениях собственника имеется возможность подключения отопления. Однако в актах не указано, что отопительные приборы были подключены.

Таким образом, с учетом выше сказанного, несмотря на то, что, по мнению ТСЖ «Алые Паруса» за ответчиком по состоянию на 01.04.2019г., за период с 01 июни 2016г. но ДД.ММ.ГГГГг., числится задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>А по <адрес>, в <адрес>, отопление, услуги на содержание общего имущества МКД (СОИ), в размере 239 381 (двести тридцать девять тысяч триста восемьдесят один) рубль 84 копейки, суд к данной сумме относится критически, считая, что суду не представлены стороной истца неопровержимые доказательства оказания ответчику услуги на данную сумму.

Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что задолженность за оказанные услуги может быть взыскана только по фактически оказанным ФИО5 ТСЖ «Алые Паруса» услугам за содержание и ремонт общего имущества МКД – в размере 129 715 руб. 20 коп.

Решения общего собрания собственников помещений, в том числе по вопросу об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, по своей природе относятся к решениям гражданско-правового сообщества.

В соответствии с ГК РФ правила его главы 9.1 "Решения собраний" применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В отношении решений общего собрания собственников помещений такое специальное регулирование содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, глава 6 которого в числе прочего определяет компетенцию общего собрания, формы и порядок его проведения, включая голосование по вопросам повестки дня, а также порядок принятия и обжалования его решений. В частности, решение, принятое общим собранием собственников помещений с нарушением требований данного Кодекса, может быть обжаловано в суд собственником помещения в этом доме в случае, если он не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы; соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении; суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 ГК РФ о недействительности решений собраний.

"Согласно ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.

О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если на нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.

Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> А по <адрес> следует, что общая площадь помещений, принадлежащих 63 собственникам, принимавшим в голосование составляет 5127,76 что составляет 44,9 голосов принадлежащим собственникам общей площади помещений жилых и нежилых, за исключением помещений общего пользования, что составляет 114096,9 кв. м.

В соответствии с п.п. 14-16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017г. « О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены статьями 45 и 46 ЖК РФ, а также главой 9.1 ГК РФ.

При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

В ходе рассмотрения дела об оспаривании решения общего собрания собственников помещений ФИО5 не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что определенный общим собранием размер платы за содержание жилого помещения установлен произвольно и не отвечает требованиям разумности, а основанная на избранных общим собранием дополнительных критериях для определения долей участия собственников помещений в обязательных расходах на содержание общего имущества дифференциация размеров указанных платежей не влечет за собой недопустимые различия в правовом положении этих лиц.

Согласно п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ).

Пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено: «Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информаций об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.)».

Так же согласно требований Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под пунктом «п» п. 31 исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) информацию…..», в связи с чем, суд критически относится к доводам стороны ответчика о том, что она не была надлежащим образом извещена о проведении собрания, тем самым признавая, что шестимесячный срок оспаривания решения общего собрания собственников помещений в <адрес>А по <адрес> в <адрес> от 04.05.2016г. ФИО5 пропущен, т.к. право обжаловать в суд решение общего собрания собственников помещений в <адрес> А по <адрес> от 04.05.2016г. в <адрес> у ФИО7 было только до 04.11.2016г., т.к. данное решение было размещено на сайте ТСЖ «Алые Паруса».

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст.94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе:

расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

Статья 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит специальную правовую норму, которая установила, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В подтверждение своих расходов на оплату услуг представителя стороной истца суду представлены: Договор поручения от 04.04.2019г. без номера между ТСЖ «Алые Паруса» и индивидуальным предпринимателем ФИО8 и платежное поручение от 17.04.2019г. об оплате ФИО8 по договору поручения от 04.04.2019г. без номера 10000 руб., что является основанием для удовлетворения этих требований ТСЖ «Алые Паруса» о взыскании расходов на представителя. Государственная пропорционально удовлетворенным исковым требованиям составляет 3994,3 руб., которые подлежат взысканию с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса», отказав в остальной части.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования ТСЖ «Алые Паруса» частично.

Взыскать с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса» задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. на содержание и ремонт общего имущества МКД - 129 715 руб. 20 коп.

Отказать во взыскании с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса» за отопление - 105 544 руб. 54 коп.;

горячее водоснабжение на СОИ - 798 руб. 82 коп.;

холодная вода на СОИ - 440 руб. 07 коп.;

водоотведение на СОИ - 188 руб. 11 коп.;

электроэнергия на СОИ - 2 695 руб. 10 коп.

Взыскать с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса» расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) руб. 00 коп.

Взыскать с ФИО5 в пользу ТСЖ «Алые Паруса» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3994,3 рубля.

Встречные исковые требования ФИО5 удовлетворить частично.

Отказать в признании Собрания собственников помещений в <адрес> от 04.05.2016г. незаконным.

Отказать в признании решения об утверждении расценок в размере 16 рублей за один квадратный метр за услуги по содержанию и ремонту общего имущества недействительными с 01.05.2016г. по настоящее время.

Отказать в признании незаконным объемов потребления коммунальных услуг без учета показаний индивидуальных и обще домовых счетчиков.

Отказать в признании не принятыми всех объемов работ и услуг, начиная с 01.06.2016г. по настоящее время, в виду отсутствия актов приемки.

Признать представленную Единым расчетно-кассовым центром Ессентуки информацию о начислениях, в части оплаты за отопление, горячее водоснабжение на СОИ; холодную воду на СОИ, водоотведение на СОИ, электроэнергию на СОИ, недействительной, отказав в остальной части.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированном виде.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий - Р.С.Блиева

Копия верна:

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «____» ______________________ 2020г.

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева