ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2749/14 от 02.09.2014 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (дело №2-2749/14)

02 сентября 2014 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,

при секретаре Крыловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к <ФИО>11» о запрете деятельности юридического лица,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с <ФИО>11» о запрете деятельности юридического лица, указав, что в период со <дата> по <дата> прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о рекламе хозяйствующими субъектами, являющимися рекламопроизводителями, рекламодателями информации, а также осуществляющих ее распространение посредством смс-рассылок. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории <адрес> осуществляет рекламную деятельность, связанную с распространением рекламы посредством смс-рассылок, <ФИО>11». <ФИО>11» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес>, <дата> поставлено на учет в налоговом органе. Основным видом деятельности общества является рекламная деятельность, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц <номер> от <дата>. Согласно п.5.1, 5.2 Устава <ФИО>11», утвержденного протоколом общего собрания учредителей <номер> т <дата>, общество создается для осуществления коммерческой деятельности в целях получения прибыли. Для реализации поставленных целей общество осуществляет рекламную деятельность, а также иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Проверкой установлено, что <ФИО>11» осуществляет на территории <адрес> рекламную деятельность, в том числе связанную с распространением рекламы, с помощью программного обеспечения, установленного на серверах компании selectel. Также установлено, что между ЗАО «Астрахань GSM» и <ФИО>11» <дата> заключен договор <номер> По условиям указанного договора, спам – это рассылка смс-сообщений рекламного характера, которая осуществлена на мобильные терминалы заказчиков без предварительного согласия заказчиков или заведомо вводящая заказчиков в заблуждение относительно характера этих смс-сообщений или их отправителя. В соответствии с п.1.1 договора, исполнитель оказывает заказчику услуги по обеспечению круглосуточного доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке смс-сообщений. Согласно п.1.1.2 договора, исполнитель предоставляет заказчику подключение к оборудованию исполнителя с помощью протокола SMPP исключительно с целью отправки и получения коротких текстовых сообщений и/или Sri-запросов с техническими условиями, указанными в договоре о предоставлении услуг поддержки. Для проведения рассылки согласно п.1.1.4 договора исполнителем для заказчика выделяются GT номера, закрепленные за исполнителем, в диапазоне <данные изъяты>

В соответствии с п.2.1.5 договора, заказчик обязан не использовать выделенные каналы оборудования, установленные у исполнителя, для организации спама, не способствовать возможным попыткам подобного использования выделенных каналов третьими лицами, осуществлять рассылку в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.<дата> договора, заказчик обязуется использовать услугу в соответствии с нормами законодательства о рекламе и только для передачи информации адресатам, давшим письменное согласие на ее получение.

<дата> между ЗАО «Астрахань GSM» и <ФИО>11» заключено дополнительное соглашение к договору <номер> от <дата>, в соответствии с которым оператор предоставляет абоненту в аренду федеральные абонентские номера в диапазоне <данные изъяты>.

<дата> между ЗАО «СМАРТС-Иваново» и <ФИО>11» заключен договор №<номер>14, в соответствии с п.2.1 которого исполнитель обязуется по заданию заказчика предоставлять услуги по созданию информационного канала, с использованием комплекса исполнителя. Согласно п.2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №575, спам – телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

В соответствии с п. 2.2 договора <номер> от <дата> в рамках услуг исполнитель обязуется обеспечить круглосуточное функционирование комплекса для получения смс-сообщений через комплекс заказчика и совместный с заказчиком информационный канал и отправки смс-сообщений абонентам. Согласно п. 3.2.2 договора, заказчик обязан не использовать комплекс и комплекс исполнителя для передачи смс-спама и информационных смс-сообщений. При этом, заказчик в соответствии с п.3.2 договора обязан не рассылать смс-сообщения на адреса, полученные методом перебора абонентских телефонных номеров.

Проверкой установлено, что номерами отправителей является номерная сеть, предоставленная ЗАО «Астрахань GSM» и ЗАО «СМАРТС-Иваново» в аренду <ФИО>11». Таким образом, массовая смс-рассылка происходит не напрямую через операторов сотовой связи ЗАО «Астрахань GSM» и ЗАО «СМАРТС-Иваново», а через контент-провайдера <ФИО>11». <ФИО>11» с хозяйствующими субъектами на территории <адрес> заключены договоры, предметами которых является массовое информирование людей с помощью смс-рассылок.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель <ФИО>3 осуществляет деятельность магазина продажи мебели «<ФИО>23». Осуществляемая индивидуальным предпринимателем <ФИО>3 деятельность связана с розничной торговлей мебелью, оптовой торговлей бытовой и офисной мебели, в том числе в <адрес>. Вместе с тем, установлено, что с телефонных номеров <номер>, которые входят в систему телефонных номеров ЗАО «Астрахань GSM», на номера абонентов сотовой связи <адрес> и <адрес> в отсутствие их согласия поступают информационные сообщения «Мебель СБС». В сообщениях указан номер, который закреплен за магазином мебели «СБС» <адрес>, где осуществляется деятельность индивидуальным предпринимателем <ФИО>3

Установлено, что между индивидуальным предпринимателем <ФИО>3 (принципал) и индивидуальным предпринимателем <ФИО>4 (агент) заключен агентский договор <номер> от <дата>, в рамках которого агент обязуется осуществлять планирование и организацию проведения рекламных компаний в отношении мебельного магазина принципала <адрес>, заключать от своего имени договоры на разработку и распространение рекламных листовок, сообщений по каналам связи, в том числе посредством смс-рассылок.

Так, установлено, что <дата> между <ФИО>11» (исполнитель) и индивидуальным предпринимателем <ФИО>4 (заказчик) заключен договор №0122п/2014, согласно которому исполнитель предоставляет за плату заказчику услуги по массовому информированию людей с помощью услуги смс-рассылка. Кроме того, исполнитель обеспечивает формирование, отправку и отчет о доставке смс-сообщений. Согласно п.5 договора заказчик рассылает смс-сообщения только абонентам, которые дали согласие на получение смс-сообщений, или по информационной базе, созданной в системе исполнителя, а именно абоненты всех сетей стандарта GSM, зарегистрированных через сайты систем оплаты компаний Е-порт, ЯМК, ТТС, дочерней компании Билайн-STARPRO, рекрутинговых компаний, служб такси, национальный поиск данных, сервиса bazamobolnich.ru, poisk-lyudeu.ru, loc3.ru.

Аналогичный договор заключен <дата><ФИО>11» с индивидуальным предпринимателем <ФИО>5, который осуществляет деятельность магазина по продаже бытовой техники «Смарт Маркет». Вместе с тем, установлено, что с телефонных номеров <номер>, которые входят в систему телефонных номеров ЗАО «Астрахань GSM», на номера абонентов сотовой связи <адрес> и <адрес> в отсутствие их согласия поступают информационные сообщения «Смарт Маркет». В сообщениях указан номер, который закреплен за магазином бытовой техники «Смарт Маркет» <адрес>.

<дата> между <ФИО>11» (исполнитель) и индивидуальным предпринимателем <ФИО>5 (заказчик) заключен договор <номер> о предоставлении услуг, в соответствии с которым исполнитель предоставляет заказчику услуги по информированию людей с помощью смс-рассылок.

Согласно акту о приемке выполненных работ от <дата> в рамках исполнения договорных обязательств <ФИО>11» отправлено 881200 смс-сообщений. Аналогичные договоры на распространение рекламной информации посредством рассылки смс-сообщений заключены <ФИО>11» с <ФИО>28», индивидуальным предпринимателем <ФИО>6, индивидуальным предпринимателем <ФИО>7, индивидуальным предпринимателем <ФИО>8, <ФИО>30».

Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что рекламная деятельность, осуществляемая <ФИО>11» и связанная с распространением рекламной информации посредством смс-рассылок, ведется с нарушением законодательства о рекламе. <ФИО>11» при осуществлении отправки смс-сообщений в рамках исполнения обязательств по вышеуказанным договорам с контрагентами требования ст. 18 Закона о рекламе не исполняются: сведения о получении согласия в письменной форме от абонентов сотовой связи <ФИО>11» на момент проверки не представлены. Таким образом, согласие <ФИО>11» от абонентов, которым отправлялись смс-сообщения, не получалось, номера абонентов взяты <ФИО>11» с сайта bazanomerov.ru, в результате чего ответчиком в нарушение требований Федерального закона РФ «О рекламе» на территории <адрес> осуществляется рекламная деятельность, связанная с распространением абонентам операторов мобильной сотовой связи <адрес> и <адрес> рекламной информации посредством смс-рассылок в отсутствие согласия абонентов на получение такой рекламы.

Обращаясь в суд, истец просил запретить <ФИО>11» осуществлять деятельность, связанную с распространением абонентам операторов мобильной сотовой связи <адрес> и <адрес> рекламной информации посредством смс-рассылок в отсутствие согласия абонентов на получение такой рекламы и оказанием услуг по массовому информированию людей с помощью смс-рассылок в отсутствие их согласия.

Представитель истца, помощник прокурора <адрес><ФИО>9, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, изложив доводы, указанные в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика, <ФИО>11 в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. Суд, с учетом мнения представителя истца, принял решение рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1,7 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от <дата>, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств.

На основании части 1 статьи 18 указанного Закона, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как следует из материалов дела, в период со <дата> по <дата> прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о рекламе хозяйствующими субъектами, являющимися рекламопроизводителями, рекламодателями информации, а также осуществляющих ее распространение посредством смс-рассылок.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории <адрес> осуществляет рекламную деятельность, связанную с распространением рекламы посредством смс-рассылок, <ФИО>11

ООО «Прометей» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес>, <дата> поставлено на учет в налоговом органе.

Основным видом деятельности общества является рекламная деятельность, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц <номер> от <дата>.

Согласно п.5.1, 5.2 Устава <ФИО>11», утвержденного протоколом общего собрания учредителей <номер> т <дата>, общество создается для осуществления коммерческой деятельности в целях получения прибыли. Для реализации поставленных целей общество осуществляет рекламную деятельность, а также иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Проверкой установлено, что <ФИО>11» осуществляет на территории <адрес> рекламную деятельность, в том числе связанную с распространением рекламы, с помощью программного обеспечения, установленного на серверах компании selectel.

Также установлено, что между ЗАО «Астрахань GSM» и <ФИО>11» <дата> заключен договор <номер>. По условиям указанного договора, спам – это рассылка смс-сообщений рекламного характера, которая осуществлена на мобильные терминалы заказчиков без предварительного согласия заказчиков или заведомо вводящая заказчиков в заблуждение относительно характера этих смс-сообщений или их отправителя.

В соответствии с п.1.1 договора, исполнитель оказывает заказчику услуги по обеспечению круглосуточного доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке смс-сообщений.

Согласно п.1.1.2 договора, исполнитель предоставляет заказчику подключение к оборудованию исполнителя с помощью протокола SMPP исключительно с целью отправки и получения коротких текстовых сообщений и/или Sri-запросов с техническими условиями, указанными в договоре о предоставлении услуг поддержки.

Для проведения рассылки согласно п.1.1.4 договора исполнителем для заказчика выделяются GT номера, закрепленные за исполнителем, в диапазоне <данные изъяты>

В соответствии с п.2.1.5 договора, заказчик обязан не использовать выделенные каналы оборудования, установленные у исполнителя, для организации спама, не способствовать возможным попыткам подобного использования выделенных каналов третьими лицами, осуществлять рассылку в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.<дата> договора, заказчик обязуется использовать услугу в соответствии с нормами законодательства о рекламе и только для передачи информации адресатам, давшим письменное согласие на ее получение.

<дата> между ЗАО «Астрахань GSM» и <ФИО>11» заключено дополнительное соглашение к договору №<номер>184 от 26 августа 2013 года, в соответствии с которым оператор предоставляет абоненту в аренду федеральные абонентские номера в диапазоне <данные изъяты>.

<дата> между ЗАО «СМАРТС-Иваново» и <ФИО>11» заключен договор №<номер> в соответствии с п.2.1 которого исполнитель обязуется по заданию заказчика предоставлять услуги по созданию информационного канала, с использованием комплекса исполнителя.

Согласно п.2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата><номер>, спам – телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

В соответствии с п. 2.2 договора <номер> от <дата> в рамках услуг исполнитель обязуется обеспечить круглосуточное функционирование комплекса для получения смс-сообщений через комплекс заказчика и совместный с заказчиком информационный канал и отправки смс-сообщений абонентам.

Согласно п. 3.2.2 договора, заказчик обязан не использовать комплекс и комплекс исполнителя для передачи смс-спама и информационных смс-сообщений. При этом, заказчик в соответствии с п.3.2 договора обязан не рассылать смс-сообщения на адреса, полученные методом перебора абонентских телефонных номеров.

Проверкой установлено, что номерами отправителей является номерная сеть, предоставленная ЗАО «Астрахань GSM» и ЗАО «СМАРТС-Иваново» в аренду <ФИО>11».

Таким образом, массовая смс-рассылка происходит не напрямую через операторов сотовой связи ЗАО «Астрахань GSM» и ЗАО «СМАРТС-Иваново», а через контент-провайдера <ФИО>11». <ФИО>11» с хозяйствующими субъектами на территории <адрес> заключены договоры, предметами которых является массовое информирование людей с помощью смс-рассылок.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель <ФИО>3 осуществляет деятельность магазина продажи мебели «Мебель СБС».

Осуществляемая индивидуальным предпринимателем <ФИО>3 деятельность связана с розничной торговлей мебелью, оптовой торговлей бытовой и офисной мебели, в том числе в <адрес>. Вместе с тем, установлено, что с телефонных номеров <номер>, которые входят в систему телефонных номеров ЗАО «Астрахань GSM», на номера абонентов сотовой связи <адрес> и <адрес> в отсутствие их согласия поступают информационные сообщения «Мебель СБС». В сообщениях указан номер, который закреплен за магазином мебели «СБС» <адрес>, где осуществляется деятельность индивидуальным предпринимателем <ФИО>3

Установлено, что между индивидуальным предпринимателем <ФИО>3 (принципал) и индивидуальным предпринимателем <ФИО>4 (агент) заключен агентский договор <номер> от <дата>, в рамках которого агент обязуется осуществлять планирование и организацию проведения рекламных компаний в отношении мебельного магазина принципала <адрес>, заключать от своего имени договоры на разработку и распространение рекламных листовок, сообщений по каналам связи, в том числе посредством смс-рассылок.

Так, установлено, что <дата> между <ФИО>11» (исполнитель) и индивидуальным предпринимателем <ФИО>4 (заказчик) заключен договор №0122п/2014, согласно которому исполнитель предоставляет за плату заказчику услуги по массовому информированию людей с помощью услуги смс-рассылка. Кроме того, исполнитель обеспечивает формирование, отправку и отчет о доставке смс-сообщений.

Согласно п.5 договора заказчик рассылает смс-сообщения только абонентам, которые дали согласие на получение смс-сообщений, или по информационной базе, созданной в системе исполнителя, а именно абоненты всех сетей стандарта GSM, зарегистрированных через сайты систем оплаты компаний Е-порт, ЯМК, ТТС, дочерней компании Билайн-STARPRO, рекрутинговых компаний, служб такси, национальный поиск данных, сервиса bazamobolnich.ru, poisk-lyudeu.ru, loc3.ru.

Аналогичный договор заключен <дата><ФИО>11» с индивидуальным предпринимателем <ФИО>5, который осуществляет деятельность магазина по продаже бытовой техники «Смарт Маркет». Вместе с тем, установлено, что с телефонных номеров <номер>, которые входят в систему телефонных номеров ЗАО «Астрахань GSM», на номера абонентов сотовой связи <адрес> и <адрес> в отсутствие их согласия поступают информационные сообщения «Смарт Маркет». В сообщениях указан номер, который закреплен за магазином бытовой техники «Смарт Маркет» <адрес>.

<дата> между ООО «Прометей» (исполнитель) и индивидуальным предпринимателем <ФИО>5 (заказчик) заключен договор №1322п/2014 о предоставлении услуг, в соответствии с которым исполнитель предоставляет заказчику услуги по информированию людей с помощью смс-рассылок.

Согласно акту о приемке выполненных работ от <дата> в рамках исполнения договорных обязательств <ФИО>11» отправлено 881200 смс-сообщений.

Аналогичные договоры на распространение рекламной информации посредством рассылки смс-сообщений заключены <ФИО>11» с <ФИО>28», индивидуальным предпринимателем <ФИО>6, индивидуальным предпринимателем <ФИО>7, индивидуальным предпринимателем <ФИО>8, <ФИО>30», что подтверждается представленными в материалах дела договорами.

Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что рекламная деятельность, осуществляемая <ФИО>11» и связанная с распространением рекламной информации посредством смс-рассылок, ведется с нарушением законодательства о рекламе. <ФИО>11 при осуществлении отправки смс-сообщений в рамках исполнения обязательств по вышеуказанным договорам с контрагентами требования ст. 18 Закона о рекламе не исполняются: сведения о получении согласия в письменной форме от абонентов сотовой связи <ФИО>11» на момент проверки не представлены.

Таким образом, согласие <ФИО>11» от абонентов, которым отправлялись смс-сообщения, не получалось, номера абонентов взяты <ФИО>11» с сайта bazanomerov.ru, в результате чего ответчиком в нарушение требований Федерального закона РФ «О рекламе» на территории <адрес> осуществляется рекламная деятельность, связанная с распространением абонентам операторов мобильной сотовой связи <адрес> и <адрес> рекламной информации посредством смс-рассылок в отсутствие согласия абонентов на получение такой рекламы.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку распространение рекламной информации посредством рассылок смс-сообщений с нарушением законодательства о рекламе посягает на установленный порядок управления в сфере рекламы, ограничивает реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создает неблагоприятные условий для производства и распространения рекламы.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-244 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Запретить <ФИО>11» осуществлять деятельность, связанную с распространением абонентам операторов мобильной сотовой связи <адрес> и <адрес> рекламной информации посредством смс-рассылок в отсутствие согласия абонентов на получение такой рекламы и оказанием услуг по массовому информированию людей с помощью смс-рассылок в отсутствие их согласия.

Не присутствовавший в судебном заседании ответчик вправе подать в районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 07 дней со дня получения копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Советский районный суд г. Астрахани в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2014 года.

Судья Э.В. Иноземцева