ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2749/2013 от 11.12.2013 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Правобережный районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи А.А. Буевой

при секретаре Е.А. Шабановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску ОАО «ЛГЭК» к Захватаеву ФИО19 о признании зарегистрированного права отсутствующим и встречному иску Захватаева ФИО20 к ОАО «ЛГЭК» о признании зарегистрированного права отсутствующим,

установил:

Истец ОАО «ЛГЭК» к Захватаеву ФИО21 о признании зарегистрированного права отсутствующим, в обоснование своих требований указывая на то, что истец ОАО «ЛГЭК» является собственником недвижимого имущества –трансформаторной подстанции № №, расположенной на территории <адрес>. Ответчик Захватаев Д.Ю. является также собственником этой же трансформаторной подстанции № №, однако адрес ее расположения зарегистрирован иной: <адрес>. Поскольку стороны являются собственниками одного и того же имущества, имеет место задвоенность регистрации права. При этом истец полагает, что у ответчика Захватаева Д.Ю. отсутствует право на указанное имущество, поскольку данное имущество трансформаторная подстанция № № ранее находилась в муниципальной собственности, находилась в хозяйственном ведении МУП «Горэлектросеть». Впоследствии в связи с увеличением доли муниципального образования города Липецка в уставном капитале ООО «ЛГЭК», одним из соучредителей которого является МУП «Горэлектросеть», спорное имущество трансформаторная подстанция № № вошла в уставный капитал ООО «ЛГЭК». ОАО «ЛГЭК» является правопреемником ООО «ЛГЭК». Поскольку ответчик Захватаев Д.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года обратился к истцу с требованием демонтировать оборудование, расположенное в указанной трансформаторной подстанции, указывая на свое право собственности, что нарушает права истца как собственника данного имущества, учитывая, что иным способом защитить свое право истец возможности не имеет, истец просил суд признать зарегистрированное право собственности Захватаева ФИО22 на трансформаторную подстанцию № лит. А,1, расположенную по адресу: <адрес> и земельный участок под ней отсутствующим.

Ответчик Захватаев Д.Ю. иск не признал, предъявил встречный иск к ОАО «ЛГЭК» о признании зарегистрированного права отсутствующим, в обоснование своих требований указывая на то, что ответчик Захватаев Д.Ю. является единственным законным собственником двух объектов недвижимости : трансформаторной подстанции ( ТП-№) и земельного участка с кадастровым номером № на основании совершенных возмездных сделок купли-продажи указанного имущества. Изначально ТП- № была выстроена в 1987 году для обеспечения строительства и производственной мощности производственной базы «Вторресурсы». Впоследствии данная подстанция вошла в имущественный комплекс указанного предприятия, который был приватизирован согласно плану приватизации в 1993 году. По акту приема-передачи в эксплуатацию основных средств от ДД.ММ.ГГГГ года указанная ТП была передана в эксплуатацию предприятию «Липецкие электросети», однако собственником указанного имущества оставалось производственная база «<данные изъяты>», которая в результате приватизации акционировалась и стала ОАО «<данные изъяты>». Право собственности было зарегистрировано на указанное имущество за ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года. Впоследствии данное имущество ТП- № было выделено из комплекса имущества в порядке раздела имущества между собственниками долей в праве собственности на имущественный комплекс ОАО «<данные изъяты>» ( впоследствии ЗАО «<данные изъяты>») и ООО «<данные изъяты>». Собственником ТП стало ООО «<данные изъяты>», которое впоследствии путем совершения возмездных сделок купли-продажи передало право собственности на указанное имущество ФИО24 и впоследствии Захватаеву Д.Ю. Земельный участок был предоставлен в собственность ФИО23 распоряжением главы администрации г. Липецка, а впоследствии в результате раздела данного участка назначением для производственной базы данный участок под ТП был предоставлен в собственность ФИО25., который по возмездной сделке приобрел Захватаев Д.Ю. Права ОАО «ЛГЭК» на ТП -№ возникли на указанное имущество незаконно, поскольку данное имущество никогда не передавалось и не находилось в муниципальной собственности, данное имущество все это время находилось во владении, пользовании и распоряжении у Захватаева Д.Ю. и предыдущих собственников данного имущества с момента его приватизации. Права на земельный участок Захватаев Д.Ю. также приобрел законным путем. Поскольку у Захватаева Д.Ю, изменились экономические интересы по использованию данного ТП, ответчик настаивает на том, что истец ОАО «ЛГЭК» забрали свое имущество, имеющееся в данной ТП. Просил признать зарегистрированное право ОАО «ЛГЭК» на ТП -№ отсутствующим, в удовлетворении иска ОАО «ЛГЭК» отказать.

В качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, стороны по обоим искам привлекли к участию в деле Управление Росреестра по Липецкой области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве 3-его лица в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечена Администрация г. Липецка.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве 3-их лиц в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены Департамент ЖКХ администрации г. Липецка, Департамент экономического развития администрации г. Липецка, изменено процессуальное положение соответчиков ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», данные лица привлечены к участию в деле в качестве 3-их лиц.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве 3-его лица в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечено МУП «Горэлектросеть».

Представитель ОАО «ЛГЭК» по доверенности Гусакова О.Е. иск ОАО «ЛГЭК» поддержала, встречный иск Захватаева Д.Ю. не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Также суду объяснила, что ТП-№ изначально находилось в государственной собственности, затем перешла в состав муниципальной собственности на основании Приложения № 3 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г., а также акта № № приема- передачи в эксплуатацию объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому ПЗП «<данные изъяты>» передало предприятию Липецких электросетей ( в настоящее время МУП «Горэлектросеть») устройство внешнего электроснабжения ТП-№ и кабельные сети 6 кв. к ней. Данный объект не подлежал приватизации. Данный объект находится в системе городского электроснабжения, к нему подключены потребители. Данный объект необходим для обеспечения электроснабжения города.

Ответчик Захватаев Д.Ю. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика Захватаева Д.Ю. по доверенности Белянская Е.С. иск ОАО «ЛГЭК» не признала, встречный иск Захватаева Д.Ю. поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные во встречном иске.

Представитель 3-его лица Управления Росреестра по Липецкой области по доверенности Кулигин А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве отнес рассмотрение данного спора на усмотрение суда, указал, что задвоенности регистрации права на спорное имущество ТП-№ в районе <данные изъяты> не имеется, поскольку данное имущество имеет разные идентифицирующие признаки, необходимые для регистрации права: площадь и место расположения, учетный номер. ( л.д. 38)

Представители 3-их лиц ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Департамента экономического развития администрации г. Липецка в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители 3-их лиц МУП «Горэлектросеть» по доверенности Свиридова В.В. и администрации г. Липецка по доверенности Тырина О.В. в судебном заседании иск ОАО «ЛГЭК» поддержали, возражали против удовлетворения иска Захватаева Д.Ю., ссылаясь на доводы, изложенные истцом ОАО «ЛГЭК». Также суду объяснили, что спорное имущество ТП-№ находилась изначально в государственной собственности. Затем до приватизации имущественного комплекса производственной базы «Вторресурсы» на основании акта № № приема- передачи в эксплуатацию объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому ПЗП <данные изъяты>» передало предприятию Липецких электросетей ( в настоящее время МУП «Горэлектросеть») устройство внешнего электроснабжения ТП-№ и кабельные сети 6 кв. к ней. Данный объект с 1992 года находится на балансе МУП «Горэлектросеть» и им эксплуатировался.

Представитель 3-его лица ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» по доверенности Малов Д.А. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил. В прошлом судебном заседании отнес рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда, также суду объяснил, что двойной технический учет спорного имущества осуществлен разными организациями ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», которые имеют одинаковую сферу полномочий, но являются самостоятельными лицами, осуществляющими технический учет, между которыми отсутствует единая база и отсутствует взаимодействие.

Представитель 3-его лица Департамента ЖКХ администрации г. Липецка по доверенности Казьмина Н.М. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, 3-их лиц, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Судом установлено, что ОАО «ЛГЭК» является собственником трансформаторной подстанции -№ ( лит. А) площадью 40, 3 кв.м., учетный номер №, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 23, 50-54). Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года.

Ответчик Захватаев Д.Ю. является собственником трансформаторной подстанции (лит. А, 1) площадью 40, 8 кв.м., учетный номер кадастровый номер №, инвентарный номер №, расположенной по адресу: <адрес> ( л.д. 31). Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года.

Также Ответчик Захватаев Д.Ю. является собственником земельного участка площадью 108 кв.м. назначением для производственной базы с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д. 30).

Из материалов дела усматривается, что на основании договора № № от ДД.ММ.ГГГГ года о передаче МУП «Горэлектросеть» имущества, находящегося в муниципальной собственности города Липецка, на право хозяйственного ведения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Липецка передал МУП «Горэлектросеть» имущество согласно акту приема-передачи в хозяйственное ведение. ( л.д. 81-86)

Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ года в хозяйственное ведение МУП «Горэлектросеть» на основании вышеуказанного договора городом Липецком передана ТП-№ № в районе <данные изъяты> 1993 года, инвентарный номер № ( порядковый номер в перечне № находящаяся в муниципальной собственности.

Также на основании постановления главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О закреплении имущества за МУП «Горэлектросеть» на праве хозяйственного ведения, акта приема-передачи имущества, закрепленного за МУП «Горэлектросеть» от ДД.ММ.ГГГГ года с перечнем зданий и сооружений, передаваемых МУП «Горэлектросеть» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года право хозяйственного ведения на указанную ТП-№ было зарегистрировано за МУП «Горэлектросеть» в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ года.

Указанные сведения также следуют из инвентарного дела № № на ТП-№ <адрес> учетный номер ТП №, техническая инвентаризация проводилась ДФГУП «Липецкий городской центр технической инвентаризации» ( ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ)

Согласно данному инвентарному делу впервые техническая инвентаризация указанной ТП осуществлена ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ года данное сооружение состоит из лит. А здание ТП и два трансформатора ТМ-400 кВт. Площадь объекта 40, 3 кв.м. Год постройки по сообщению МУП «Горэлектросеть» 1991.

Больше инвентаризации указанного объекта согласно данному инвентарному делу не осуществлялось. Внесены сведения о собственниках ДД.ММ.ГГГГ года МУП «Горэлектросеть».

МУП «Горэлектросеть» является одним из соучредителей ООО «ЛГЭК».

На основании распоряжения главы г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года № №, протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ года внеочередного общего собрания участников ООО «ЛГЭК» было принято решение об увеличении уставного капитала ООО «ЛГЭК» засчет муниципального имущества.

На основании акта приема- переда от ДД.ММ.ГГГГ года МУП «Горэлектросеть» передало перечень муниципального имущества в счет уставной доли в уставном капитале в ООО «ЛГЭК», куда вошла спорная ТП -№ лит. А) площадью 40, 3 кв.м. ( порядковый номер в перечне 212) (л.д. 15-16).

Таким образом, собственником спорной ТП стало ООО «ЛГЭК», право собственности зарегистрировано на основании вышеуказанных документов ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании протокола № № внеочередного общего собрания участников ООО «ЛГЭК» от ДД.ММ.ГГГГ года ООО «ЛГЭК» было реорганизовано путем преобразования в ОАО «ЛГЭК». На основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ года имущество ООО «ЛГЭК», активы и пассивы передано в ОАО «ЛГЭК».

ДД.ММ.ГГГГ года за ОАО «ЛГЭК» на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ года и протокола общего собрания участников ООО «ЛГЭК» № № от ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности на ТП-№ запись в ЕГРП № №л.д. 23)

В то же время судом установлено, что спорная ТП-№ выстроена в 1987 году на выделенной территории в районе <адрес> для обеспечения строительства и производственной мощности производственной базы « <данные изъяты>»

Согласно Плану приватизации государственного предприятия Государственной производственно-заготовительной коммерческой фирмы «<данные изъяты>», утвержденному решением Комитета по управлению госимуществом Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ года, акту оценки зданий и сооружений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, в состав приватизированного комплекса имущества указанного предприятия вошли высоковольтная кабельная линия и низковольтная линия 1987 года ввода в эксплуатацию ( Приложение № 1 ), трансформаторная подстанция 1987 года ввода в эксплуатацию ( Приложение № 3)

Указанное предприятие акционировалось и стало ОАО «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ года решением Липецкого арбитражного суда ОАО «<данные изъяты>» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ года на основании указанного плана приватизации, акта оценки зданий и сооружений было зарегистрировано право собственности ОАО «<данные изъяты>» на комплекс зданий и строений, включающий в себя : двухэтажный панельный административно-бытовой корпус (лит. А) полезной площадью 1163, 0 кв.м., кирпичную весовую лит. Б полезной площадью 55, 8 кв.м., кирпичную проходную лит. В полезной площадью 36, 5 кв.м., цех из железобетонных блоков по переработке сырья лит. Д полезной площадью 1090, 7 кв.м., механический склад лит. Е полезной площадью 866, 9 кв.м., трансформаторная подстанция ТП№ лит. Ж полезной площадью 40, 8 кв.м., железобетонный навес лит. Г1, расположенные по адресу: <адрес>.

Также впервые произведена инвентаризация указанного имущественного комплекса в марте 2000 года, заведено инвентарное дело ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», учетный номер №

Из данного инвентарного дела усматривается, что Лит. Ж трансформаторная подстанция 1987 года постройки., площадью 40, 8 кв.м., состоит из производственных помещений: пункт управления площадью 19, 1 кв.м. (1), ячейка распределителя площадью 10, 3 кв.м. (2), трансформаторная площадью 5, 7 кв.м. (3), трансформаторная площадью 5, 7 кв.м.(4).

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ года купли-продажи ОАО «<данные изъяты>» продает ООО «<данные изъяты>» 24/1000 доли комплекса зданий и сооружений ОАО «<данные изъяты>» общей полезной площадью 3253, 7 кв.м. В пользование покупателя ООО «СХ-Сервис» перешло: проходная лит. В полезной площадью 36, 5 кв.м., трансформаторная подстанция ТП-№ лит. Ж полезной площадью 40, 8 кв.м.

Указанное имущество расположено на земельном участке общей площадью 24948 кв.м., предоставленном ОАО <данные изъяты>» в пользование сроком до 01.02.2025 года для производственной базы на основании постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ года Главы администрации г. Липецка, договора аренды земли № № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Право собственности ООО «<данные изъяты>» на 24/1000 долей комплекса зданий и сооружений ОАО «<данные изъяты>» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, протокола общего собрания акционеров ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года, ОАО «<данные изъяты>» являющееся соучредителем ЗАО «<данные изъяты>», передало в уставный капитал ЗАО «<данные изъяты>» оставшуюся принадлежащую ОАО «<данные изъяты>» долю 976/1000 комплекса зданий и сооружений ОАО <данные изъяты>», куда входят: административно-бытовой корпус (лит. А) полезной площадью 1163, 0 кв.м., весовую лит. Б полезной площадью 55, 8 кв.м., цех из железобетонных блоков по переработке сырья лит. Д полезной площадью 1090, 7 кв.м., механический склад лит. Е полезной площадью 866, 9 кв.м., навес лит. Г1.

Право собственности ЗАО «<данные изъяты>» на 976/1000 доли комплекса зданий и сооружений ОАО «<данные изъяты>» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ года о разделе имущества, находящего в долевой собственности, между ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» произведен раздел комплекса зданий и сооружений, в результате которого ООО «<данные изъяты>» отошло в собственность следующее имущество : проходная лит. В полезной площадью 36, 5 кв.м., трансформаторная подстанция ТП-№ лит. Ж полезной площадью 40, 8 кв.м., а также часть административно-бытового здания лит. А.

ДД.ММ.ГГГГ года ООО «<данные изъяты>» зарегистрировало право собственности на трансформаторную подстанцию ТП-№ лит. Ж общей площадью 40, 8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ФИО26., зарегистрировано право собственности ФИО27 на указанную ТП.

На основании постановления главы г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О предоставлении земельного участка ФИО28.», между администрацией г. Липецка и ФИО29 заключен договор купли-продажи № № от ДД.ММ.ГГГГ года земельного участка с кадастровым номером № площадью 19366 кв.м., занимаемый производственной базой, расположенный по адресу: <адрес>

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО30 в июне 2008 года, что следует из регистрационного дела

Согласно справке Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года объекту недвижимости : ТП№ № присвоен адрес : <адрес>

Произведено размежевание земельного участка № данная ТП расположена на выделенном из исходного земельном участке с кадастровым номером № площадью 108 кв.м., лит. Ж заменена на лит. А.

Произведен выдел инвентарного дела № на ТП с адресом <адрес> из инвентарного дела № на производственную базу в <адрес>

Согласно кадастровому паспорту сооружения от ДД.ММ.ГГГГ года учетный номер ТП №, ТП состоит из лит. А, 1

Согласно техническому паспорту на ТП от ДД.ММ.ГГГГ года ТП состоит из лит. А трансформаторная подстанция площадью 40, 8 в.м., лит. 1 ограждение.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности ФИО31 на указанную ТП на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО32 на основании договора купли-продажи продала Захватаеву Д.Ю. ? долю в праве собственности на указанную ТП и земельный участок с кадастровым номером № площадью 108 кв.м., право собственности Захватаева Д.Ю. на указанную долю в указанном имуществе зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.

Собственником второй доли указанного имущества после ФИО33 стал ФИО34 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО35 продал на основании договора купли-продажи принадлежащую ему ? долю в праве собственности на указанную трансформаторную подстанцию и земельный участок под ней ФИО36 Однако на основании заочного решения <данные изъяты> районного суда г. Липецка № № года от ДД.ММ.ГГГГ года на Захватаева Д.Ю. переведены права и обязанности покупателя по указанному договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года на указанное имущество. С Захватаева Д.Ю. взысканы в пользу ФИО37 денежные средства в счет оплаты указанного имущества в сумме <данные изъяты>.

На основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ФИО38, заочного решения <данные изъяты> районного суда г. Липецка № № года от ДД.ММ.ГГГГ года за Захватаевым Д.О. ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности на трансформаторную подстанцию (лит. А, 1) площадью 40, 8 кв.м., кадастровый номер №, инвентарный номер №, расположенную по адресу: <адрес>, запись в ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ года. ( л.д. 31), а также на земельный участок площадью 108 кв.м. назначением для производственной базы с кадастровым номером № расположенным по адресу<адрес> запись в ЕГРП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года. ( л.д. 30).

Как следует из объяснений сторон, спорная ТП № № находилась во владении, пользовании обеих сторон. У обеих сторон имелся доступ к данную ТП, имелись ключи. Обе стороны являются плательщикам налога на имущество на указанную ТП.

Работники ОАО «ЛГЭК» эксплуатировали данную ТП, данная подстанция включена в электрическую схему подключения потребителей электроэнергии, энергосбытовой компанией города Липецка заключены договора на электроснабжение с пятью потребителями.

Из техпаспорта на данную ТП, имевшегося в МУП «Горэлектросеть», следует, что с 2001 по 2010 годы производились замеры, отмечались показания нагрузки и напряжения. (л.д. 24-29).

В июне 2013 года Захватаев Д.Ю. обратился в ОАО «ЛГЭК» с требованием о демонтаже оборудования ОАО «ЛГЭК», находящегося в ТП-№, принадлежащей на праве собственности Захватаеву Д.Ю.

ОАО «ЛГЭК» отказывается выполнить требование Захватаева Д.Ю., ссылаясь на принадлежность данной подстанции и прав собственника на данное имущество ОАО «ЛГЭК».

ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года работниками ОАО «ЛГЭК» составлены акты недопуска к электроустановкам потребителя ООО <данные изъяты>», директором которого является ответчик Захватаев Д.Ю., на производственную базу по адресу: <адрес>, что свидетельствует о чинений препятствий ОАО «ЛГЭК» в использовании спорного имущества и осуществлении деятельности по электроснабжению потребителей.

Таким образом, двойная регистрация прав на один и тот же объект недвижимости за разными лицами нарушает права данных лиц по реализации прав собственника имущества : по владению, использованию и распоряжению данным имуществом.

Данные обстоятельства создают угрозу незаконного отключения потребителей от электроэнергии, причинения значительных убытков потребителям электроэнергии в данном районе города.

Порядок формирования муниципальной собственности был установлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Распоряжением Президента Российской Федерации своим от 18 марта 1992 г. утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.. Указанное Положение установило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности. Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности. Согласно Положению право и обязанность ведения реестра по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по управлению имуществом городов и районов.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года, основанием включения спорной ТП-№ в реестр муниципальной собственности явилось постановление Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» Приложение № 3.

Согласно п.1 Приложения № 3 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, независимо от того, на чьем балансе они находятся.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приобретение акционерными обществами у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия.

Из этого следует, что приватизация предприятия это передача его имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности как имущественного и технологического комплекса, а не как совокупность отдельных объектов недвижимого и движимого имущества.

Представитель ответчика в своих доводах о праве Захватаева Д.Ю. на указанное имущество указывала на то, что спорная ТП не могла быть отнесена к объектам муниципальной собственности при приватизации производственной базы «Вторресурсы», поскольку данная ТП была выстроена для обеспечения работы данной базы, для ее строительства, и не была рассчитана на обеспечение электроэнергией иных потребителей и не обеспечивала городских нужд. Даная ТП входила в состав имущества предприятия и была приватизирована в составе имущественного комплекса предприятия.

Из приложения к Плану приватизации имущества «Вторресурсы» следует, что земельный участок фирмы «<данные изъяты>» находится в <данные изъяты> районе г. Липецка, городской черте в районе Цемзавода, занимаемая площадь 24856 кв.м. Строительство базы произведено на пустующих землях, уровень инженерного благоустройства территории средний, отдален от транспортной инфраструктуры в 2-х км, база расположена на территории, не имеющей общего пользования.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что возводимые объекты на территории указанной производственной базы относились исключительно к данной базе и создавались исключительно в целях реализации технологического процесса предприятия. Соответственно спорная подстанция, по мнению ответчика, правомерно вошла в план приватизации предприятия в составе имущественного комплекса, и находится в настоящее время в частной собственности ответчика Захватаева Д.Ю.

Однако Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества.

Согласно пункту 4.2. Временного положения в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; объекты социально-бытового, социально-культурного назначения.

В действовавшей в период приватизации фирмы «<данные изъяты>» "Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденной Постановлением ВС РФ от 11.06.1992 N 2980-1 установлены ограничения на приватизацию ряда предприятий.

Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 г. № 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 год Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (прилагаются), реализация которых началась с 1 января 1992 года.

Согласно п.10 указанных Основных положений приватизация предприятий и объектов электроэнергетики, объектов инженерной инфраструктуры (электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения) и внешнего благоустройства городов, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов была запрещена в 1992 году.

В соответствии с пунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 № 2980-1, также была запрещена приватизация объектов инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 359, КТП относятся к объектам энергетики, а значит, к объектам коммунального назначения.

На основании Указа Президента РФ от 10.01.1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением:

объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;

объектов транспортного и энергетического обеспечения данного региона.

Согласно распоряжению Госкомимущества РФ от 27 января 1993 г. № 135-р "Об упорядочении процесса разграничения прав собственности на объекты
социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» комитеты по управлению муниципальным имуществом должны были составить перечни предприятий, организаций, учреждений для организации процедуры передачи их в муниципальную собственность, включив в них следующие объекты, находящиеся на балансе приватизируемых предприятий федеральной собственности:

объекты инженерной инфраструктуры городов, районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов (по их месту расположения);

Подготавливаемые перечни передаются на утверждение в городские (кроме городов районного подчинения), районные (кроме районов в городах) Советы народных депутатов для утверждения.

Согласно Постановлению ВС РФ от 28 апреля 1993 г. № 4881-I
"О выполнении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год" Правительством Российской Федерации своевременно не представлена в Верховный Совет Российской Федерации Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год. Соответственно продлено действие положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год с 1 января 1993 года до принятия Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1994 № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.

Согласно пункту 1 названного Положения оно определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия.

В пункте 2 Положения установлено, что передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и приведен перечень имущества, подлежащего передаче, в который включены, в том числе, эклектические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).

На основании данных положений законодательства о приватизации предприятий 1990-х годов предприятия, планы приватизации которых на момент принятия постановления были утверждены, должны были внести соответствующие изменения в планы приватизации, указав, что имеющиеся в их владении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедшие в состав приватизируемого имущества данного предприятия, передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Таким образом, поскольку объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения не подлежали включению в уставные капиталы акционерных обществ при приватизации, право собственности на такие объекты у созданных в процессе приватизации обществ не возникало.

Более того, в материалах дела имеется акт № № приема- передачи в эксплуатацию объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому ПЗП «<данные изъяты>» передало предприятию Липецких электросетей ( в настоящее время МУП «Горэлектросеть») устройство внешнего электроснабжения ТП№ и кабельные сети 6 кв. к ней. В переданное имущество вошло: ТП типа К-42-400 М4 № № оборудование, силовой трансформатор типа ТМ-400/6, зав. № № 1987 года выпуска, силовой трансформатор типа ТМ 400/6, зав № № 1987 года выпуска, в/в ячейки типа КСО-366 6 шт, высоковольтные электрические сети. ( л.д. 79-80).

Согласно данному акту на основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года по ПЗП «<данные изъяты>» объект основных средств передается с баланса ПЗП «<данные изъяты>» на баланс предприятия Липецких электросетей. Таким образом, данная ТП была передана ПЗП <данные изъяты>» на баланс города Липецка до утверждения плана приватизации предприятия, но после составления акта оценки приватизируемого имущества предприятия ( 01.10.1992 года). Соответственно данная ТП вошла в оценку объектов предприятия, затем была передана с баланса предприятия на баланс города, соответственно на момент приватизации предприятия данный объект в составе имущества основных средств предприятия не находился, а соответственно данная ТП должна была быть исключена из Плана приватизации.

Несмотря на то, что спорная трансформаторная подстанция № № располагалась на момент приватизации предприятия «<данные изъяты>» на территории данной производственной базы, данный объект электроэнергетики не подлежал включению в состав приватизируемого имущества предприятия и в силу имевшихся ограничений, установленных законодательством о государственной программе приватизации на 1992, 1993 годы.

Более того, приватизированное предприятие ОАО «<данные изъяты>» обязано было возвратить в муниципальную собственность указанный объект электроэнергетики путем внесения изменений в План приватизации, однако в нарушение закона этого не сделало.

Поскольку ТП – объект электроэнергетики, независимо от балансовой принадлежности данные объекты должны быть отнесены либо к федеральной, либо муниципальной собственности. В данном случае муниципальной собственности. Объекты электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, жилого фонда отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры, то есть являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Спорная ТП находилась на балансе города, находится в черте города Липецка, является резервным объектом электроснабжения города, а соответственно данный объект перед передачей его в уставный капитал ООО «ЛГЭК» ( в дальнейшем ОАО «ЛГЭК») правомерно включен в муниципальную собственность.

В силу ст. 168 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 01.09.2013 года, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Спорная ТП не могла быть приватизирована, так как это противоречит закону и препятствует гарантированности энергообеспечения населения, надежному функционированию энергетической инфраструктуры, и использовалась по назначению. И следовательно, подлежала передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, из анализа вышеприведенных положений закона, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии права Захватаева Д.Ю. на трансформаторную подстанцию № лит. А,1, расположенную по адресу: <адрес> поскольку данная ТП правомерно находится в собственности ОАО «ЛГЭК».

Соответственно исковые требования ОАО « ЛГЭК» в части признании зарегистрированного права Захватаева Д.Ю. на указанную ТП отсутствующим законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Что касается требования ОАО « ЛГЭК» о признании отсутствующим права Захватаева Д.Ю. на земельный участок под спорной ТП, то в данной части исковые требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку земельный участок был предоставлен администрацией г. Липецка производственной базе в аренду, затем передан в собственность, ответчик приобрел данный участок по возмездной сделке у предыдущего собственника ФИО39., нарушения прав истца регистрацией прав ответчика на данный участок суд не усматривает, истец ОАО « ЛГЭК» вправе защитить свои права на пользование принадлежащим ему имуществом, расположенном на данном участке, иным способом.

Более того, исходя из градостроительных требований, указанным в Постановлении главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года № №( Приложение № 3 ) «О предоставлении земельного участка ФИО40.» имеются градостроительные ограничения по использованию данных земельных участков, на которых располагается в том числе спорная ТП, согласно которым собственник участка обязан обеспечивать беспрепятственный доступ эксплуатационных служб к инженерным коммуникациям, расположенным на участке, для их обслуживания и ремонта и соблюдать режим охранных зон инженерных коммуникаций.

Данные градостроительные требования сохранены и при размежевании участков производственной базы.

Таким образом, оснований для признания отсутствующим права ответчика Захватаева Д.Ю. на земельный участок с кадастровым номером № не имеется, в данной части требований истца суд отказывает в иске.

В силу ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что судом частично удовлетворяются требования истца, суд взыскивает с ответчика Захватаева Д.Ю. в ползу ОАО «ЛГЭК» возврат госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям и взыскивает госпошлины в размере 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать зерегистрированное право Захватаева ФИО41 на трансформаторную подстанцию № лит. А,1, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствующим. ( Запись в реестре от ДД.ММ.ГГГГ года №).

В удовлетворении остальной части иска ОАО «ЛГЭК» к Захватаеву ФИО42 о признании зарегистрированного права отсутствующим отказать.

В удовлетворении иска Захватаева ФИО43 к ОАО «ЛГЭК» о признании зарегистрированного права на трансформаторную подстанцию отсутствующим отказать.

Взыскать с Захватаева ФИО44 в пользу ОАО «ЛГЭК» возврат госпошлины в размере 2000 рублей.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Буева

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года