ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-274/19 от 13.03.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-274/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2019 года г.Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Голубевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Гаркуша Н.А. к Забайкальскому войсковому казачьему обществу о признании недействительным протокола и решения Совета атаманов от 27.07.2018 г., заседание Совета атаманов от 27.07.2018 г. незаконным

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.

27 июля 2018 г. состоялся Совет атаманов Забайкальского войскового казачьего общества.

Истец занимает должность атамана отдельского казачьего общества «4-й Пограничный отдел». Обращаясь в суд, истец ссылается на неправомочность заседания Совета атаманов, недействительность протокола Совета атаманов от 27.07.2018 г. и принятых решений на Совете атаманов по причине отсутствия кворума.

Согласно протоколу от 27.07.2018 г. на заседании присутствовало 34 члена Совета атаманов из 66 и на мобильной телефонной связи находилось 5 атаманов, что являлось незаконным с учетом требований ст.4.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Кроме того, незаконным является включение в повестку заседания Совета атаманов вопроса о внесении изменений и дополнений в Положение о Совете атаманов ЗВКО принятом на Круге от 31 марта 2018 г., так как Положение о Совете атаманов принималось Кругом ЗВКО и вопрос связанный с уставной деятельностью ЗВКО решается Кругом ЗВКО.

На основании изложенного истец просит признать недействительным протокол и решения Совета атаманов от 27.07.2018 г., заседание Совета атаманов от 27.07.2018 г. незаконным.

В судебном заседании представитель истца Кондратьев С.А. требования поддержал по указанным основаниям.

Представитель ответчика Юрьев С.В. полагал требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" определяет казачье общество как добровольное объединение граждан в форме некоммерческой организации, члены которого приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация действует на основании устава.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

Забайкальское войсковое казачье общество является юридическим лицом, что подтверждается записью в Едином государственным реестре юридических лиц.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация действует на основании устава.

Устав Забайкальского войскового казачьего общества утвержден приказом № 287 от 20.06.2011 г. Министерством регионального развития РФ и зарегистрирован в установленном законом порядке.

Положение о Совете атаманов ЗВКО определяет полномочия, функции, а также порядок работы принятия и исполнения решений Совета атаманов ЗКВ. Совет атаманов является руководящим коллегиальным органом ЗКВ

В период между заседаниями Круга ЗКВ, с полномочиями Круга за исключением вопросов находящихся в исключительной компетенции Круга.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 38, пунктами 43, 44 Устава ЗВКО положение о Совете атаманов утверждается Кругом ЗВКО, Состав и порядок работы Совета атаманов утверждаются Кругом Забайкальского войскового казачьего общества (далее - ЗВКО) сроком на 5 лет.

Приказом Атамана Забайкальского войскового казачьего общества №18 от 06.06.2018 г. назначено проведение заседания Совета атаманов ЗВКО на 27.07.2018г. в Республике Бурятия, Заиграевского района, с.Нарын-Ацагат. Приказ и повестка заседания доведены до участников своевременно. Выезд к месту проведения заседания и размещение участников были организованы.

Принимая во внимание, что согласно протоколу Круга ЗВКО от 31.03.2018г. положение о Совете атаманов не было утверждено Кругом, соответственно Совет атаманов должен был руководствоваться в июле 2018 г. Положением о Совете атаманов от 28.03.2015 г..

В новой редакции Кругом ЗВКО принято Положение о Совете атаманов только 20 октября 2018 г..

Согласно ст.43 Устава ЗВКО в совет атаманов входят по должности: войсковой атаман, первый заместитель (товарищ) войскового атамана, атаманы окружных (отдельских) казачьих обществ, входящих в состав ЗВКО.

Положением о Совете атаманов от 28.03.2015 г. предусмотрено, что в Состав Совета атаманов ЗКВ входят: Атаман ЗКВ - (по должности); первый заместитель (товарищ) Атамана ЗКВ (по должности); заместитель (товарищ) Атамана ЗКВ по Республике Бурятия (по должности). Члены Правления ЗКВ по должности: заместитель Атамана - начальник штаба ЗКВ, заместитель Атамана по экономическим вопросам, заместитель Атамана по взаимодействию с Русской Православной Церковью. Атаманы отделов (по должности); Начальник штаба окружного казачьего общества по Республике Бурятия (по должности). Члены Совета атаманов, избираемые от отдельских (окружного) казачьих обществ по нормам, утвержденными на войсковом Круге для каждого отдельского (окружного) казачьих обществ (ОКО РБ «Верхнеудинское» - 5 чел., ОКО «2-й Агинский отдел» - 1 чел., ОКО «3-й Читинский отдел» - 2 чел., ОКО «4-й Пограничный отдел» - 3 чел.), всего - 11 делегатов от отделов ЗКВ. Решением войскового Круга легитимность составляет - 21 член Совета атаманов, прибывших на заседание».

Согласно ст.46 Устава ЗВКО заседание совета атаманов считается правомочным при условии присутствия на нем не менее двух третей его членов. Решения совета атаманов принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов совета атаманов, если иное не предусмотрено Уставом.

Совет атаманов, как следует из протокола от 27.07.2018 г. состоял из 66 членов.

Согласно протоколу от 27.07.2018 г. на заседании присутствовало 34 члена Совета атаманов и на мобильной телефонной связи находилось 5 атаманов. В заседании принимал участие войсковой старшина Хмель Н.П.-председатель Совета стариков ЗКВ.

Довод представителя истца о незаконности участии Хмель Н.П. в голосовании судом не принимается, поскольку исходя из содержания протокола заседания Совета атаманов Хмель Н.П. голосование не принимал, иными доказательствами данное обстоятельство не подкреплено.

Принимая во внимание, что действующим на момент проведения заседания 27.07.2018 г. положением о Совете атаманов от 28.03.2015 г. был определен количественный состав Совета атаманов – 21, а решения принимались с участием 34 членов Совета атаманов, суд приходит к выводу, что кворум, установленный положением о Совете атаманов от 28.03.2015 г. имелся. Вследствие чего принятые решения на заседании Совета атаманов 27.07.2018 г. имели законную силу.

Далее, согласно протоколу Совета атаманов от 27.07.2018 г. из 66 членов Совета атаманов с правом голоса прибыло 34 участника. Кроме того, на связи (мобильной телефонной связи, Viber, WhatsApp) находились пять атаманов (Гурулев Р.А., Хохлов В.Н., Астраханцев В.В., Казаков А.Н., Гашков В.В.).

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Законом N 7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами.

Таким образом, Закон N 7-ФЗ связывает правомочность общего собрания членов некоммерческой организации, а также принятие им решений, с личным присутствием на данном собрании его членов.

Вместе с тем, учитывая, что для кворума требуется участие не менее 21 члена Совета атаманов, а присутствовало 34, то при вычислении 5 членов принимавших участие с помощью связи, кворум имеется, так как составляет 29 голосов (34-5).

Ссылка представителя истца на рапорт Федорова Н.А.-атамана Кабанского станичного казачьего общества «Станица Кабанская» о том, что он не присутствовал на заседании 27.07.2018 и на связи не находился-не может быть принят судом как подтверждение доводов о нарушениях проведения заседания Совета атаманов, поскольку представленный рапорт не имеет признаков подлинности, а именно, представлен в копии и без подтверждения его поступления в ЗВКО и иными доказательствами не подтвержден.

В пояснениях представитель ответчика указывает на поступивший за 5 дней до проведения заседания отказ Гаркуши Н.А. от участия атаманов отдела в заседании Совета атаманов ввиду введения режима ЧС в районах края и привлечения казаков к ликвидации.

Довод представителя истца о незаконности заседания Совета атаманов ввиду невозможности явки на заседание атаманов отдела привлеченных к мероприятиям ликвидационного характера, признается несостоятельным, поскольку порядка созыва заседания Совета атаманов не установлено. Кроме того, судом учитывается, что согласно п.5.7 и п.5.8 Положения от 28.03.2015 г. перед началом заседания секретарь докладывает о составе присутствующих, отсутствующих и причины их отсутствия. Члены Совета атаманов принимают решение путем голосования о правомочности заседания. Как следует из протокола от 27.07.2018 г. каких-либо подтверждающих доказательств тому, что истец направил на заседание Совета атаманов сведения о невозможности явки с подтверждением уважительности причин представлено не было. Заседание было правомочно.

Положением от 28.03.2015 г. предусмотрено, что при наличии кворума заседание проводится. Таким образом, Положение не предусматривает препятствий в проведении заседания Совета атаманов и при уважительности неявки члена Совета атаманов.

Далее, истец полагает незаконным включение в повестку заседания Совета атаманов второго вопроса о внесении изменений и дополнений в Положение о Совете атаманов ЗВКО принятом на Круге от 31 марта 2018 г., так как Положение о Совете атаманов принималось Кругом ЗВКО и вопрос связанный с уставной деятельностью ЗВКО решается Кругом ЗВКО в соответствии со ст.39 Устава ЗКВ.

Согласно протоколу заседания Совета атаманов от 27.07.2018 г. по вопросу о внесении изменений и дополнений в Положение о Совете атаманов ЗКВ принятом на круге 31.03.2018 г (являющимся промежуточным решением и не имеющим юридической силы), принято решение: «После консультации с РПЦ в Положение о Совете атаманов ЗКВ утвержденное Кругом от 31.03.2018 г. в г.Чита предложение «войсковой лама» заменить на –«лама Буддийской Традиционной Сангхи России».

В статье 45 Устава ЗВКО перечислены основные полномочия Совета атаманов. Среди полномочий, перечисленных в пп.1-7 ст.45 Устава ЗВКО решение вопроса по внесению изменений и дополнений в Положение Совета атаманов не отнесено к компетенции Совета атаманов. Решения Круга казачьего войска о передаче полномочий по решению вопроса о внесении изменений, дополнений в положение о Совете атаманов не принималось.

При таком положении вопрос о внесении изменений в Положение Совета атаманов находилось за пределами полномочий заседания Совета атаманов. Вместе с тем, несмотря на отсутствие полномочий по вопросу внесения изменений в Положение Совета атаманов, данное обстоятельство не может быть основанием для удовлетворения иска, поскольку непосредственно внесенным изменением права и интересы истца не нарушены. Каких-либо негативных последствий для истца этим не вызвано. Кроме того, 20 октября 2018 г. Кругом ЗВКО принято Положение о Совете атаманов в новой редакции.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения иска не установлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Гвркуша Н.А. оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Аксаненко Р.Т.