ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-274/20 от 14.05.2020 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-274/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2020 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

при секретаре Мишиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ для граждан с ограниченными возможностями,

у с т а н о в и л:

25 марта 2020 года прокурор Анивского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» (далее – МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое), в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению доступности для людей с ограниченными возможностями (инвалидов) объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Проведенной проверкой установлено, что вопреки Федеральному закону от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядку обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309, Своду Правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденному приказом Минрегиона Российской Федерации № 798/пр от 14 ноября 2016 года, в образовательной организации не обеспечен беспрепятственный доступ для граждан с ограниченными возможностями, а именно: тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенная поверхность участков пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотами коммуникационных путей; информационные тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с пользованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (должны размещаться со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов), перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения); при входах в здания информационные тактильные мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в здании, и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.

В связи с тем, что МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» является объектом социальной инфраструктуры, которое посещает неопределенное число лиц, образовательным учреждением должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

Изложив обстоятельства указанные в заявлении, прокурор Анивского района просит обязать МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ для граждан с ограниченными возможностями в образовательном учреждении, расположенном по адресу: <...>, а именно:

- установить тактильные предупреждающие указатели и/или создать контрастно окрашенную поверхность участков пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотами коммуникационных путей;

- установить информационные тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов), перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения);

- установить при входах в здания информационные тактильные мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в здании, и тактильно-контрастные указатели на основных путях движения.

13 мая 2020 года прокурором Анивского района представлено заявление об уточнении исковых требований, согласно которому он просит обязать МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ для граждан с ограниченными возможностями в образовательном учреждении, расположенном по адресу: <...>, а именно:

- установить на участках пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5-0,6 м, с высотой рифов 4 мм (на расстоянии 0,3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения; на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению; непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери; на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней открытых лестничных маршей);

- установить информационные тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения);

- установить при входе в здание массового посещения информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании (с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа, на основных путях движения обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,3 м с высотой рифов 4,00 мм).

В судебном заседании старший помощник прокурора Анивского района Волкова Н.Г. настаивала на исковых требованиях по изложенным в исковом заявлении основаниям с учетом внесенных уточнений.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» - заведующая ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора Анивского района признала частично и пояснила, что учреждение признает требования прокурора в части установления информационных тактильных табличек для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля и информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, но только при входе в здание, в остальной части исковые требования считает необоснованными.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, на стороне истца администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен; от представителя по доверенности ФИО2 поступил отзыв на исковое заявление, в котором сообщает, что исковые требования прокурора Анивского района обоснованы и подлежат удовлетворению, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, на стороне истца администрации муниципального образования «Анивский городской округ».

Выслушав старшего помощника прокурора Волкову Е.Г., представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 2, 7 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Частью 7 статьи 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено обеспечение доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения путем досягаемости ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасности путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (пункт 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Анивского района проведена проверка в МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» на предмет соблюдения законодательства по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В ходе данной проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» является юридическим лицом, имеет закрепленное за ним на праве оперативного управления обособленное имущество - здание детского сада, являющееся муниципальной собственностью.

Учредителем детского сада является отдел образования администрации муниципального образования «Анивский городской округ».

Основным видом деятельности МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» является дошкольное образование.

Согласно информации заведующей МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» ФИО1 № 82 от 18 марта 2020 года № 37, в учреждении тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенная поверхность участков пола на путях движения не установлены и не окрашены, информационные тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля не установлены, разрабатывается проект на ремонт образовательного учреждения с учетом требований законодательства по обеспечению комфортной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (проект «Доступная среда»); в учреждении нет слабовидящих среди детей, родителей и лиц, их заменяющих, сотрудников, приказом по учреждению утвержден список лиц, в обязанности которых входит оказание физической, информационной и иной помощи лицам с ограниченными возможностями.

В силу подпунктов «а», «б», «е» пункта 3, подпункта «а» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги;

- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Требования к обеспечению входа и передвижение инвалида в помещении закреплены в Своде правил «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской федерации от 14.11.2016 года № 798/пр.

Согласно пункту 6.2.3 Свода правил «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01-2001», участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5-0,6 м, с высотой рифов 4 мм.

Предупреждающие тактильно-контрастные указатели должны быть:

- на расстоянии 0,3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения;

- на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению;

- непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери;

- на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней открытых лестничных маршей (если проступь ступени на верхней площадке выделена конструктивно, предупреждающий указатель должен непосредственно примыкать к проступи, независимо от ее ширины).

Пунктом 6.5.9 Свода правил предусмотрено, что информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м:

- перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

В соответствии с пунктом 8.1.6 Свода правил при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,3 м с высотой рифов 4,0 мм

В судебном заседании установлено, что в МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» отсутствуют тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участках пола (нарушение пункта 6.2.3 Свода правил), информационные тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, рельефно-точечного шрифта Брайля (нарушение пункта 6.5.9 Свода правил), при входе в здание информационные тактильные мнемосхемы (нарушение пункта 8.1.6 Свода правил).

С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, суд приходит к выводу, что здание МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

Вместе с тем МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое», у которого данное здание находится на праве оперативного управления, не созданы условия для маломобильных групп населения, инвалидов с нарушениями зрения для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры, обязанность по созданию таких условий законодательством возложена, в том числе на лицо, во владении и пользовании которого находится объект социальной инфраструктуры, что существенно нарушает права и интересы инвалидов, гарантирующие создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а потому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указанный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Доводы стороны ответчика о нецелесообразности и неразумности заявленных исковых требований прокурора Анивского района, нарушении прав воспитанников детского сада в случае удовлетворения иска, состоятельными не являются. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов в целях адаптации.

Доводы представителя ответчика о том, что положения Свода правил «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01-2001» не распространяются на детские сады, суд считает необоснованными, поскольку в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные учреждения входят в структуру системы образования Российской Федерации, и, являясь объектами социальной инфраструктуры, обязаны создать условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено (часть 2).

Суд полагает необходимым с учетом принципа разумности и соблюдения прав истца установить срок для исполнения решения – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, является доходом муниципальных районов.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.

Учитывая, что органы прокуратуры на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, с МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое в бюджет муниципального образования «Анивский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ в образовательное учреждение, расположенное по адресу: <...>, для граждан с ограниченными физическими возможностями, а именно:

- установить на участках пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5-0,6 м, с высотой рифов 4 мм (на расстоянии 0,3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения; на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению; непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проем без двери; на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней открытых лестничных маршей);

- установить информационные тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения);

- установить при входе в здание массового посещения информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании (с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа; на основных путях движения обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,3 м с высотой рифов 4,0 мм).

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое» в доход бюджета муниципального образования «Анивский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в мотивированной форме.

Решение в мотивированной форме изготовлено 19 мая 2020 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова