Гражданское дело № 2-274/2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Рязань 28 февраля 2013 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Арсеньевой О.В.,
при секретаре судебного заседания Андреевой А.Р.,
с участием заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области Чёнкина С.Н.,
представителей органа, чье решение обжалуется, - Совета депутатов МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению прокурора Рязанского района Рязанской области к Совету депутатов МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Рязанского района Рязанской области обратился в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ к Совету депутатов МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению главы администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО3 В ходе проверки установлено, что решением Совета депутатов МО -Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района от 30.12.2012 № 58-12утверждено штатное расписание аппарата Совета депутатов с 01.01.2013 года. Заявитель полагает, что указанное решение представительного органа местного самоуправления принято в нарушение законодательства о муниципальной службе, поскольку предусмотренные штатным расписанием Совета депутатов должности депутата, главного бухгалтера, юриста, помощников депутатов по договорам отсутствуют в «Реестре должностей муниципальной службы в Рязанской области», приведенном в Приложении №1 к Закону Рязанской области от 17.10.2007 № 136-0З (ред. от 15.10.2012) «О муниципальной службе в Рязанской области». Таким образом, осуществляя в настоящее время и в будущем трудовую деятельность в аппарате Совета депутатов Заборьевского сельского поселения на должностях, не предусмотренных «Реестром должностей муниципальной службы в Рязанской области», граждане фактически лишены возможности получать гарантии, регламентированные федеральным законодательством о муниципальной службе. На основании изложенного, заявитель просит суд устранить нарушения прав и свобод граждан путем исключения из «Штатного расписания», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 30.12.2012 № 58-12 «О штатном расписании» должностей «депутата», «юриста», «главного бухгалтер», «помощников депутатов по договорам».
В судебном заседании заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области Чёнкин С.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представители органа, чье решение оспаривается, - Совета депутатов Заборьевского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1 и ФИО2 возражали против заявленных требований, мотивируя тем, что указанные в штатном расписании аппарата Совета депутатов должности «юрист», «бухгалтер» предусмотрены ст.14 Регламента Совета депутатов МО – Заборьевское сельское поселение, должность «депутата» занимает Председатель Совета депутатов, в должность «помощник депутатов по договорам» внесена в соответствии с законом Рязанской области «О статусе депутата Рязанской облатсной Думы».
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса и исследовав письменные доказательства, представленные сторонами в силу ст.56 ГПК РФ, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Так, в силу статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
На основании ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Реестр должностей муниципальной службы в Рязанской области» приведен в Приложении № 1 к Закону Рязанской области от 17.10.2007г. № 136-ОЗ (ред. от 15.10.2012г.) « О муниципальной службе в Рязанской области».
Статьей 28 Устава муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области 28.12.2005г. №134 (в ред. от 20.11.2009), установлено, что правовое, документальное, финансовое, организационно-техническое обеспечение деятельности депутатов Совета депутатов, комиссий Совета депутатов, председателя Совета депутатов и его заместителя осуществляет аппарат Совета депутатов, который формируется в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области» в пределах выделенных бюджетных средств. Структура аппарата Совета депутатов утверждается решением Совета депутатов.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 30 декабря 2012 года Советом депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского района Рязанской области принято решение № 58-12 «О штатном расписании», которым утверждено штатное расписание 01.01.2013г. аппарата Совета депутатов с указанием следующих должностей: депутат, руководитель аппарата, пресс-секретарь, юрист, главный бухгалтер, помощник депутатов по договорам. Настоящее решение вступило в силу с момента его принятия.
Изучив форму и содержание оспариваемого решения Совета депутатов, суд приходит к выводу, что данное решение не носит нормативного характера, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, а затрагивает организационно – техническую деятельность аппарата Совета депутатов конкретного сельского поселения, в связи с чем прокурор Рязанского района вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании данного решения в порядке ст.25 ГПК РФ
Изучив штатное расписание аппарата Совета депутатов МО – Заборьевское сельское поселение и сопоставив указанные в нем должности с «Реестром должностей муниципальной службы в Рязанской области», приведенном в Приложении № 1 к Закону Рязанской области от 17.10.2007г. № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области», суд приходит к выводу, что указанные в штатном расписании должности «депутат», «юрист», «главный бухгалтер», «помощник депутатов по договорам» в Реестре должностей муниципальной службы отсутствуют.
Указание в штатном расписании должностей, не предусмотренных действующим законодательством о муниципальной службе, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку осуществляя трудовую деятельность на должностях муниципальной службы, не предусмотренных действующим законодательством, граждане фактически лишены предусмотренных законом муниципальных гарантий. Кроме того, в силу ст.27, 28 Устава МО - Заборьевское сельское поселение и Положения о размере оплаты труда и условиях премирования муниципальных служащих, депутатов и выборных должностных лиц МО –Заборьевсое сельское поселение, утвержденного Постановлением Главы данного муниципального образования №6 от 01.06.2012г., расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов, в том числе аппарата Совета депутатов, осуществляются за счет средств бюджета Заборьевского сельского поселения, то есть за счет средств налогоплательщиков. Расходование бюджетных средств на оплату труда муниципальных служащих, которые в силу закона таковыми не являются, нарушает права и законные интересы жителей сельского поселения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что принятое 30 декабря 2012 года Советом депутатов муниципального образования- Заборьевское сельское поселение Рязанского района Рязанской области решение № 58-12 «О штатном расписании» об утверждении штатного расписания 01.01.2013г. аппарата Совета депутатов в части должностей: депутат, юрист, главный бухгалтер, помощник депутатов по договорам не соответствует действующему законодательству о муниципальной службе, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем является незаконным.
Доказательств законности данного решения представителями Совета депутатов МО – Заборьевское сельское поселение суду в силу ст.56 ГПК РФ представлено не было, хотя такая обязанность возложена на них ч.1 ст.249 ГПК РФ.
Доводы представителя органа, чье решение оспаривается, ФИО1 о том, что должности «юрист», «бухгалтер» предусмотрены ст.14 Регламента Совета депутатов МО – Заборьевское сельское поселение, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Как было указано выше, ст.28 Устава муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, установлено, что правовое, документальное, финансовое, организационно-техническое обеспечение деятельности депутатов Совета депутатов, комиссий Совета депутатов, председателя Совета депутатов и его заместителя осуществляет аппарат Совета депутатов, который формируется в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области».
При этом в силу ч.1 ст.36 Устава в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, Устав Заборьевского сельского поселения и решения Совета депутатов Заборьевского сельского поселения, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч.2 указанной статьи Устав Заборьевского сельского поселения и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов.
Представленный суду регламент Совета депутатов МО –Заборьевское сельское поселение принят решением Совета депутатов муниципального образования второго созыва от 22.05.2009г. за №11. Статьей 14 Регламента (п.п.1 и 2) предусмотрено, что правовое, документационное, финансовое, организационно-техническое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности депутатов Совета депутатов, комиссий Совета депутатов, председателя Совета депутатов и его заместителя осуществляет аппарат Совета депутатов, который формируется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» и Законом Рязанской области «О государственной гражданской службе в Рязанской области». При этом в структуру аппарата Совета депутатов входят руководитель аппарата, юрист, пресс-секретарь, бухгалтер.
Вместе с тем, указанные положения Регламента противоречат указанным выше положениям Федерального Закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Рязанской области от 17.10.2007г. № 136-ОЗ (ред. от 15.10.2012г.) « О муниципальной службе в Рязанской области» и ст.28 Устава муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области 28.12.2005г. №134.
В силу ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Таким образом, поскольку нормы ст.14 Регламента не соответствуют действующему федеральному и региональному законодательству о муниципальной службе, а также ст.28 Устава сельского поселения, положения п.п.1 и 2 ст.14 Регламента не могут быть применены судом при рассмотрении настоящего дела.
Ссылка представителя органа, чье решение оспаривается, на Закон Рязанской области «О статусе депутата Рязанской областной Думы» как правовое основание для включения в состав аппарата Совета депутатов должности «помощник депутата по договорам» не может быть принята судом во внимание, поскольку данным нормативным правовым актом вопросы составления и утверждения штатного расписания органа местного самоуправления не регламентированы.
В силу п.28 постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод граждан.
Согласно ст.16 Регламента Совета депутатов МО – Заборьевское сельское поселение председатель Совета депутатов обязан созвать внеочередное заседание Совета депутатов не позднее чем через три дня после получения инициативы его проведения. Таким образом, суд полагает целесообразным определить срок для восстановления нарушенных прав граждан – в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать Совет депутатов МО – Заборьевское сельское поселение в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу исключить из «Штатного расписания», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 30.12.2012 № 58-12 «О штатном расписании» должности «депутат», «юрист», «главный бухгалтер», «помощник депутатов по договорам».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Рязанского района Рязанской области к Совету депутатов МО - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 30.12.2012 № 58-12 «О штатном расписании» в части утверждения в составе Аппарата Совета депутатов должностей «депутат», «юрист», «главный бухгалтер», «помощник депутатов по договорам».
Обязать Совет депутатов МО – Заборьевское сельское поселение в течение 7 (семи) дней со дня вступления решения суда в законную силу исключить из штатного расписания Аппарата Совета депутатов, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 30.12.2012 № 58-12 «О штатном расписании», должности «депутат», «юрист», «главный бухгалтер», «помощник депутатов по договорам».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Рязанский районный суд Рязанской области.
Судья: подпись.
Копия верна: судья: О.В.Арсеньева.