2-274/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Сумусенковой О.Н.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Дмитривское сельское поселение» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО3 о признании отказа администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО3 обратилиь в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации. В заявлении указывает, что с августа 2009 года они проживают в квартире по адресу: <адрес>, Республики Алтай. Квартиру не оформил, т.к. сделал разрешение на строительство для возведения на этом участке жилого дома. Земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности, квартира пригодна для постоянного проживания. В 2010 году сделал косметический наружный и внутренний ремонт - обшил сайдингом, поменял кровлю перестелил полы. ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнение, вызванного проливными дождями и выходом из берегов р. Бия жилая квартира была затоплена, вода в доме поднялась выше уровня пола на 10 см., пострадало имущество первой необходимости: стулья, столы, холодильник. Комиссией МО «Дмитриевское сельское поселение» был составлен акт обследования квартиры, утраченного имущества. Однако администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» ему и членам его семьи было отказано во включении в списки граждан на возмещение материальных затрат произошедших в следствие чрезвычайной ситуации по причине отсутствия регистрация по указанному адресу. Заявители зарегистрированы по адресу: <адрес>, <...>, но фактически проживают по адресу <адрес>. Производят оплату коммунальных услуг.
В судебном заседании заявитель ФИО1, поддержал требования в полном объеме на основаниях и доводах изложенных в заявлении, пояснил, что восстановить утраченное имущество у него отсутствуют денежные средства.
Заявитель ФИО3 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, об уважительности причин своей не явки суду не сообщил.
В силу ст. 257 ГПК РФ заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления рассматривается судом с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» ФИО2 в судебном заседании не возражал на удовлетворении требований заявителя, пояснил, что ФИО1 и его сын ФИО3 фактически действительно постоянно проживают по адресу <адрес>.
Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 25 вышеуказанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (ч. 2 ст. 18)
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р «О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации» в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.
Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» (в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 23.06.2014 N 177) пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» установлено, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года (далее - граждане), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с п. 4 вышеуказанного постановления орган местного самоуправления муниципального района Республики Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат и после и утверждения главой муниципального района в Республике Алтай, руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Основанием для отказа включения гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного абзацем вторым пункта 1 настоящего Порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, необходимо наличие таких условий, как являться гражданином Российской Федерации, проживать в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.
Как следует из вышеуказанных норм, для включения в список граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости наличие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации не является обязательным условием.
Согласно свидетельства о праве собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов – разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 960 кв. метров, расположенный по адресу <адрес>.
Разрешениес на строительство № Администрация Дмитриевского сельского поселения разрешила строительство жилого дома (стены деревянные), кровля – металлопрофиль, фундаменты – бетонные ленточные по адресу <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ сельской администрацией «Дмитриевское сельское поселение» «Об определении зоны ЧС МО «Дмитриевское сельское поселение» считать зоной затопления <адрес>: <адрес> – верхний край от № до № от № до №; нижний край от № до №.
Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате ЧС – наводнения май-июнь 2014 года от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, подписанным членами комиссии, утвержденным руководителем органа местного самоуправления Дмитриевского сельского поселения, согласованным с руководителем управления по делам ГОЧС органа местного самоуправления, установлено, что у пострадавшего ФИО4 пострадало жилой дом площадью 39,2 кв. метров – попал в зону подтопления. Согласно заключения комиссии размер единовременной материальной помощи составляет 20 000 рублей. С заключение комиссии и суммой единовременной материальной помощи ФИО1 ознакомлен, имеется личная подпись от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется отказ главы сельской администрации Дмитриевское сельское поселение ФИО2 № отДД.ММ.ГГГГ года, которым ФИО1 и ФИО3 отказано во включении в списки на возмещение материальных затрат в связи с не совпадением регистрации по месту жительства с адресом подтопления.
Согласно паспорта РФ серии №, выданного ФИО5 ОФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в кишлак <адрес>а <адрес>, зарегистрирован по месту жительства с. <адрес>.
Согласно паспорта РФ серии №, выданного ФИО5 ОФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Алтай, зарегистрирован по месту жительства с. <адрес>.
Справкой сельской администрации Дмитриевского сельского поселения <адрес> Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес> имеет состав семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения степень родства – сын. Справка выдана на основании книги похозяйственного учета № за 01.01.2012-ДД.ММ.ГГГГ года, лицевой счет №.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Произвольное расширительное толкование норм Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).
Отсутствие постоянной регистрации ФИО1 и ФИО3 по адресу <адрес> не является основанием для отказа в получении компенсации от последствий чрезвычайной ситуации - наводнения, поскольку противоречит нормам ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а так же Постановлению Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости».
При таких обстоятельствах, суд находит, что требования заявителя о признании отказ администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении Березовского Ю.А и ФИО3 в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению требования заявителя об обязании администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» включить ФИО1 и ФИО3 в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации, так как они фактически проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается показаниями самого заявителя, не отрицается главой сельской администрации «Дмитриевское сельское поселение» ФИО2, подтверждается справкой сельской администрацией Дмитриевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ года; жилой дом и земельный участок расположены в границах зоны подтопления, утвержденной распоряжением сельской администрации «Дмитриевское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ года; в результате наводнения пострадало имущество Березовского, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании от заявителя ФИО1 поступило заявление с просьбой обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Главами 23, 25 ГПК РФ не установлено запрета на применение данной нормы закона по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что заявитель пострадал вследствие чрезвычайной ситуации, что повлекло для заявителя ухудшение его материального положения, денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у него отсутствуют, затрудняет условия его жизнедеятельности, в целях защиты нарушенных прав и интересов заявителя, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1, ФИО3 удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца кишлак <адрес><адрес> и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а Республики Алтай незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца кишлак <адрес>а <адрес> и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2014 года.
Председательствующий- судья К.В.Албанчинова