ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-274/2021 от 20.05.2021 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-274/2021

УИД 32RS0023-01-2021-000306-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 года г. Почеп

Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р.В., при секретаре Гомоновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, понуждении назначить государственную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное), в котором с учетом уточнения исковых требований просит признать за ней право на назначение досрочной государственной пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г. Трубчевске, Брянской области, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в д. Вадьковка, Погарского района, Брянской области и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пгт.Погар, Брянской области, обязать пенсионный фонд выплатить ей государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отменить решение пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в этой части.

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику по вопросу назначения досрочной пенсии, решением пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии, по причине отсутствия у нее права на досрочную пенсию, так как у нее не подтвержден факт и продолжительность проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения. С решением пенсионного фонда она не согласна, так как в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала постоянно и была зарегистрирована на территории г. Трубчевска, Брянской области, в общежитии Трубчевского педагогического училища, расположенном по адресу: <...>. В указанный период г. Трубчевск относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом истец имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года.

Истец ФИО1, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) ФИО2, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно пунктов 1-2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пп. 8).

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 – 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции на 31.12.2018 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно статье 34 указанного выше Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно Примечания к статье 35 указанного выше закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

На основании распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р, г. Трубчевск, Брянской области и д. Вадьковка, Погарского района, Брянской области до 1 февраля 1998 года были включены в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, и относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости с снижением пенсионного возраста на 3 года на основании ст. 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 Закона о ЧАЭС.

Решением ГУ УПФР в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1, в связи с тем, что у нее отсутствует необходимый период проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (12 лет). Период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом, засчитанный бесспорно ответчиком, составляет 11 лет 05 месяцев 02 дня.

Пенсионный фонд признал за истцом право на снижение пенсионного возраста на 2 года, не принял во внимание в качестве документа, подтверждающего проживание истца в г. Трубчевске (зоне с льготным социально-экономическим статусом до ДД.ММ.ГГГГ) справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», поскольку в ней нет данных о выписке из общежития по адресу: <адрес>, кроме того регистрация студентов в общежитии носит временный характер.

ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 52 года, что подтверждается ее паспортом , выданным <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

В связи с вступлением ДД.ММ.ГГГГ в зарегистрированный брак с ФИО8. истец сменила фамилию с ФИО5 на ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении II-ИФ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Бюро ЗАГС <адрес> и свидетельством о заключении брака II-МД , выданным ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

Как следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованной лица ФИО1 и ее трудовой книжки AT-V от ДД.ММ.ГГГГ, страховой стаж истца составляет более пяти лет.

В судебном заседании установлено, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована и проживала в общежитии Трубчевского педагогического училища, расположенном по адресу: <адрес>, обучалась по очной форме образования в Трубчевском педагогическом училище Брянской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, никуда в данный период не выезжала.

Факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом – в <адрес> подтверждается справками ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, дипломом серии ИТ регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ, копией домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>.

Согласно справки ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ, по архивным данным сведений о направлении истца на производственную практику, месте ее прохождения в учебном заведении не сохранилось. За период обучения Рыбчинская (ФИО9) С.М. не переводилась на заочную форму обучения.

Из представленных доказательств суд делает вывод, что в период с 26 апреля 1986 года по 02 июля 1986 года ФИО1 постоянно проживала на территории г. Трубчевска, Брянской области. Данный населенный пункт в указанный период относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Проживание истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 02 июля 1986 года на основании ст. 34 и Примечания к ст. 35 Закона о ЧАЭС дает ей право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Кроме того, истцу пенсионным фондом бесспорно засчитан период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, который составляет 11 лет 05 месяцев 02 дня, ответчик бесспорно признал за истцом право на снижение пенсионного возраста на 2 года за проживание в <адрес>, <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 9 месяцев 28 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца 14 дней), и за проживание в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 3 месяца 19 дней), что также подтверждается справкой Вадьковской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Деревня Вадьковка, Погарского района, Брянской области и пгт. Погар, Брянской области до 01.02.1998 года относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период катастрофы на Чернобыльской АЭС и в последующем в течение 11 лет 05 месяцев 02 дней.

На основании ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г., пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Согласно справки ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) № 173031/21 от 17.05.2021 года, ФИО1 с 14 февраля 2021 года установлена государственная пенсия по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ, ст. 34 Закона № 1244-1 о ЧАЭС, т.е. со снижением пенсионного возраста на 2 года.

В связи с тем, что ФИО1 имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года, обратилась в пенсионный фонд по вопросу назначения государственной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, суд обязывает пенсионный фонд выплатить истцу государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, решение пенсионного фонда в части непризнания за истцом права на снижение пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом и не назначения ФИО1 государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ суд отменяет.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет уточненные исковые требования ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на назначение досрочной государственной пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) выплатить ФИО1 государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части непризнания за истцом права на снижение пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом и не назначения ФИО1 государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Коростелева

Решение составлено в окончательной форме 27 мая 2021 года.