ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-274/2022 от 18.08.2022 Мамонтовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-274/2022

УИД22RS0033-01-2022-000353-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» августа 2022 года с. Мамонтово

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Корякиной Т.А.,

при секретаре: Неверовой О.Н.,

с участиемпрокурора: Бочкарева М.В.,

представителя третьего лица: ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершать действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамонтовского района обратился в Мамонтовский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершать действия, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на безопасное пребывание в детском оздоровительном лагере «Чайка», являющемся структурным подразделением Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта.

Земельный участок с кадастровым номером предоставлен МКУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Администрации Мамонтовского района Алтайского края от 11.03.2022 . Указанный земельный участок используется для деятельности летнего оздоровительного лагеря «Чайка».

Проверкой обнаружено, что в нарушение действующего законодательства Российской Федерации забор ДОЛ «Чайка» частично по периметру лагеря отсутствует, имеет нарушения целостности.

В частности, отсутствует ограждение на протяжении расстояния между характерными границами точек Н5 - Н6, а также между характерными границами точек Н6 - Н7.

Кроме того на территорию ДОЛ «Чайка» возможен бесконтрольный проход и проезд граждан в том числе, собственников земельных участков с кадастровыми номерами , что нарушает требования безопасного пребывания несовершеннолетних в ДОЛ «Чайка».

При этом в 2021 г. прокуратурой района установлено, что с территорией лагеря граничит земельный участок с кадастровым номером , где расположены неиспользуемые в процессе организации отдыха детей в лагере здание бани (сауны), нежилое здание профилактория, жилой дом (1976 года постройки), признанные в 2017 году аварийными и подлежащими сносу.

По результатам проверки директору МКУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр», главе администрации района внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства. Акты реагирования признаны обоснованным, однако конкретные действия к устранению выявленных нарушений до настоящего времени не приняты.

Бездействием руководства образовательного учреждения, выразившемся в не принятии мер, направленных на соблюдение требований к антитеррористической защищенности образовательного учреждения создается угроза жизни и здоровья несовершеннолетних.

На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по неисполнению обязанности установить ограждение на земельном участке с кадастровым номером на границе с земельным участком с кадастровым номером 22:27:020101:853 на протяжении границ точек Н5 - Н6, а также на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7, утвержденных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, до окончания смежной границы земельного участка с кадастровым номером на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7

Возложить на Муниципальное казенное образовательное учреждения дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность установить ограждение на земельном участке с кадастровым номером на границе с земельным участком с кадастровым номером на протяжении границ точек Н5 - Н6, а также на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7, утвержденных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ до окончания смежной границы земельного участка с кадастровым номером на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7.

В судебном заседании прокурор ФИО2, настаивал на удовлетворении исковых требований, просил суд удовлетворить их в полном объеме по приведенным основаниям и представленным в деле доказательствам.

Представитель ответчика МКОУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица Администрации Мамонтовского района Алтайского края ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в части признания незаконными бездействия, так как комитет по образованию администрации Мамонтовского района является учредителем ДЮЦ и администрацией направлялось обращение в Министерство образования Алтайского края. Против удовлетворения остальной части исковых требований не возражал.

Руководствуясь ст.ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав материалы данного гражданского дела, исследовав представленные в деле доказательства и дав им оценку, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 5 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами; устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

Вследствие чего постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

В силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Положениями п. 25 Требований предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Кроме того требования к антитеррористической защищенности объектов содержатся в постановлении Правительства РФ от 14.05.2021 № 732 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления» (далее - Постановление № 732).

Пунктом 13 Постановления № 732 устанавливаются следующие категории объектов (территорий) стационарного типа:

а) объекты (территории) стационарного типа I категории - объекты (территории) стационарного типа, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 800 человек;

б) объекты (территории) стационарного типа II категории - объекты (территории) стационарного типа, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 300 до 800 человек;

в) объекты (территории) стационарного типа III категории - объекты (территории) стационарного типа, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 100 до 300 человек;

г) объекты (территории) стационарного типа IV категории - объекты (территории) стационарного типа, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 100 человек.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 22:27:020101:1, имеющий местоположение: Российская Федерация, Алтайский край, район Мамонтовский, МО «Островновский сельсовет», в 2100 м по направлению на юго-восток от м.з. ; из категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; с видом разрешенного использования: для оздоровительной деятельности; площадью: 145868 кв. м, для организации отдыха и оздоровления детей и подростков, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казённому образовательному учреждению дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» (ОГРН <***>).

На данном земельном участке расположен детский оздоровительный лагерь «Чайка» (ДОЛ «Чайка») который является сезонным внешкольным учреждением круглосуточного пребывания и организуется для детей и подростков (далее - дети) в возрасте от 7 до 17 лет включительно. Лагерь является структурным подразделением Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» (далее - МКОУДО «Мамонтовский ДЮЦ»).

Лагерь осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, собственным положением.

Основные задачи Лагеря: организация содержательного досуга детей; сохранение и укрепление здоровья детей; создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе; организация условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием и достаточным количеством питьевой воды; воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма; формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей; привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности. Деятельность Лагеря основывается принципах безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства. Проектная вместимость 140 человек, количество размещаемых детей не должно превышать проектную вместимость Лагеря. (Положение о детском оздоровительном лагере «Чайка», утверждено приказом директора МКОУДО «Мамонтовский ДЮЦ» ДД.ММ.ГГГГ-р).

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» создано в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Является некоммерческой организацией. Организационно-правовая форма - муниципальное учреждение. Тип учреждения - казённое.

Тип образовательной организации - организация дополнительного образования.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Мамонтовский район Алтайского края.

Функции и полномочия Учредителя в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края, нормативно-правовыми, актами муниципального образования Мамонтовский район осуществляет комитет Администрации Мамонтовского района по образованию-функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет Администрации Мамонтовского района по образованию.

Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в территориальном органе Федерального казначейства, счёт по учёту средств, приносящих доход от деятельности, предусмотренной Уставом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (Устав МКОУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр» утвержден приказом комитета Администрации Мамонтовского района по образованию № 225р от 27.11.2017 года).

Постановлением Администрации Мамонтовского района Алтайского края от 12.10.2017 № 418 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением в измененных границах утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории 22:27:020101 площадью 15644 кв. м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения. Адрес (описание местоположения): Алтайский край, Мамонтовский район, МО Островновский сельсовет, участок расположен в 2,4 км по направлению на северо-запад от с. Островное.

При проверке объекта структурного подразделения МКОУДО «Мамонтовская ДЮЦ» - ДОЛ «Чайка», проведенной помощником прокурора Мамонтовского района Бочкаревым М.В. произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером . Сопоставление границ произведено на основании схемы земельного участка с кадастровым номером граничащего с земельным участком с кадастровым номером , на котором расположен Лагерь. В результате проверки установлено, что отсутствует ограждение на протяжении расстояния между характерными границами точек Н5 - Н6, а также между границами между характерными границами точек Н6 - Н7.

В результате чего на территорию ДОЛ «Чайка» возможен бесконтрольный проход и проезд граждан, что нарушает требования безопасного пребывания несовершеннолетних в ДОЛ «Чайка».

Как следует из подпункта «б» пункта 19 Постановления № 732 в целях обеспечения антитеррористической защищенности на объектах (территориях) стационарного типа IV категории осуществляются мероприятия по организации и обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, осуществление контроля за их функционированием.

Положением пункта 20 Постановления № 732 устанавливается, что в отношении объектов (территорий) стационарного типа III категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 19 настоящих требований, осуществляются и иные мероприятия, в том числе организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, осуществление контроля за их функционированием.

Исходя из численности детей и сотрудников, которые потенциально могут находиться на территории лагеря «Чайка», данное учреждение летнего отдыха детей относится по категорированию к объектам (территориям) стационарного типа III категории, то есть к объектам (территориям) стационарного типа, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 100 до 300 человек.

Следовательно, при организации антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для отдыха детей и их оздоровления, должностные лица, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) стационарного типа и объектах (территориях) нестационарного типа, должны руководствоваться Требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 и постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 N 732.

Кроме того судом установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером ,граничащего с территорией лагеря расположены неиспользуемые в процессе организации отдыха детей в лагере здание бани (сауны), нежилое здание профилактория, жилой дом (1976 года постройки), признанные в 2017 году аварийными и подлежащими сносу.Доступ к аварийным объектам не ограничивается для неопределенного круга лиц, в том числе для детей в период прохождения летних оздоровительных кампании, что создавало угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Указанные обстоятельства нарушают требования установленные ст. ст. 2, 3 Закона Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края».

Прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края Директору МКОУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр» в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства, а именно наличие нарушения целостности забора (частичного отсутствия забора) по периметру ДОЛ «Чайка» внесено представление об устранении допущенных нарушений.

Согласно представленной прокурору района информации директора МКОУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр» ФИО3 по периметру лагеря имеется ограждение, лишь в одном месте, действительно, отсутствует часть пролета ограждения, поскольку идёт согласование смежной границы. На 2022 год запланирован комплекс мероприятий направленных на обеспечивание антитеррористической защищенности детского оздоровительного лагеря «Чайка». При формировании бюджета будут учтены потребности для исполнения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Учитывая, что МКОУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, является правообладателем по виду постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером , на котором расположен ДОЛ «Чайка», являющийся его структурным подразделением, следовательно должно нести обязанность по осуществлению своей деятельности в соответствии с законодательством об образовании, в том числе выполнять установленные Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) детского лагеря.

В результате исследованных доказательств по делу судом установлено наличие бездействия со стороны руководства МКОУДО «Мамонтовский детско-юношеский центр» выражающееся в непринятии мер, направленных на соблюдение требований к антитеррористической защищенности образовательного учреждения ДОЛ «Чайка», в результате чего создается угроза жизни и здоровью несовершеннолетних детей, и не соответствующее требованиям, установленным федеральным законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мамонтовского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по неисполнению обязанности установить ограждение на земельном участке с кадастровым номером на границе с земельным участком с кадастровым номером 22:27:020101:853 на протяжении границ точек Н5 - Н6, а также на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7, утвержденных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании постановления Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, до окончания смежной границы земельного участка с кадастровым номером на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7.

Возложить на Муниципальное казенное образовательное учреждения дополнительного образования «Мамонтовский детско-юношеский центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность установить до ДД.ММ.ГГГГ ограждение на земельном участке с кадастровым номером на границе с земельным участком с кадастровым номером на протяжении границ точек Н5 - Н6, а также на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7, утвержденных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании постановления Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ до окончания смежной границы земельного участка с кадастровым номером 22:27:020101:1 на протяжении границы между характерными границами точек Н6 - Н7.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайскую краевую коллегию по гражданским делам, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: Т.А. Корякина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.