Дело № 2-2751/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тамбов 15 октября 2014 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего cудьи Шелухановой С.П.,
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовского района, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании участником боевых действий,
установил:
ФИО1 является военнослужащим, уволенным в запас. В период прохождения военной службы с *** по *** был направлен в качестве старшего оперативной группы технического состава в Таджикистан для организации работ по демонтажу, транспортировке и эвакуации самолета СУ-25 с боевыми повреждениями на территорию России.
Считая, что нахождение в зоне вооруженного конфликта является основанием для признания участником боевых действий, просил установить факт участия в боевых действиях. В обоснование, кроме того, указал, что во время выполнения боевого задания он попал в засаду, когда следовали в колонне из казарм *** мотострелковой дивизии на аэродром. Приняли бой, отражали атаку, применял табельное оружие. Неоднократно подвергался обстрелам, укрывались в защитных укрытиях, оборудованных около стоянки самолета. Поставленная ему боевая задача выполнена, самолет доставлен в Россию. Пребывание на территории Таджикистана исчислена как 3 дня за один день службы.
В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что ему неизвестно кто из находившимся с ним в указанной командировке признан ветераном боевых действий. Приказы об участии в боевых действиях в воинских частях не издавались, сведения из архивов на этот предмет не поступили. Считает, что в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» направлялся в Таджикистан для выполнения боевых задач, что является основанием для признания его участником боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий для установления льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах». В 2003 года, когда он обращался по вопросу признания ветераном боевых действий, основанием отказа было лишь отсутствие Таджикистна в перечне государств, на территории которых велись боевые действия. В то время не указывалось на необходимость документального подтверждения участия в боевых действиях.
Представители военных комиссариатов Тамбовской области и Тамбовского района, ФИО2 ФИО3 иск не признали, считая его необоснованным. Пояснили, что само по себе нахождение в зоне боевых действий ещё не означает участие в боевых действиях. Фактическое участие в боевых действиях определяется на основании приказов с указание дат или периодов времени, когда сотрудники принимали участие в боевых операциях. Факт зачета спорного периода службы для назначения пенсии на льготных условиях (1 месяц за три месяца) не подтверждает участие истца в боевых действиях, так как право на льготное исчисление выслуги лет закон предоставляет всем военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. В приказе о направлении в командировку указано, что он направлялся в республику Таджикистан для выполнения служебного задания.
Представитель ответчика Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Каких-либо ходатайств, возражений на иск не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые необходимым отказать в удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Статьей16 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
Статьей3 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ «О ветеранах» закрепляет круг лиц, которые законодателем отнесены к ветеранам боевых действий. В соответствии с подпунктом1 пункта1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением к Федеральному закону от 12 января 1995года N5-ФЗ «О ветеранах» установлен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий. В его разделе III указаны боевые действия в Республике Таджикистан с февраля 1993года по декабрь 1997года.
Пунктом третьим постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003года N763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» определены органы исполнительной власти, которым поручена выдача удостоверения ветерана боевых действий, в зависимости от категории лиц.
В силу статьи28 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Федерального закона Правительством Российской Федерации 19 декабря 2003года издано постановление N763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту второму названного постановления, выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий 11 августа 2012года издан приказ N2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В пункте9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения к обращению прикладываются в том числе и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей.
Абзацем девятым этого пункта определено, что такими документами для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, являются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.
Решением Верховного Суда РФ от 10 июля 2013г. NВКГПИ13-28 отказано в удовлетворении заявления Л. о признании недействующим приведенного выше абзаца п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации. Решением установлено, что оспариваемый абзац девятый пункта9 Порядка не нарушает права заявителя, поскольку закрепленные в правовых нормах упомянутых выше Федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации и изданного в их развитие приказа Минобороны России, утвердившего Порядок, основания и условия отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполнения служебных обязанностей, страны пребывания и времени нахождения на соответствующей территории основан на учете объективных обстоятельств - важности и сложности поставленных задач, а также условий их выполнения, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан.
Из приведенных выше положений законодательства следует, что обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий является представление им доказательств, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях.
Судом установлено, что в период с ***. ФИО1 в соответствии с приказом МО РФ от *** *** и командировочным удостоверением от *** *** был командирован на территорию Республики Таджикистан в *** для выполнения служебного задания.
13 января 2014г. ФИО1 обратился в установленном порядке в комиссию управления кадров Западного военного округа РФ.
Решением комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденным 28.02.2014г. заместителем председателя комиссии, ФИО1 отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине того, что не представлены документы, указанные в п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Минобороны РФ от 11.08.2012г. N2288.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не оспариваются сторонами.
Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании ветераном боевых действий, суд исходит из того, что истцом не доказан факт его непосредственного участия в боевых действиях во время пребывания в командировке на территории Республики Таджикистан при выполнении задач по конституционной защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.
Согласно абзацу второму пункта второго постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994года N280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Однако ФИО1 не представлено таких приказов. Имеющиеся в деле запросы военных комиссариатов и ответы на них факт участия в боевых действиях не подтверждают. Истец не привел иных обстоятельств, по которым путем содействия в собирании и истребовании доказательств в соответствии со ст.57 ГПК РФ возможно было установить факт участия в боевых действиях.
В подтверждение своих доводов истец ссылается на сам факт направления в командировку в период ведений на территории Таджикистана боевых действий, в связи с чем период пребывания в командировке засчитан в выслугу лет в льготном исчислении. Однако, данный порядок исчисления стажа касается исключительно пенсионных прав истца.
Статьёй 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993г. N4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчёта выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
То есть, закон не ставит право лица на льготное пенсионное обеспечение в зависимость от факта непосредственного участия данного лица в боевых действиях.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Тамбовской области, Военному комиссариату Тамбовского района, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании участником боевых действий.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.П.Шелуханова
Мотивированное решение составлено 16 октября 2014 года.
Судья С.П.Шелуханова