Дело № 2-2751/2021
УИД 52RS0003-01-2021-004330-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2021 года г. Нижний Новгород
Ленинский районный суд г.Н.Новгород в составе председательствующего судьи Смысловой О.Е.,
при секретаре Радкевич А.А.
с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО9, представителей ответчиков ФИО10, ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 МЧС России по <адрес>, ФИО3 МЧС России по <адрес> об обжаловании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Первоначально истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику ФИО3 МЧС России по <адрес>, в обоснование заявленных требований указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в должности заместителя ФИО3 (старшего оперативного дежурного) центра ФИО3 в кризисных ситуациях ФИО3 МЧС России по <адрес>.
Приказом ФИО3 МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (пункт 1) истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины, в связи со следующим.
Истец в период с 09.00 час. ДД.ММ.ГГГГ по 09.00 час. ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности в суточном наряде в составе оперативно-дежурной смены на автоматизированном рабочем месте № предусмотренном для заместителя ФИО3 центра - старшего оперативного дежурного.
В первой половине дня ДД.ММ.ГГГГ в оперативную дежурную смену ЦУКС ФИО3 МЧС России по <адрес> поступила «вводная» на тему - «Реагирование ОДС ФИО3 на ситуацию, связанную с прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений». По итогам тренировки выставлена оценка «неудовлетворительно».
Заместителем ФИО3 МЧС России но <адрес> (по антикризисному ФИО3) полковником внутренней службы ФИО6 подан рапорт на имя ФИО3 МЧС России по <адрес> о допущенных нарушениях служебной дисциплины со стороны ФИО2 Данный рапорт послужил основанием для издания ФИО3 МЧС России по <адрес> приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении служебной проверки».
По итогам служебной проверки была установлена вина истца в нарушении служебной дисциплины и он был «предупрежден о неполном служебном соответствии».
Истец считает данное дисциплинарное взыскание неправомерным по следующим основаниям.
По результатам анализа проведенной тренировки оперативной дежурной сменой НЦУКС МЧС России были выявлены ряд недостатков, которые явились следствием ненадлежащего исполнения обязанностей истцом. Вместе с тем истец во время несения оперативного дежурного не должен принимать участие в тренировках, осуществлять контроль тренировок, поскольку согласно должностной инструкции заместителя начальника Центра управления в кризисных ситуациях ФИО3 МЧС России по <адрес> Истец при несении службы в суточном наряде должен дежурить и решать задачи возникающие во время дежурства, а не отвлекаться от несения службы участвуя в тренировках и отрабатывать вводные. В результатах проверки не раскрыты критерии выставления оценки, не изложено как должен был действовать истец при отработке вводных, вынесенных на тренировку.
В состав комиссии по проведению проверки были включены лица которые имеют заинтересованность в результатах проверки. Полковник внутренней службы ФИО6 - заместитель ФИО3 (по антикризисному управлению), т.к. он координирует деятельность центра, по результатам проверки которого была получена оценка «неудовлетворительно». Так же ФИО6 имеет личные неприязненные отношения к истцу, неоднократно высказывался о том, что примет все меры чтобы его уволить, т.к. место необходимо для своего человека. Майор внутренней службы ФИО7 был прямо заинтересован в проведении служебной проверки, чтобы избежать самому привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения служебной дисциплины в виде ненадлежащей координации деятельности оперативно-дежурных смен ЦУКС при тренировке, и неудовлетворительной организации работы по профессиональной подготовке личного состава ОДС ЦУКС.
Так же были нарушены обязательные требования к проведению проверки и оформлению её результатов: истцу в ходе служебной, небыли разъяснены права и предоставлена возможность их реализации; документально в ходе служебной проверки не подтверждено время совершения дисциплинарного проступка (происшествия), обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника; в ходе служебной проверки искажены данные характеризующие личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, на момент ознакомления Истца с результатами служебной проверки и приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности ДД.ММ.ГГГГ подписи в материалах служебной проверки полковника внутренней службы ФИО6 и подполковника внутренней службы ФИО15 отсутствовали. Поскольку заключение служебной проверки не было подписано членом комиссии подполковником внутренней службы ФИО8. председателем комиссии полковником внутренней службы ФИО6, оспариваемое заключение не могло быть утверждено должностным лицом, назначавшим служебную проверку, а значит и приказ по результатам служебной проверки не мог быть издан.
В результате незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности Истец не дополучает в полном объеме денежное довольствие и испытывает нравственные страдания, тем самым истцу работодателем причинен моральный вред.
Просит суд:
Признать незаконным заключение о результатах служебной проверки от 05.04.2021г. в отношении заместителя начальника (старшего оперативного дежурного) управления кризисных ситуаций ФИО3 МЧС России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО2 и приказ ФИО3 МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О привлечении к дисциплинарной ответственности» за нарушение служебной дисциплины в виде «предупреждение о неполном служебном соответствии».
Взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика было привлечено ФИО3 МЧС России по <адрес>.
В суде истец поддержал заявленные требования, по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель истца ФИО9, так же поддержал заявленные требования своего доверителя.
Представители ответчиков ФИО10, ФИО11 с иском не согласны, представлены возражения (в письменной форме) по заявленным требованиям.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ
1. Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Ст. 49 ч.1 п.1 п.п 4 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ предусмотрено наложение на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, дисциплинарного взыскания в виде предупреждение о неполном служебном соответствии;
Ст. 51. Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ установлено, что
3. Дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
4. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника федеральной противопожарной службы необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
5. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка и не учитывает обстоятельства, при которых он был совершен.
6. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника федеральной противопожарной службы по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
9. О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя. Дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора могут объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания или со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
11. Уполномоченный руководитель обязан в течение пяти календарных дней ознакомить сотрудника федеральной противопожарной службы под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
12. Об отказе или уклонении сотрудника федеральной противопожарной службы от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ
1. Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник федеральной противопожарной службы, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается, но не более чем на 30 дней.
3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника федеральной противопожарной службы должны быть приняты меры, направленные на объективное и всестороннее установление:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе.
4. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
5. В случае выявления в ходе служебной проверки обстоятельств, влияющих на объективность результатов служебной проверки, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель, принявшие решение о проведении служебной проверки, могут продлить срок ее проведения, но не более чем на 30 дней.
6. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
7. Сотрудник федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в устной или письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2) имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и (или) иную охраняемую законом тайну;
г) обжаловать заключение по результатам служебной проверки в соответствии со статьей 73 настоящего Федерального закона.
8. В заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
9. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
10. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ
1. Служебный спор в федеральной противопожарной службе (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем и сотрудником федеральной противопожарной службы или гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшим на службе в федеральной противопожарной службе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
3. Сотрудник федеральной противопожарной службы для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.
4. Сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Порядок проведения служебных проверок в МЧС, регулируется Приказом МЧС России от 17.10.2016 N 550 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", в соответствии с которым:
2. Служебная проверка проводится по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра, начальника (руководителя) подразделения МЧС России (заместителя), наделенного правом наложения дисциплинарных взысканий (далее - должностное лицо, назначившее проверку) при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения им ограничения, нарушения запрета или несоблюдения обязанности, связанных со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), а также по заявлению сотрудника.
3. Должностное лицо, назначившее проверку, назначает должностное лицо или должностных лиц, ответственных за ее организацию и проведение. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного сотрудника.
12. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:
причину и основания для назначения служебной проверки;
сроки проведения служебной проверки;
состав комиссии (председатель, члены комиссии) по проведению служебной проверки;
должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.
13. В состав комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, включаются должностные лица МЧС России, обладающие необходимыми знаниями и опытом.
14. Должностному лицу не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии следующих оснований:
если он является подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка;
если он состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка;
если имеются иные обстоятельства, дающие основания предполагать его прямую или косвенную заинтересованность в исходе служебной проверки.
17. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
20. Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения.
25. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
представлять заявления, ходатайства и иные документы;
обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, проводящих служебную проверку, должностному лицу, назначившему проверку;
ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки (далее - заключение), если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и (или) иную охраняемую законом тайну;
обжаловать заключение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
29. Результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии.
Должностное лицо, назначившее проверку, не позднее 5 дней со дня представления заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.
Материалами дела подтверждается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в должности заместителя начальника (старшего оперативного дежурного) центра управления в кризисных ситуациях ФИО3 МЧС России по <адрес>.
В период с 09.00 ДД.ММ.ГГГГ по 09.00 ДД.ММ.ГГГГ истец нес дежурство в составе оперативно-дежурной смены.
Во время дежурства, ДД.ММ.ГГГГ, была проведена тренировка оперативной дежурной смены ФИО3 «Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России», на тему «Реагирование ОДС ФИО3 на ситуацию, связанную с прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений», по итогам которой работа оперативной дежурной смены была признана неудовлетворительной.
Приказом ФИО3 МЧС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении служебной проверки», в отношении ФИО2 была назначена служебная проверка, создана комиссия для проведения служебной проверки, установлен срок проведения проверки.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 МЧС России по <адрес>ФИО16, были утверждены результаты служебной проверки.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 был ознакомлен с результатами служебной проверки.
Приказом ФИО3 МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, изданным на основании результатов служебной проверки, истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушение служебной дисциплины.
Рассматривая доводы истца о незаконности проведенной служебной проверки в отношении ФИО2 и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, суд исходит из следующего.
Истец считает незаконным заключение комиссии, в связи с тем, что в состав комиссии были включены лица, которые лично заинтересованы в её результатах. Однако заявляя об этом, истец допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных доказательств заявленного обстоятельства суду не представил.
Вышеизложенными положениями Порядка проведения служебных проверок в МЧС, утвержденными Приказом МЧС России от 17.10.2016 N 550, не установлен запрет на участие в проведении проверки должностных лиц, в чьем подчинении находится лицо, в отношении которого назначено проведение проверки.
То обстоятельство, что в состав комиссии вошел зам. ФИО3 МЧС России по <адрес> (по антикризисному ФИО3) – ФИО6, которым был подан рапорт о необходимости проведения проверки, в связи с получением оценки «неудовлетворительно» в ходе тренировки, не является основанием для признания заключения комиссии незаконным, поскольку данный рапорт был подан после того, как оперативной дежурной смене ГУ МЧС России по <адрес>, осуществляющей дежурство ДД.ММ.ГГГГ, старшим оперативным дежурным МЧС России была выставлена оценка «неудовлетворительно». В поданном ФИО6 рапорте были изложены результаты анализа старшим оперативным дежурным МЧС России проведенной тренировки и изложено предложение о проведении проверки в отношении лица, который ДД.ММ.ГГГГ руководил действиями оперативной дежурной – ФИО2, для установления причин получения неудовлетворительной оценки. В указанном рапорте констатированы факты, которые имелись на ДД.ММ.ГГГГ – дату подачи рапорта, мнение ФИО6 относительно того кого он считает лицом, виновным в получении неудовлетворительной оценки не изложено. Оценивая рапорт ФИО6, суд не усматривает в нём личное неприязненное отношение последнего к ФИО2
Истец так же считает, что его вины в допущенных нарушениях оперативной дежурной смены не имеется. Отклоняя данный довод истца, суд исходит из следующего.
В протоколе селекторного совещания МЧС России указано на замечания в работе должностных лиц ГУ МЧС России по <адрес> в ходе тренировки. В анализе проведения тренировки ОДС МЧС России с ОДС ГУ МЧС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, изложены нарушения, допущенные в ходе проведения тренировки ДД.ММ.ГГГГ. Изложенные нарушения нашли своё подтверждение и в ходе проведенной на основании Приказа ФИО3 МЧС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ проверки.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец осуществляет свою трудовую деятельность в должности заместителя начальника (старшего оперативного дежурного) центра управления в кризисных ситуациях ФИО3 МЧС России по <адрес>.
Должностной инструкцией заместителя начальника Центра управления в кризисных ситуациях ФИО3 МЧС России по <адрес> (старшего оперативного дежурного), предусмотрено, что старший оперативный дежурный отвечает за:
- организацию работы ОДС в повседневном режиме и в режиме ЧС ( п.1.2);
- организацию сбора и анализа оперативной информации о ЧС (п. 1.3);
- Организацию взаимодействия с ФП и ТП РСЧС <адрес> и ПФО; организацию подготовки и своевременное представление информационно-отчетных документов согласно регламента в НЦУКС, руководству ФИО3, ФИО3 ЦУКС (п. 1.5)
- Своевременное представление информационных материалов с информацией о происшествиях, угрозе возникновения ЧС или факте ЧС службы ФП и ТП РСЧС <адрес> и ПФО согласно регламента и заключенным соглашениям об информационном обмене (п. 1.6).
Обязан при несении дежурства:
- Знать регламент работы АРМ, алгоритм действий в условиях повседневной деятельности, при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествии) (п. 4.11).
- Организовать работу, руководить действиями личного состава ОДС, осуществлять постоянный контроль (п.4.13).
При возникновении ЧС обязан:
- Строго выдерживать Регламент представления информационно-отчетных документов по ЧС (происшествий) в НЦУКС, лично осуществлять проверку качества их отработки и вести ведомость контроля отработки документов ОДС ЦУКС ( п. 4.27).
- Организовать работу должностных лиц в соответствии с утвержденными технологическими картами на каждом АРМ (п.4.28).
Старшему оперативному дежурному предоставлено право:
- Организовывать работу, руководить, осуществлять постоянный контроль деятельностью личного состава ОДС ЦУКС ( п. 5.4).
- Осуществлять контроль за отработкой документов ОДС ЦУКС в соответствии с регламентом и разработанными технологическими картами (п. 5.5.)
Таким образом истец, как старший оперативный дежурный, отвечает за работу всей оперативной дежурной смены, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что вина истца в выявленных нарушениях установлена правильно.
Иные доводы истца о том, что в результатах проверки не указано время, не изложено как должен был действовать истец, не дан критерий оценки, не имеют правового значения в рассматриваемом споре, поскольку разделом V «Оформление результатов служебной проверки» Порядка проведения служебных проверок в МЧС, утвержденного Приказом МЧС России от 17.10.2016 N 550, не предусмотрено изложение в результатах служебной проверки заявленного истцом – критерия оценки, описание алгоритма правильности действий (как должен действовать) лица в отношении которого проводится служебная проверка. Время же совершения нарушений описано в заключении.
Так же судом отклоняется довод истца о том, что проверка была проведена незаконно, т.к. он находился на оперативном дежурстве и не мог принимать участие в тренировке, что предусмотрено Положением об организации оперативной дежурной службы в системе МЧС России.
В соответствии с Положением об организации оперативной дежурной службы в системе МЧС России, утвержденном Приказом МЧС России от 23.12.2019 года № 763, в разделе 7, предусмотрено, что «Привлечение личного состава оперативных дежурных смен для решения задач, не связанных с несением оперативного дежурства, в период несения оперативного дежурства запрещается.»
Вместе с тем должностной инструкцией ФИО2 предусмотрена обязанность постоянно работать над повышением своего профессионального уровня (п. 3.8).
Вышеуказанным Положением, утвержденным Приказом МЧС России от 23.12.2019 года № 763 предусмотрено в разделе 8, что ежесуточно осуществляется контроль качества оперативной дежурной смены; а так же в ходе проведения различных проверок, в том числе и в ходе внезапных проверок, в том числе боевой и мобилизационной готовности.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки была дана вводная, которая связана с оперативным дежурством и решает задачи, связанные с несением оперативного дежурства, а именно повышением профессионального уровня оперативной дежурной смены.
При этом суд так же учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ, истец получив вводную для тренировки, приступил к отработке вводной, т.е. в тот момент он не считал незаконным проведение тренировки. Своё несогласие с проведением тренировки истец высказал только после применения дисциплинарного взыскания.
При назначении в отношении ФИО2 проведения проверки, приказом ФИО3 МЧС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении служебной проверки», была создана комиссия для проведения служебной проверки, в которую вошли: Председатель комиссии – ФИО6, заместитель председателя комиссии – ФИО12, члены комиссии: ФИО13, ФИО11, ФИО7, ФИО14, ФИО15
В соответствии с заключением о результатах служебной проверки, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ, данное заключение не подписано ФИО6 и ФИО15
В соответствии с утвержденным Приказом МЧС России от 17.10.2016 N 550 Порядком проведения служебных проверок в МЧС, заключение должно быть подписано председателем комиссии и всеми членами комиссии (п. 29).
Таким образом, подписи всех членов комиссии, участвующих в проведении служебной проверки, в заключении, данном по результатам проверки, является обязательным требованием для признания заключения служебной проверки действительным. Поскольку в заключении по результатам проведения служебной проверки, не имеется подписи председателя комиссии и одного из его членов, то указанное является основанием для признания результатов служебной проверки недействительным.
Признание недействительным результатов служебной проверки, на основании которой в отношении истца было применено дисциплинарное взыскание в виде «предупредить о неполном служебном соответствии» - Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, является основанием для признания незаконным и указанного приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.
Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда – 40 000 руб.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ.
«Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.»
Поскольку трудовые права истца со стороны ответчика ФИО3 МЧС России по <адрес>, нарушены незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности, суд находит, что требования истца о компенсации морального вреда законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из того, что ответчиком нарушены трудовые права истца, он был незаконно привлечен к дисциплинарной ответственности, что не могло не причинить моральный вред истцу, выразившийся в переживании по-поводу этого, о чем истец заявил в суде, в связи с чем суд находит обоснованной сумму компенсации морального вреда – 10 000 руб. и взыскивает указанную сумму с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к ФИО3 МЧС России по <адрес>, ФИО3 МЧС России по <адрес> об обжаловании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение о результатах служебной проверки, утвержденных ФИО3 МЧС России по <адрес>ФИО16ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в отношении заместителя начальника (старшего оперативного дежурного) центра управления в кризисных ситуациях ФИО3 МЧС России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО2.
Признать незаконным приказ ФИО3 МЧС России по <адрес> генерал – лейтенанта внутренней службы ФИО16№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя начальника (старшего оперативного дежурного) центра ФИО3 в кризисных ситуациях ФИО3 МЧС России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО2 в виде «предупреждения о неполном служебном соответствии».
Взыскать с ФИО3 МЧС России по <адрес>, ФИО3 МЧС России по <адрес> в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда – 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части в иске ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Е. Смыслова
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2021 года.